Раскройте порядок предоставления финансовой помощи государства юридическим лицам Республики Беларусь.




 

Указ Президента Республики Беларусь28.03.2006 № 182

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи

1. Настоящим Положением определяется порядок оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – плательщики) государственной поддержки из республиканского бюджета путем предоставления финансовой помощи – финансовых средств на безвозвратной и безвозмездной основе.

2. Финансовая помощь оказывается плательщикам в пределах сумм уплачиваемых ими в республиканский бюджет налогов, сборов и таможенных платежей для достижения следующих целей:

· выполнения бюджетных программ, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств республиканского бюджета, включенных в перечень, ежегодно утверждаемый законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

· приобретения технологического оборудования и запасных частей (включая случаи их приобретения за пределами Республики Беларусь) для реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу и имеющих положительное заключение;

· проведения по решению Президента Республики Беларусь мероприятий, имеющих важное государственное значение;

· достижения иных целей, установленных Президентом Республики Беларусь.

При этом финансовая помощь негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) производится с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц и при условии нераспределения (неотчисления) части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решений о предоставлении этим юридическим лицам финансовой помощи, до увеличения (образования) доли Республики Беларусь в их уставных фондах.

3. Плательщики, претендующие на получение финансовой помощи, подают заявление о ее предоставлении по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении или ведении которых они находятся (в состав которых они входят), а плательщики, не находящиеся в подчинении или ведении этих органов (не входящие в состав таких организаций), – в облисполкомы (Минский горисполком).

К заявлению прилагаются:

1) бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

2) справки на последнюю отчетную дату:

3) об основных экономических показателях по форме, утвержденной Министерством экономики;

4) налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам;

5) таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Государственным таможенным комитетом;

6) бизнес-план развития юридического лица;

7) решение собственника имущества, общего собрания акционеров (участников, учредителей), иного уполномоченного органа управления юридического лица о согласии на увеличение (образование) доли Республики Беларусь в уставном фонде и нераспределение (неотчисление) части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решения о предоставлении ему финансовой помощи, до увеличения (образования) доли Республики Беларусь в уставном фонде (для юридических лиц негосударственной формы собственности).

В зависимости от целей, на которые предполагается использование финансовой помощи, дополнительно прилагаются:

1) бизнес-план реализуемого инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь;

2) экономическое обоснование целесообразности предоставления финансовой помощи плательщику для выполнения бюджетной программы;

3) экономическое обоснование целесообразности предоставления финансовой помощи плательщику для приобретения технологического оборудования и запасных частей (включая случаи их приобретения за пределами Республики Беларусь) в целях реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу и имеющих положительное заключение;

4) копия заключения о результатах государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;

5) экономическое обоснование целесообразности предоставления финансовой помощи плательщику для проведения по решению Президента Республики Беларусь мероприятий, имеющих важное государственное значение;

6) экономическое обоснование целесообразности предоставления финансовой помощи плательщику для достижения иных целей.

4. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком) на основе анализа материалов, представленных плательщиками, подготавливают заключение о целесообразности оказания им финансовой помощи и в 10-дневный срок направляют соответствующий проект решения Президента Республики Беларусь (далее – проект решения) на согласование в Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство юстиции. Согласованный с данными государственными органами проект решения подлежит согласованию с Комитетом государственного контроля.

5. В проекте решения должны предусматриваться:

1) полное наименование плательщика, претендующего на получение финансовой помощи;

2) размеры предоставляемой финансовой помощи, а также период, на который она предоставляется;

3) цели, на которые используется финансовая помощь;

4) наименование и стоимость приобретаемого технологического оборудования и запасных частей (в том числе приобретаемого за пределами Республики Беларусь) в случае реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу и имеющих положительное заключение;

5) меры ответственности плательщиков, применяемые в случае невыполнения условий предоставления финансовой помощи, в том числе при нецелевом использовании такой помощи;

6) наименования республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов (Минского горисполкома), осуществляющих контроль за выполнением принятого решения.

6. Согласованный проект решения в установленном порядке вносится республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами (Минским горисполкомом) в Совет Министров Республики Беларусь.

7. В случае принятия Президентом Республики Беларусь решения о предоставлении финансовой помощи копия этого решения направляется Советом Министров Республики Беларусь:

1) плательщику, которому предоставлена финансовая помощь;

2) в Министерство финансов и Министерство экономики;

3) в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком), на которые возложен контроль за выполнением принятого решения.

8. По итогам календарного года Советом Министров Республики Беларусь принимается постановление об увеличении (образовании) доли Республики Беларусь в уставных фондах негосударственных юридических лиц на сумму предоставленной финансовой помощи.

Негосударственные юридические лица, которым предоставлена финансовая помощь, принимают решение о распределении (отчислении) части прибыли (объявляют и выплачивают дивиденды), полученной со дня вступления в силу решения о предоставлении финансовой помощи, после увеличения (образования) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц в соответствии с частью первой настоящего пункта.

 

56. Раскройте правовые основы сметно-бюджетного финансирования. Назовите виды смет и охарактеризуйте их.

 

Сметно-бюджетное финансирование представляет со­бой безвозмездное и безвозвратное предоставление денеж­ных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, действующим в отраслях непроизводствен­ной сферы (обороне, органах государственной власти и управления, социально-культурной сфере).

К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, которые финансируются из бюджета на осно­ве бюджетной сметы, имеющие текущий счет в учреждении банка и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с Пла­ном счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений (организаций), состоящих на бюджете.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, виды своих расходов и их конкретные направления отражают в смете.

Смета расходов является основным финансовым пла­ном, определяющим объем, целевое направление и поквар­тальное распределение ассигнований, выделяемых из бюд­жета на содержание учреждений и на осуществление цен­трализованных мероприятий. Действует смета в течение финансового (бюджетного) года - с 1 января по 31 декабря.

Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено. Наличие подобных фактов является нецелевым расходованием бюджетных средств и влечет ответственность, установленную действующим за­конодательством.

Различаются следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, проводимые учреждения­ми, и сметы по внебюджетным средствам.

Индивидуальные сметы составляются отдельно для ка­ждого учреждения и отражают потребность в денежных средствах на его содержание.

Сводная смета представляет собой совокупность инди­видуальных смет учреждений, входящих в одно ведомство, и смету расходов на централизованные мероприятия.

Сметы расходов на содержание учреждений составля­ются по экономической (предметной) классификации рас­ходов. Расходы на капитальные вложения в сметах на со­держание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Индивидуальная смета расходов содержит три группы: текущие расходы; субсидии и текущие трансферты; капи­тальные расходы.

К текущим расходам относятся: заработная плата рабо­чих и служащих; начисления на заработную плату; приоб­ретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярские и хозяйственные расходы); командировки и служебные разъезды и т.д.

Во вторую группу включаются выплаты пенсий, посо­бий и стипендий.

К капитальным расходам относятся затраты на капи­тальный ремонт, приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

По финансированию расходов капитального строительст­ва составляется отдельная смета, в которую включаются рас­ходы на жилищное строительство, строительство производст­венных объектов, объектов социально-культурного и бытово­го назначения, строительство административных объектов, проектно-изыскательскИе работы и прочее строительство.

Сметы расходов учреждений, состоящих на бюджете, составляются по формам, разрабатываемым Министерством финансов Республики Беларусь[1].

Составленные сметы расходов рассматриваются и ут­верждаются руководителем учреждения.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет расходов учреждений, финансируемых из бюджета, опреде­лен в Правилах составления и исполнения республиканско­го и местных бюджетов, поступления средств в государст­венные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования, утвержденных приказом Министерства фи­нансов Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. № 31 б1.

В условиях рыночных отношений важное значение в фи­нансировании бюджетных учреждений и организаций зани­мают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюд­жетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета.

К внебюджетным средствам, например, для учреждений системы образования относятся доходы от платных услуг, производственной и научной деятельности, договорные или контрактные суммы за подготовку кадров. Эти доходы можно отнести к заработанным доходам бюджетного учреждения.

По внебюджетным средствам составляются отдельные сметы. Составление, рассмотрение и утверждение этих смет производится в установленном порядке одновременно со сметами расходов по бюджету.

Смета по внебюджетным средствам состоит из четырех частей: 1) доходы; 2)расходы; 3)налоги и отчисления и 4) пре­вышение доходов над расходами и направление расходования превышения, остающегося в распоряжении учреждения.

Кроме того, учреждения системы образования могут получать доходы от предприятий и граждан в виде добро­вольных пожертвований, благотворительных отчислений и др., которые не подлежат возвращению и являются «неза­работанными» доходами.

К внебюджетным средствам относятся также депозитные суммы, которые находятся на счетах бюджетных организа­ций до определенного срока и подлежат возврату или зачис­лению по принадлежности при наступлении определенных условий: своевременно не полученная заработная плата; сти­пендии учащихся; суммы, получаемые судебными исполни­телями при исполнении судебных решений, и др.

В свою очередь, финансирование предприятий отлича­ется от финансирования бюджетных учреждений прежде всего тем, что свои основные производственные и социаль­ные расходы субъекты хозяйствования обеспечивают за счет собственных средств и перераспределяемых средств из централизованных денежных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных предприятий. В целях перераспре­деления денежных средств в министерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инновационные, развития строительной науки и др.).

В случае недостатка собственных средств предприятия широко используют банковский кредит, на условиях воз­вратности, платности, целевого расходования и материаль­ной обеспеченности привлеченных денежных средств.

Кроме того, в финансировании предприятий может при­нимать участие и государство, путем выделения из бюдже­та: бюджетных займов и ссуд на возвратной основе; дота­ций для полного или частичного покрытия убытков на не­возвратной основе и субсидий в виде помощи и пособия. Бюджетные ассигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: