III. Конец холодной войны и новая Россия




С конца 70-х — начала 80-х гг. советско-японские отношения практически не развивались. Ввод советских войск в Афганистан (1979 г.) вызвал протесты во всем мире, в том числе и со стороны Японии, которая поддержала экономические санкции Запада в отношении Советского Союза (С. 55-56). В это время началось размещение советских войск на острове Итуруп в качестве жеста недовольства в ответ на сближение Японии и КНР. В 80-е гг. в своих отношениях с СССР Япония твердо придерживалась принципа "неразделимости политики от экономики"[10].

Визит Горбачева в Токио в апреле 1991 г. также не решил территориальную проблему. Несмотря на то, что в СССР произошло серьезное поправение политической обстановки, значительная часть советской общественности к каким-либо территориальным уступкам относилась по-прежнему негативно.

После развала Советского Союза Российская Федерация стала непосредственным соседом Японии на Дальнем Востоке. Япония практически сразу признала Россию в качестве государства - преемника СССР, но не отказалась от курса "неразделимости политики и экономики", т.е. МИД Японии свою политику в отношении России по-прежнему рассматривает через призму спорных островов.

В Японии на центральное место выдвигается концепция "сбалансированного расширения отношений" ("какудай кинко"). В связи с этим следует учитывать, что даже публичные высказывания премьера и министра иностранных дел нередко противоречат друг другу или носят взаимоисключающий характер. В японской политологии для характеристики указанной ситуации имеется специальный термин "ниген гайко" (дуализм в дипломатии)[11] (С. 56).

Во время визита Ельцина 13 октября 1993 г. опубликована "Токийская декларация об отношениях между Россией и Японией". Токийская декларация подтверждала стремление России и Японии полностью нормализовать отношения между двумя странами посредством решения проблемы "северных территорий" и путем переговоров о подписании "мирного договора". Однако Россия продолжала вести себя пассивно из-за нестабильности внутриполитической обстановки и отрицательного отношения общественности страны к проблеме передачи "северных территорий" Японии.

С 1996 г. наметились благоприятные признаки активизации контактов между двумя странами. Регулярные встречи, взаимные визиты высокопоставленных лиц России и Японии не могли не оказать определенного влияния на решение проблемы "северных территорий". Тогдашний Министр иностранных дел России Е. Примаков выдвинул новую инициативу оставить решение российско-японского территориального вопроса следующему поколению. В ноябре того же года во время своего визита в Японию Е. Примаков выступил с предложением о совместном освоении "северных территорий" до окончательного решения вопроса о суверенитете над островами.

В связи с этим нельзя не отметить значения "встречи без галстуков" Президента России и премьер-министра Японии 1—2 ноября 1997 г. в Красноярске. Главные итоги красноярской встречи выразились в "Плане Ельцин — Хасимото" и в принятии одного из важнейших политических решений — до 2000 г. заключить российско-японский мирный договор[12].

Все сказанное дает основания для вывода, что существуют многие варианты подхода к решению проблемы Курильских островов.

В этой связи предложим следующие пять вариантов (см. таблицу) (С. 57).

Вариант   Россия   Совместное уууправление управление   Япония  
       
       
       
       
       

 

Первый вариант: все четыре острова находятся под суверенитетом России и поэтому не могут быть переданы Японии.

Второй вариант: Россия признает полный суверенитет над Кунаширом и Итурупом, а острова Хабомаи и Шикотан должны управляться совместно.

Третий вариант: Россия передает Японии Хабомаи и Шикотан.

Четвертый вариант: Россия признает суверенитет Японии над островами Хабомаи и Шикотан, однако острова Кунашир и Итуруп остаются под общим суверенитетом и осваиваются совместно.

Пятый вариант (прояпонский): Россия признает полный суверенитет Японии над всеми четырьмя островами.

Полная передача всех четырех островов Японии невыгодна для России не только из-за потери военно-стратегически важной территории, но и из-за опасности создания прецедента. Кроме того, такой вариант может вызвать в стране отрицательные и деструктивные массовые настроения. Оставить все острова за собой России тоже трудно — останется недовольной Япония, отношения будут напряженными.

Япония последовательна и настаивает именно на пятом варианте, хотя в последнее время в качестве временного решения проблемы Япония согласится и с четвертым вариантом. Этот вариант министр иностранных дел Ватанабэ назвал "временным методом", смысл которого сводится к следующему. Если Россия признает суверенитет Японии над четырьмя островами, то Япония обещает гибкие, сдержанные меры в определении сроков и методов возвращения этих островов Японии (признавая за Россией даже временное право на административное управление этими островами).

Геополитически в настоящее время Россия укрепляет свое положение в Восточной Азии и, используя этот факт, стремится нормализовать свои отношения с Японией.

В связи с проблемой "северных территорий" нерешительность России в решении территориального вопроса можно объяснить различными политическими и экономическими внутренними трудностями (С. 58). Однако, на наш взгляд, самая главная причина этого имеет и военный аспект. В частности, нужно учитывать, что даже сейчас Охотское море не является полностью российской внутренней акваторией. Его южное побережье — японский остров Хоккайдо, на котором, по данным российского Генштаба, развернуты мощная Северная армия Японии и воинские части США. Они способны обеспечить с берега прорыв в Охотское море военно-морских сил через проливы южнее Сахалина и Кунашира[13].

Срок окончательного решения Курильской проблемы будет в значительной степени зависеть и от степени распространения национально-патриотических настроений в российском обществе.

Цели внешней политики России по отношению к Японии, прежде всего, заключаются в извлечении практической выгоды от японской экономической помощи, в создании атмосферы между­народного участия в освоении Сибири и Дальнего Востока и в выходе с помощью Японии в АТР. Для этого очень важна также поддержка со стороны других государств, особенно со стороны США, сделавших в прошлом много для ухудшения отношений между двумя странами (С. 59).


[1] В поисках согласия. – М, 1996. – С. 33.

[2] Марков А.П. Россия – Япония // В поисках согласия. – М., 1996. –С. 6.

[3] Макеев Б. Курильская проблема: военный аспект // Мировая экономика и междунар. отношения. – 1993.- №1.- С. 55.

[4] Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М., 1997.- С. 323-324.

[5] На Ялтинской конференция принято решение о передаче южной части Сахалина и Курильских островов СССР при условии его вступления в войну против Японии. После поражения Японии СССР получил законное право присоединить к себе не только южную часть Сахалина, но и Курильские острова, включая четыре спорных острова. Берлинская (Потсдамская) декларация от 1945 г. содержит также пункт о том, что японский суверенитет распространяется только на острова Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и на мелкие острова, которые будут определены Великобританией, США и Китаем.

[6] Сборник документов и материалов по Японии. 1951—1954. М., 1954. С. 24-31.

[7] Правда. 1956. 20 октября; Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией. МИД РФ, МИД Японии, 1992. С. 44.

[8] Известия. 1993. 13 октября. В связи с этим Всероссийский центр изучения общественного мнения 8—18 августа 1992 г. провел опрос среди 1 695 жителей 11 городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Красноярск и др. По результатам опроса, 73,4% респондентов выступили против передачи "северных территорий", только 8,6% опрошенных высказались за передачу "спорных территорий" Японии. Это показывает, что общественное мнение страны отличается от официальной позиции правительства ("Асахи Симбун". 1992. 3 сентября.). А в опросах, проведенных 30 июля 1992 г., 65% москвичей ответило, что передача "северных территорий" Японии взамен экономической помощи аморальна (Известия. 1992. 4 августа.).

[9] Марков А.П. Россия и Япония (В поисках согласия). – М. 1996. – С. 46; Кутаков Л.Н. Внешняя политика и дипломатия Японии. – М., 1964.- С. 337.

[10] В 1970г. Япония – главный торговый партнер СССР после ФРГ среди западных стран. Однако в 80-е годы российско-японское экономическое сотрудничество охладевает, хотя общий объем торговли оставался на прежнем кровне.

[11] Смысл принципа "неразделимости политики и экономики" сводится к тому, что Япония, используя экономические рычаги, смогла бы навязать России свою волю, чтобы вызвать большую дипломатическую уступчивость со стороны России. Однако попытка реализации этого принципа вызвала обратный эффект. Одним словом, принцип "неразделимости политики от экономики" оказался неприемлемым для российской стороны. В итоге Японии пришлось отказаться от этого принципа и сделать стратегический выбор в пользу экономического фактора, который, в конечном счете, может оказать естественное давление на политику России. Тактика "разделения политики и экономики", или сбалансированная внешняя политика, стала осуществляться с мая 1986 г., когда Министр иностранных дел Японии Абэ Синтаро совершил визит в СССР. В частности, 24 июля 1997 г. премьер-министр Японии Хасимото выдвинул три принципа дипломатии по отношению к России: "доверие, взаимность, долгосрочность". Кроме этого он указал, что в решении вопроса Курильских островов не может быть ни победителей, ни побежденных. По этому поводу Асахи Симбун писала, что Япония практически решила освободиться от оков "неразделимости политики от экономики" (Асахи Симбун. 1997. 25 июля.)

[12] Основу "плана Ельцин-Хасимото" составляют вопросы экономического сотрудничества, включающие инвестиции в российскую экономику, сотрудничество в рамках региональных процессов интеграции и в расширении экономического взаимодействия дальневосточных районов России с Японией, сотрудничество в области высоких технологий и транспорта (Известия. 1997. 4 ноября; Итоги. 1997. 4 ноября. С. 29; Огонек. № 45/97. С. 12-13).

[13] В июле 1992 г., во время парламентских слушаний по вопросу Южных Курил, военное руководство России высказалось против передачи островов Японии, ссылаясь на важность Курильской гряды для России с военно-стратегической точки зрения. В Охотском море дислоцированы российские стратегические атомные подводные лодки. Для их защиты Россия вынуждена оставить под своим контролем Южные Курилы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: