Александр Порфирьевич Бородин




Александр Порфирьевич Бородин, выдающийся композитор, один из создателей русской классики, сочинением музыки занимался редко. К своему музыкальному творчеству Бородин уже в 1870-е годы относился с профессиональной серьёзностью. Он успел в полный голос заявить о себе, узнать успех, привлечь внимание критики. И всё же факт остаётся фактом: притом, что Бородин был композитором, музыка в его жизни находилась на втором план, его внимание сосредотачивалась на науке.

Бородин сын князя и солдатской дочери, он провёл детство и отрочество в Петербурге. Мальчик рос хрупким и впечатлительным, дружил преимущественно с девочками. Они вместе играли в куклы, гуляли и были настолько близки, что Саша даже определял себя в женском роде. В тринадцать лет Александр приступил к изучению на дому гимназического курса. С приглашёнными учителями Бородин занимался историей, географией, черчением, французским, английским и латинским языками. В эти годы началось увлечение Александром химией и естествознанием.

Семнадцатилетний Бородин поступает в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Одновременно молодой человек интересуется литературой, философией, музыкой. После окончание академии Бородин проходит врачебную практику, во время которой знакомиться с Мусоргским. Параллельно с работой в госпитале Александр начинает многолетнее исследование в области органической химии, принёсшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, в 1859 году он уезжает за границу.

Три года Бородин провёл в Германии, Франции, Италии (вместе с друзьями, впоследствии выдающимися учёными – Д. Менделеевым и И. Сеченовым), работая в крупнейших библиотеках и лабораториях Европы, знакомясь с методами преподавания профессоров разных стран.

Большое значение для музыкального самоопределения Бородина имело знакомство с его будущей женой, талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой.

Осенью 1862 года Бородин возвращается в Россию, и его сразу избирают профессором Медико-хирургической академии. Вскоре произошло ещё одно чрезвычайно важное событие: зимой этого же года на одном из вечеров профессора Боткина Бородин встретился с Милием Алексеевичем Балакиревым. Спустя несколько дней Александр навестил Балакирева и стал свидетелем исполнения и обсуждения симфонии Римского-Корсакова. Балакирев стал настоящим наставником начинающего композитора; учил его музыкальной форме, инструментовке, но более всего – истинному пониманию художественной сущности музыкальных творений. Милий предложил Бородину взяться за сочинение симфонии. Композитор с огромным энтузиазмом включился в работу, и уже через месяц после начала занятий с маэстро была написана первая часть, поразившая всех силой образов, ярких национальных элементов.

Так благодаря Балакиреву Бородин стал активным участником кружка, вошедшего в историю под названием «Могучая кучка».

Первая симфония была закончена в 1869 году. Впервые она была исполнена в Петербурге, в концерте Русского Музыкального Общества под управлением Балакирева, и имела большой успех,вызвавший у Бородина новый подъём творческих сил. Композитор сразу приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь».

К весне 1876 года Бородин завершил сочинение Второй симфонии и полностью её записал. Теперь он всё чаще играл её с друзьями целиком, и они не уставали выражать своё одобрение. Стасов прямо связывал её содержание с русским героическим эпосом, и назвал эту симфонию «Богатырской».

Медленно продвигалась работа над «Князем Игорем». Много сил отнимали у Бородина преподавания в Медико-хирургической академии, научная работа, организация Женских врачебных курсов, участие в издании журнала «Знание». Разнообразные его занятия почти не оставляли времени для сочинения музыки. В результате Бородин мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками.

Друзья Бородина были весьма обеспокоены наступившим перерывом в работе над оперой. Они договорились в одно из воскресений собраться у Александра Порфирьевича и постараться сообща подвигнуть его на завершение «Князя Игоря». В назначенный день пришли Римский-Корсаков, Глазунов, Блуменфельд, Стасов, Беляев. Исполнялся только «Князь Игорь», разбирались его достоинства, обговаривались отсутствующие сцены. Беляев предложил Бородину купить у него право издания оперы и Александр согласился. Стараясь работать каждое утро, он упорядочил сделанное, окончательно завершил второе действие, набросал несколько набросков для третьего.

Заканчивалась Масленица, и, в связи с этим, должен был состояться костюмированный вечер. Бородин оделся в русский костюм, много танцевал. Около полуночи он подошёл к группе беседующих, включился в общий шутливый разговор. И вдруг, на пол слове упал. Смерть наступила от внезапной остановки сердца. Ему шёл пятьдесят четвёртый год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: