Николай Андреевич Римский-Корсаков




Провинциальный город новгородской губернии, здесь 6 марта 1844 года родился будущий композитор. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя частно пели народные песни, а также отрывки из модных опер.Музыкальные способности Николая проявились очень рано, не было ребёнку ещё двух лет, а он уже хорошо различал все мелодии, которые ему пела мать. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, и к одиннадцати годам он добился значительных успехов. Первым значительным сочинением юного музыканта был дуэт, написанный в подражание песне Вани из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Но не только музыка интересовала в это время Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием личности и писем старшего брата.

В двенадцать лет Николая отвезли в Петербург, где он поступил в Морской корпус. Подчинённый суровым военным порядкам, юный воспитанник быстро приспособился к существующим условиям. Успехи в учёбе давали возможность еженедельного отпуска, и юный кадет стал часто посещать концерты, оперу. Огромное впечатление на него произвели итальянские оперы, но вскоре всё затмили «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, вызвавшие у пятнадцатилетнего подростка «неописуемый восторг». Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков много музицирует, пропагандирует среди знакомых произведения Бетховена, Шопена, Мендельсона, Мейербера, Глинки. С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, и, принимая в его работе активное участие, молодой человек бер1т на себя руководство хором; кроме того, он делает переложения отрывков из опер Глинки.

Между тем музыкальное образование Николая оставляет желать лучшего, и с осени 1859 года он начинает заниматься с Фёдором Канилле. Через Канилле молодой музыкант знакомиться с Милием Балакиревым. Вступив в кружок молодых музыкантов, он сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым, что окончательно предопределило его дальнейших профессиональный путь. Юноша знакомиться с современной музыкой, основами музыкальной формы и инструментовки, начинает своё первое крупное творение – Первую симфонию. Однако параллельно он сдаёт экзамены в Морском корпусе, по окончанию которого в качестве гардемарина уходит в кругосветное плавание. В первые месяцы плавание Римский-Корсаков усиленно переписывался с Балакиревым, но постепенно яркие впечатления от морского впечатления оттеснили творчество.

Возвращение к музыке произошло быстро. Композиторским дебютом явилось исполнение Первой симфонии в концерте Бесплатной Музыкальной Школы под управлением Балакирева. Вскоре появились новые сочинения – симфоническая картина «Садко», симфоническая сюита «Антар». Однако самой основательной работой Римского-Корсакова этого периода стала опера «Псковитянка», сюжет которой ему подсказали Балакирев и Мусоргский. Вместе со Стасовым они помогали композитору в составлении плана и либретто оперы. Премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре и прошла с большим успехом. Завершение оперы совпало с женитьбой Николая на Н. Н. Пургольд. В середине 70-х годов Римский-Корсаков принял на себя обязанность директора Бесплатной Музыкальной Школы. Это были годы совершенствования композиторской техники, усиленных занятий гармонией и контрапунктом. Обучая других, он учился сам, обращаясь за советами к своим коллегам, профессорам консерватории, и к Чайковскому. Одновременно шло освоение фольклора, а также редактирование партитур Глинки для предпринятого Л. И. Шестаковой нового издания. Отказавшись от собственного творчества, композитор отдал несколько лет жизни либо завершение и оркестровке, либо к редактированию и подготовке к публикации «Каменного гостя» Даргомыжского, «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргского, оперных партитур Глинки.

Как патриот Римский-Корсаков трагически переживал события русско-японской войны 1904. 1905 год начался расстрелом мирной демонстрации. Римский-Корсаков вместе со студентами Петербургской консерватории откликнулись на забастовки и революционные выступления. Не ограничиваясь резкими высказываниями на заседаниях художественного совета консерватории, композитор опубликовал в газетах ряд открытых писем, в которых осуждал реакционные действия Русского Музыкального Общества. В ответ на это дирекция РМО уволила Римского-Корсакова из консерватории. В кругах музыкальной общественности поднялась буря возмущения.

Под давлением событий консерватория получила автономную (перестала зависеть от РМО).

В это время появляются ярко новаторские, пронизанные глубокими философскимиоткровениями и социальными идеями оперные шедевры Римского-Корсакова: «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков страдает серьёзным сердечным заболеванием. Переехав на лето в усадьбу Любенск, он ещё продолжает работу над учебником «Основы оркестровки». В ночь на 8 июня композитор скончался.

Цезарь Антонович Кюи

Известный композитор, член Балакиревского кружка, видный музыкальный критик, активный пропагандист идей творчества «Могучей кучки», крупный учёный в области фортификационной школы, Ц. А. Кюи во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внёс весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и науки.

В Литовском городе Вильно 6 января 1835 года родился Цезарь Антонович. Музыка в доме звучала часто; её любили, но расчёта дать кому-нибудь из пяти детей профессиональное образование у родителей никогда не было. Первые уроки музыки маленький Цезарь получил именно здесь: его учительницей стала старшая сестра, которую затем сменил местный скрипач Дио. Играя в четыре руки популярную музыку, Цезарь научился прекрасно читать с листа. Мальчик исполнял много бытовой музыки, фантазии на темы известных опер, но более всего его пленяли мазурки Шопена.

В итоге занятий музыкой у Цезаря пробудился интерес к сочинительству. Первыми композиторскимиопытами стали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «увертюра или нечто в этом роде». Детские пьесы Кюи заинтересовали его учителя Дио, который счёл необходимым показать их самому известному музыкальному авторитету Вильно – Станиславу Монюшко. Встреча с Монюшко явилась для Цезаря неожиданным и, быть может, самым дорогим подарком судьбы. Всего семь месяцев известный музыкант занимался с Цезарем, но творческое общение было столь плодотворным, что молодой человек за короткий промежуток времени успел освоить основы теории музыки, решения задач по генерал-басу и контрапункту, обработки хоралов.

В 1850 году Кюи уехал из Вильно в Петербург, где стал кондуктором Главного инженерного училища. Разумеется, по-настоящему заниматься музыкой в инженерном училище молодой человек не мог, но именно в годы учёбы произошло настоящее знакомство Кюи с оперой. Почти еженедельно «завсегдатаи» театра слушали оперы итальянских и французских композиторов.

В возрасте двадцати лет Цезарь Кюи поступил в офицерские классы, в Николаевскую инженерную академию. Цезарь с друзьями часто посещали симфонические и камерные концерты, бывал в Мариинском театре, слушал оперы не только зарубежных, но и русских мастеров. Музыка всё сильнее притягивала молодого человека. И вот однажды произошло событие, которое стало поворотным в его жизни. Он познакомился с Милием Балакиревым. Трудно переоценить значение этого знакомства не только для Цезаря Кюи, но и для русской музыки: произошла зарождение ядра будущего кружка русских композиторов, сыгравших огромную роль в развитии отечественного музыкального искусства. Вскоре Балакирев познакомил своего друга с Александром Серовым и с Александром Даргомыжским, только что представившим слушателям «Русалку», поразившую Кюи правдой музыкальных характеров.

Завершался ещё один жизненный этап: в 1857 году Кюи была окончена академия, сочинены первые романсы («Тайна», «Спи, мой друг молодой», «Так и рвётся душа»), пьесы, подходила к концу работа над оперой «Кавказский пленник».

На одном из музыкальных вечеров в доме у Даргомыжского Кюи познакомился с Модестом Петровичем Мусоргским. Цезарь и Модест сразу почувствовали симпатию друг к другу, чему «виной» была горячо любимая музыка. Встречи друзей частно проходили в доме Балакирева, где бывал и Владимир Стасов.

В 1858 году произошла важная перемена в личной жизни Кюи: он женился на Мальвине Бамберг. Мальвина стала незаменимым помощником Кюи во всех начинаниях: взяла на себя заботы по содержанию частного пансиона. Была переводчицей в заграничных поездках, исполняла оперные партии в домашних спектаклях.

В начале 60-х годов окончательно завершилось формирование Балакиревского кружка, к которому примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Несмотря на то, что все члены содружества находились под сильнейшим художественным влиянием Балакирева, индивидуальность каждого из них не только не потерялась, но начала раскрываться, сверкая яркими красками.

«Вильям Ратклиф» - следующая значительная опера Кюи, за сочинение которой он взялся по совету Балакирева в 1861 году. Семь лет работал Кюи над оперой, обсуждал каждую новую сцену с балакиревцами. Только в 1868 году опера была принята дирекцией императорских театров. Оперу поддержали не только «кучкисты», но и Чайковский, писавший Балакиреву: «Разбираю каждый день оперу Кюи и наслаждаюсь. Я не ожидал. Что опера эта так замечательно хороша».

Дебютом Цезаря Антоновича в музыкально-критической деятельности стала статья «Клара Шуман в Петербурге». Каким только темам не посвящал свои статьи молодой критик. Рецензии на концерты Русского Музыкального Общества и Бесплатной Музыкальной Школы, спектакли русских и иностранных оперных трупп, разбор отдельных сочинений – всё свидетельствовало о таланте мыслителя Кюи.

В 1869 году произошло скорбное событие. Тяжело переживаемое всеми балакиревцами: в возрасте пятидесяти пяти лет скончался, не закончив своё последние творение – «Каменный гость» - Александр Даргомыжский. Кюи и Римский-Корсаков бережно подошли к работе над завершением произведения, стараясь максимально следовать замыслу автора.

70-е годы явились сложным периодом в жизни Балакиревского кружк а. Весьма точную оценку происходящему дал позднее Кюи: «Он [Балакирев] был наседкой, а мы цыплятами; он хотел, чтобы каждый написанный нами такт прошёл через его руки. Мы оперились, покинули гнёздышко и полетели на собственных крыльях, а он хотел нас деспотически удержать под своей ферулой до старости лет; отсюда охлаждение отношений…». На единстве кружка сказалась и существовавшая в его среде определённая недооценка гения Мусоргского и истинного значения, созданного им «Бориса Годунова». В частности, это недопонимание великого творения Мусоргского проявилось в резко критической статье Кюи, признавшего произведение «незрелым, слабым, сочинённым в спешке».

Последние десятилетия жизни Цезаря Антоновича характеризуются спокойствием и размеренностью: он руководит Петербургским отделением Русского Музыкального Общества, становиться почётным членом многих музыкально-общественных организаций в России, занимается научной и педагогической работой, много сочиняет.

Придерживаясь охранительно политических взглядов, с молчаливым неодобрением отнёсся Кюи и к гражданской позиции Римского-Корсакова во время революционных волнений 1905 года. Разрыв с передовой музыкальной общественностью и постепенная утрата старых друзей на склоне лет вели композитора к одиночеству и отстранению от музыкально-общественной деятельности. С 1900 года он оставляет музыкальную публицистику, а в 1904 году отказывается от руководства РМО. Но по-прежнему Кюи много сочиняет в области камерно-вокальной лирики, пишет два квартета, четыре оперы-сказки для детей, ряд хоровых, фортепианных произведений и четырехактную оперу «Капитанская дочка».

Премьеру «Капитанской дочки» уже не смогли услышать соратники Кюи по Балакиревскому содружеству: в 1906 году ушёл из жизни Стасов, в 1908-м не стало Римского-Корсакова, а в 1910-м умер Балакирев. Кончины друзей глубокой болью отзывались в душе композитора, всё острее чувствовавшего одиночество.

Пережив всех своих соратников и недругов, он ушёл из жизни на восемьдесят четвёртом году, 13 марта 1918 года.

Заключение

К середине 70-х гг. «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» — во внутренних творческих расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогической деятельности Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций. С ещё большей остротой проявились назревшие в «Могучей кучке» расхождения в связи с поставленной в 1874 в Мариинском театре оперы «Борис Годунов», оценка которой членами кружка оказалась не единодушной. Бородин видел в распаде «Могучей кучки» проявление естественного процесса творческого самоопределения и нахождения своего индивидуального пути каждым из входивших в её состав композиторов.

Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения. С «Могучей кучкой» преемственно связан Беляевский кружок, который, однако, не обладал присущим ей боевым новаторским запалом и не имел определённой идейно-художественной платформы.

 

 

Источники:

1. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях её творцов. Л. А. Серебрякова.

2. https://www.belcanto.ru/kuchka.html

3. https://www.culture.ru/materials/97263/10-faktov-iz-istorii-moguchei-kuchki



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: