Православие и кальвинизм.




Одним из главных критериев неистинности Православия, по мнению кальвинистов, является мирская неуспешность православных народов. И наоборот, признак истинности кальвинизма, по их мнению, это земное преуспевание кальвинистских стран: процветание кальвинистских стран - США, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Австралии, Канады, ЮАР, Южной Кореи - говорит само за себя и доказывает истинность кальвинизма. Что на это можно возразить? Безусловно, русские, были бы намного богаче, если бы в течение четырех веков расширения державы, по примеру протестантов, присваивали бы себе и землю, и труд присоединяемых народов. Россия, расширившаяся на 22 млн. кв. км. от Буга до Тихого океана не отняла ни одного квадратного метра земли у местных владельцев и не отдала его ни русскому крестьянину, ни аристократу. Британцы (англиканское исповедание, как известно, включает в себя элементы кальвинизма) согнали в середине XIX века ирландцев с земли и около 2 млн.человек умерли с голоду. Ирландцы до сих пор ненавидят за это британцев. Россия построила промышленность и города в широтах, где даже в Канаде никто не живет. У нас расстояние между центрами в 5-10 раз длиннее, отопительный сезон -8 месяцев, сельскохозяйственный - 4-5 месяцев против 7-8 в Европе, а глубина фундамента под любую застройку из-за промерзания в 3-5 раз глубже. Это не просто "успешность" – это подвиг. Протестанты не стали бы этого делать - они бы перековали орала на мечи и пошли бы завоевывать других, что они и делали. Именно протестантским странам свойственно особенно пренебрежительное отношение к туземцам - апартеид Южной Африки создали французские и голландские гугеноты-кальвинисты. Американские пуритане уничтожили индейцев даже не в период становления своего общества, а в период его расцвета - в середине XIX века. Это закономерно для людей, презирающих свою Родину и свой народ. Если человек не любит своих, то чужим и вовсе нечего ждать пощады...

 

Но российские последователи Кальвина, как и все прочие люди, пребывающие в духовном самообольщении, не могут объективно оценить ни себя, ни других. Они с ожесточенным упрямством продолжают обвинять Православие, в каких-то немыслимых грехах: Православная церковь несет всю ответственность за то, что произошло в России. Она не спасла Россию от воинствующего безбожия, беззакония, коррупции и пр. Россия - самая безбожная и грешная страна в мире (Православие и кальвинизм - по плодам их узнаете их). Прежде всего, нужно заметить, что если кто и несет ответственность за то, что произошло в России. Но, тем не менее, не кальвинистам указывать на соринки в чьем-либо глазу. В протестантских странах действительно меньше преступности, в частности бытового воровства. Это, несомненно, обусловлено высоким материальным уровнем жизни протестантских стран. Отчасти, это можно объяснить протестантской суровостью по отношению к преступникам. В Швеции, например, сдерживали преступность жестокими репрессиями, которые не снились православным. Там в течение столетий за кражу булки отрубали руку. Примерно таким же образом решали проблему преступности и в других протестантских странах. После таких времен действительно воровать стали меньше. В России воров тоже не жаловали, но и о христианском милосердии не забывали. В протестантских странах рационализм так велик, что экономические преступления там всегда карались строже всего, так как собственность – это для них великая святыня. А вот в области нравственности все наоборот. В Дании уже узаконены однополые браки с разрешением на усыновление детей! В Швеции еще в 60-70х годах в педагогических коллективах обсуждалась проблема - устраивать ли в школах специальные помещения для того, чтобы подростки хотя бы уединялись, а не предавались любовным утехам прямо в коридорах на глазах у всех. В Голландии процветает легализованная наркомания, и подростки колются, открыто прямо на улицах. Про США (которые кальвинисты нам ставят в пример) и говорить не чего, там просто Содом и Гоморра. На всеобщей конференции Объединённой Методистской Церкви, состоявшейся в г. Денвере, штат Колорадо, одиннадцать служащих епископов и четверо находящихся на покое заявили, что они не согласны суставом ОМЦ, запрещающим посвящать гомосексуалистов впасторы и дьяконы. Решение их мотивировалось не Священным писанием, а высокопарными рассуждениями о"христианской любви", об "открытых дверях", о "вреде истинным христианам" и пр. Эти мнения полностью поддержала и супруга тогдашнего президента США, Хиллари Клинтон, бывшая одной из докладчиц на этой конференции. Как и "прогрессивные" епископы, она также высказалась за то, чтобы "широко открыть двери и приветствовать тех, кого разыскал Джон Уэсли" (т.е. гомосексуалистов). Гомосексуализм, кстати, не единственное извращение в ОМЦ - в 1988 г. штаб-квартира ОМЦ опубликовала заявление об эротике, которое одобряло порнографию, если только в ней не показывают насилия и принуждения! Уходящий на покой в 1985 г. епископ ОМЦ МельвинУитли заявил, что ОМЦ «замечательная организация, так как в ней уживаются гомосексуализм и христианство». Американский "епископ" Епископальной Церкви Джон Спонг посвящает в пасторский сан педерастов и лесбиянок. В 2003 году епископом Нью-Хемпширским Американской Епископальной Церкви был избран открытый гомосексуалист Джим Робинсон. И, в полном соответствии с пословицей "каков поп, таков и приход", вопросе членов Американской Епископальной Церкви, проведенном в 1993 г., 70%опрошенных считали, что гомосексуалисты могут быть верующими христианами, а 75%считало, что верующие христиане могут жить с лицами противоположного пола, не находясь в браке (ChristianNews, 1 ноября1993 г.). В 1992 г. отделение ЕЛЦА по вопросам церкви в обществе позволило распространение отчёта о сексуальности, в котором утверждается, что гомосексуалисты были созданы Богом и что внебрачные половые связи не всегда греховны. А брошюра ЕЛЦА для молодёжи говорит, что Библия не осуждает гомосексуализм. Стоит ли этому удивляться, если около 30-ти лет тому назад, когда сегодняшние американские пасторы и епископы сидели за семинарскими партами, один писатель суммировал атмосферу, царящую в этих семинариях: "Не будет преувеличением сказать, что среди таких конфессий как ЕЦ, ОМЦ, Объединённые пресвитериане (кальвинисты), Объединённая церковь Христа, ЕЛЦА и Пресвитерианская(кальвинистская) церковь Америки нет ни одной семинарии, в которой бы утверждалось, что Библия не содержит ошибок. Также нет ни одной семинарии, в которой не было бы преподавателей, отрицающих один или более догматов христианской веры". Гарольд Линдселл, "Битва за Библию", Zonderran, 1976, стр.145-146. И вот сегодня питомцы этих семинарий, взобравшись на пасторские, епископские и миссионерские амвоны Америки, проповедуют... "христианство"! Если таковы американские христиане, то страшно представить себе каковы американские атеисты?

Впрочем, мы не должны успокаивать себя мыслью, что мы не хуже других. У современного Православия есть серьезные проблемы, которые необходимо срочно решать. В Церкви практически забыта древнецерковная практика оглашения и подготовки к крещению новообращенных и катехизации христиан, уже принявших крещение. Повальная богословская неграмотность становится причиной возникновения различных суеверий, от которых немощные наши братья приходят в смущение и нередко отпадают от Церкви. Подготовка грамотных кадров в семинарии идет не так быстро и качественно, как это необходимо для противостояния нашим внутренним проблемам и духовной экспансии Запада. Компенсировать этот дефицит кадров, мы можем сегодня только самообразованием. Но и тут проблемы. Очень трудно сориентироваться в огромном потоке выпускаемой литературы и выбрать именно то, что нужно.

Как бы не пытались кальвинисты внушить нам нигилизм к собственной истории, мы не перестанем верить в неуничтожимое величие Православия и России. Мы считаем, что у России еще есть шанс выжить. Мы верим, что Бог не оставит нас. Поэтому мы должны продолжать бороться за духовную и материальную конкурентоспособность России.

Заключение.

В заключение нужно отметить, что Бог в системе Кальвина является почти исключительно Всемогущим Властителем, воля Которого составляет верховный принцип, последнюю цель всего мирового бытия, всей разумно-нравственной жизни. Все в мире существует и должно служить исключительно для славы Божией, ради Божией чести. К идее Бога как всепроникающей воле сводится у Кальвина сущность всей религии, все другие стороны отношений между Богом и человеком отодвинуты на задний план. Религиозные понятия получили какой-то ветхозаветный отпечаток, ибо Кальвин действительно жил в мире ветхозаветных идей и настроений. На почве такого религиозного мировоззрения уверенность во спасении, в частности, как дело Божие, получила вид веры в предвечное решение Божие прославить Свое милосердие избранием для блаженства одной части людей независимо от их заслуг и дел, просто ради одной воли Божией самой по себе. Так же безусловно осуждена на погибель другая часть человечества. Все домостроительство спасения составляет осуществление этого непостижимого и страшного декрета. Восходить мыслью к этому решающему моменту и в мысли о своем избрании почерпать уверенность в спасении – дело истинной христианской религиозности. Кальвин внес в протестантскую религию новую черту: выдвинул и подчеркнул долг христианина не только любить Бога, но и бояться, больше бояться, чем любить, внес в лютеранское учение об оправдании отпечаток суровости, жестокости.

 

Таково теоретическое мировоззрение Кальвина. Как в теории он все свел к чистой идее безусловной самодовлеющей Божественной воли, так и в практическом осуществлении христианства в центре всего женевский реформатор поставил требование безусловного повиновения воле Божией, выраженной в Его законе или Его Слове, и по этому пути направил всю энергию церковной жизни. Это требование сделалось высшим принципом, господствующим над всеми ее сторонами. Закон Божий должен был стать единственной мыслью реформатского общества. Перед ним должно было склоняться решительно все, исчезнуть все частные интересы, замолкнуть все естественные чувства и склонности. В обеспечении исполнения его получали свой смысл государство и общество, церковная власть была только истолковательницей и блюстительницей закона, весь внешний строй предназначался служить средством к исполнению закона и имел авторитет сам постольку лишь, поскольку был прописан в законе. Внешнее богопочитание и внутренняя жизнь сердца, благочестивые чувства и движения души подчинены были все тому же принципу, являлись не свободными движениями возрожденного духа, а актами повиновения воле Божией, делом закона.

 

Вся церковная, вся нравственная жизнь стали представлять собой какое-то грандиозное развитие энергии повиновения. С неуклонной последовательностью все содержание христианской религии, доктринальное и практическое, оказалось понятым и построенным на одной идее. Таким образом, и личная религиозная настроенность Кальвина, и его догматическая система, равно как и учрежденный им церковный строй, проникнуты одним началом, составляют выражение или приложение одного принципа – безусловного повиновения воле Божией, всецелого служения Его прославлению.

 

Самыми замечательными представителями кальвинизма в дальнейшей его истории были пуритане, с их прославленным благочестием, с их несокрушимым гражданским мужеством. Правда, это были резкие и необычные выражения кальвинизма в жизни и практике, и такой суровости, такой мрачной настроенности не было и нет в других реформатских общинах. Все вообще реформатские общины отличаются в сравнении с лютеранскими более строгой нравственной дисциплиной, которая все же не переходит в крайность и скорее служит к чести, чем к укору их нравственного быта. Но это значит только то, что для жизни эти начала в целом и строгом виде были бы насилием и не могли привиться везде и навсегда, а находили себе выражение лишь в исключительных примерах. Это потому же, почему в реформатских назидательных книгах и проповедях мы редко встречаем строгое выражение самих реформатских догматов. В силу обстоятельств смягчалась теория, неизбежно смягчались и в жизни нравственные начала, привязанные к этой теории.

 

Нынешнее реформатство отличается, даже сравнительно с лютеранством, особенной наклонностью к рационализму в области теории. Отрицание христианской догматики почти введено в принцип – в христианстве признаются и уважаются лишь нравственные начала. Элемент сухой рассудочности с самого появления реформатства в лице Кальвина и Цвингли составлял и составляет его отличительную, характерную черту.

 

 

Список литратуры.

1. История религий. 2й том. Ф.М.Ацамба; Н.Н. Бектимирова; И.П. Давыдов и пр.

2. История религий. Митрополит Иларион (Алфеев); протоиерей Валентин Васечко; протоиерей Олег Корытко.

3.Православие и западной христианство. Священник Максим Козлов; Д.П.Огицкий.

4. История религий. С.Н. Астапов; Е.В. Бурлуцкая; А.Н. Бурлуцкий.

5. Протестантизм. Е.В. Жудинова.

6. Западное христианство: взгляд с востока. Протоиерей Максим Козлов.

7. Статья «Православие и кальвинизм» Алексей Кержаков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: