ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №21




Тема: Оценка конкурентоспособности продукции по показателю цены

Цель работы: научиться оценивать качество продукции и конкурентоспособность с целью выбора наиболее экономичного варианта и анализа резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

 

Методические указания к практическому занятию:

Понятие «качество продукции» неразрывно связано с понятием «конкурентоспособность продукции».

Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующая их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен. Конкурентоспособность является характеристикой продукции, выражающей возможность успешной ее продажи на данном рынке в определенный период времени.

Наряду с качеством, обязательными элементами конкурентоспособности продукции являются группа экономических показателей (цена, затраты на эксплуатацию, утилизацию) и группа неценовых факторов (условия платежа, условия сервиса, уровень снабженческо-сбытовой сети, реклама, имидж и т.д.). На уровень конкурентоспособности различные факторы влияют комплексно.

Определение конкурентоспособности продукции возможно с помощью индекса удовлетворения нужд потребителей и сводится к расчету единичных, сведенных и интегральных индексов, характеризующих относительный (в долях единицы) уровень удовлетворения потребностей потребителей по отдельным показателям (группам показателей). Единичный индекс удовлетворения нужд потребителей по отдельному показателю рассчитывается как соотношение рейтинговых оценок данного показателя продукции собственного изготовления и продукции-эталона, а сводный групповой индекс Iсв.гр. – по формуле

nn Iсв.гр. = ∑ Об.спkвi ∑ Об.этkвi, (14.1) i=1 i=1

где Об.сп – рейтинговая оценка в баллах продукции собственного производства по десятибалльной системе;

Об.эт - рейтинговая оценка в баллах продукции-эталона по той же системе;

kвi – коэффициент весомости i-го показателя, установленного относительно числа 10;

n – количество выделенных и использованных при расчетах единичных показателей.

Интегральный индекс удовлетворения потребностей потребителей определяется как произведение сводных индексов по отдельным группам показателей. Понятно, что уровень конкурентоспособности будет выше у продукции с большим по величине интегральным коэффициентом удовлетворения нужд потребителей.

Приведенный методический подход может быть также положен в основу расчетов уровня конкурентоспособности нескольких конкурирующих на рынке корпораций. Отличие состоит лишь в установлении коэффициентов весомости (значимости) в пределах единицы независимо от числа выделенных показателей и рейтинговой оценки отдельных составляющих (показателей) не только по десятибалльной, а и иначе построенной системе. Среди группы корпораций (фирм) признается наиболее конкурентоспособною та из них, которая имеет больший оценочный коэффициент (количество взвешенных баллов).

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 1.

Подготовить доклады по темам:

1. Качество как фактор конкурентоспособности предприятия.

2. Методология системы управления качеством продукции.

3. Управление качеством продукции на стадии проектирования.

4. Управление качеством продукции на предприятии-изготовителе.

5. Сервис продукции изготовителя.

6. Рекомендации международных стандартов по обеспечению качества.

7. Разработка системы качества на предприятии.

8. Зарубежный опыт в управлении качеством.

Задание 2.

АО «Фоком» начало реализацию нового направления предпринимательской деятельности – изготовления полимерной пленки производственного и потребительского назначения. В период подготовки нового производства предприятие тщательно изучило своих конкурентов, возможную конкурентную позицию на рынке. С этой целью была использована матрица конкурентного профиля, исходные показатели для формирования которой представлены в табл. 14.1.

Таблица 14.1 - Исходная информация для разработки матрицы конкурентного профиля нескольких продуцентов полимерной пленки

  Ключевой фактор успеха Коэффициент весомости Рейтинг по отдельным показателям, баллы
АО «Фоком» АО «Полимер» АО «Хим-завод» МП «Поликерамика»
Продажная цена Объем продажи продукции Реклама и стимулирование спроса на продукцию Каналы сбыта продукции 0,3 0,3   0,3     0,1 3,0 2,5   1,5     2,5 2,0 2,5   2,5     3,0 2,0 2,0   2,0     2,0 2,5 2,0   2,0     1,5
Всего 1,0 х х х х

На основании исходной информации составить матрицу конкурентного профиля акционерного общества «Фоком» и сделать вывод относительно его конкурентной позиции на рынке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое качество продукции?

2. Какова роль качества в развитии предприятия?

3. Какие показатели характеризуют качество продукции?

4. Какие методы управления качеством вам известны?

5. Какова система нормативно-правового регулирования управлением качества?

6. В чем состоит процесс сертификации продукции?

7. Что выражает конкурентоспособность предприятия?

8. Какова взаимосвязь между качеством и конкурентоспособностью?

Литература 1,2,5,7,9,12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: