II. Имена ограниченного распространения 1 глава




м.: Богдан, Болеслав, Борис, Борислав, Бронислав, Вадим, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Гордей, Добрыня, Милан, Мирослав, Радислав, Ростислав, Руслан, Святослав, Ян, Ярослав.

ж.: Ванда, Вера, Веселина, Влада, Владислава, Власта, Дана, Дарина, Дина, Зарина, Злата, Карина, Лада, Любава, Любовь, Людмила, Милада, Милана, Милена, Надежда, Рада, Радмила, Руслана, Славяна, Снежана, Станислава, Томила, Яна, Янина, Ярославна.

 

III. Редкие

м.: Бажен, Боримир, Вацлав, Велемир, Володар, Горислав, Ждан, Ладислав, Любим, Любомир, Мстислав, Рюрик, Светозар, Яромир.

ж.: Богдана, Бронислава, Велина, Весна, Веста, Зоряна, Любистина, Милица, Милослава, Мира, Мирослава, Радмира, Светослава, Святосла­ва, Славна, Чеслава, Ядвига.

В настоящее время эти имена составляют лишь 10-15% русского име­нослова (в 1916 году в «святцах» было всего-навсего 11 древних славян­ских имён: Борис, Вадим, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Кукша, Мстислав, Разумник, Святослав, Людмила), в Польше эта доля чуть выше и составляет 10-18%, в Словакии 33-36%, в Болгарии 35-38%, в Чехии 40-48%, и только в Сербии славянское именословие преобладает над чужеземным, составляя 60-66%. Что касается России, то здесь увели­чение доли славянских имён происходило двумя волнами в XX веке: в 20-30 годы, когда народ избавлялся «от наследия царского режима», и с конца 80-х, когда началось возрождение славянского самосознания. Нуж­но отметить, что в обиход вернулись лишь двухосновные, или «княже­ские», имена, такие как Ярослав, Станислав, Владимир. В меньшей степе­ни возвратились имена усечённые: Вадим, Борис, Влад. К сожалению, от­сутствие необходимых сведений об именах является основным препятст­вием к возвращению в нашу жизнь прекрасных и родных славянских имён. Ведь вплоть до середины 90-х годов XX века единственным сбор­ником славянских имён являлся «Славянский именослов» М. Морошки-на, изданный аж в 1867 году в Санкт-Петербурге. Моя книга была первой

попыткой вернуть в наш обиход славянские имена. Вернуть не просто за­стывший набор звуков, а дать возможность каждому имени рассказать о себе читателю как можно больше. Ведь на самом деле имя живёт как бы рядом с человеком, являясь его слуховым образом. Недаром в русском языке существует выражение «создать себе имя». Имя мало получить, его нужно заслужить, а, заслужив, его можно увековечить. Причём увекове­чить можно разными способами, например, поджечь храм Артемиды в Эфесе, или первым проложить человечеству дорогу к звёздам. И услышав имя, мы, как правило, представляем себе совершенно определённого че­ловека. Наполеон... Наполеонов было много, но мы представляем в пер­вую очередь Наполеона Бонапарта. Святослав... Конечно же, это великий князь Святослав Игоревич! Выбирая имя, вы выбираете часть прошлой жизни человека, создавшего себе это имя. Помните об этом всегда! Имя, как и вещь, часто переживает своего хозяина, и обращаться с ним нужно так же осторожно, как и с вещью умершего. К сожалению, истинные зна­чения древних имён нами утеряны, мы можем их лишь предполагать. Так­же мы можем только гадать о правилах, по которым имена давались. По­этому мои переводы значения того или иного имени весьма условны. Как пример, могу привести имя Владимир. Принято считать его двухоснов­ным именем с основами «владеть» и «мир». Однако часто встречается другое написание Володимер, не поддающееся переводу. Кроме того, многие имена, звучащие «не пославянски», на самом деле являются тако­выми и наоборот, самые, что ни на есть «славянские» имена оказываются германскими или кельтскими, например Видимир и Людевит. Думаю, что нашему именослову не одна тысяча лет и некогда наши предки пользова­лись общими для всех белых народов именами. Разошлись языки, исчезли многие племена и народы, но до сих пор эти имена живут, напоминая нам О наших славных пращурах, о том, кто мы и откуда, и зачем пришли в этот мир. Так будем же мы достойны деяний наших Предков, которые ведают 'неведомое ныне и оберегают...

Я заранее выражаю благодарность читателям, которые найдут ошиб­ки, допущенные мною при составлении «Именослова», и укажут пути их исправления. Своё мнение можно высказать в письме.

Пишите: 248001, г. Калуга, а/я 1735, Казакову Вадиму Станиславо­вичу. E-mail: vadimstan@kaluga.ru.

Кроме того, хочу выразить огромную благодарность Сергею Борисо­вичу Андрееву из г. Котовска Тамбовской области и доктору филологиче­ских наук профессору Василию Дмитриевичу Ившину за предоставлен­ные материалы, а также издателю и редактору «Именослова» - главному редактору «Русской Правды» Александру Михайловичу Аратову.

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Б

Бава, медлительный

Багоня, багульник

Багро, значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан, обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен, то же

Байко, говорун

Бакан, багровая краска из червеца,

Бакота, шутник

Бакула, то же

Бакуня, краснобай

Балда, дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован, избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир, по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын, сын врача

Балуй, гриб

Балша, уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран, баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин, крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма, бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним, (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок, сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско, красавчик

Баташ, от «батать» - качать ногами

Батура, упрямец (рязанский говор)

Батяшка, возможно, то же, что и Баташ. «Батеншка табо тверга сеста лясы а егуншти остасе шася на гдь степ земе (Батяшка отверг их в то лето и гунны остались на готской земле)» (ВК И.6.б).

Бахарь, сказочник, врун

Баян, рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост, высматривающий гостей

Бедислав, бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан, бегающий

Безгнев, безгневный

Бездруг, без друзей

Безман, значение неясно

Безмест, значение неясно

Безнос, безносый

Безобраз, безобразный

Безпрем, неизменный

Безрук, безрукий

Безсон, бессонный

Белеут, язь (рыба). Один из воевод князя Владимира Андрее­вича, брата Дмитрия Донского («Сказание о Мамаевом побоище»).

Велик, белый, беловолосый

Белимир, белый (свешенный) мир

Беловолод, «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук, белый волк, сербское имя

Белоглав, с белой головой, седой

Белоглаз, значение не совсем ясно

Белогор, белая (свещенная) гора

Белогость, свещенный гость

Белогуб, имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер, кречет (птица)

Белозор, белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав, белый (свещенный) и славный

Белота, белый

Белотур, белый тур

Белоус, имеющий белые ус

Белый волк, белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин, сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр, «свещенная ярость». Родоначальник князей Белояров. «а несще древне она б я род Белиаров сыльнымь. е гуншти госте оденища се за муже Б елияруг (А ещё раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровы- лы...;» (ВК 1.9.6).

Беляй, светлый, белый

Беляк, белый

Белян, белый

Бень, вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест, берестяной т Берестень, берестяной

Беривой, значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг, значение неясно

Беримир, значение неясно

Берислав, значение неясно

Бермята, тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн, бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень, крыжовник

Веско, возможно, от «бес» - злой дух

Бессон, бессонный

Бестуж, бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой, бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг, сокращение от Белогость (по мнению Гедеонова). Пи­шется Billug (нем. латинояз. источник) - имя вендского князя

Билюд, бьющий людей

Благиня, добряк

Благовест, добрая весть

Благодар, добрый (благой) дар

Благолюб, любящий добро (благо)

Благомил, тот, кому мило благо (добро)

Благомир, добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни). (ВК III.22)

Благород, благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав, славный добротою, славящий благо

Благота, благостный

Благохран, хранящий добро (благо)

Благояр, благой и ярый

Блажен, блаженный

Блажибор, значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться».

Блажимир, значение неясно

Блажислав, значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко, уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн, соблазн

Блестан, блистающий

Блестовит, от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика, родственный

Близбор, значение неясно

Близгост, значение неясно

Близна, рубец от раны

Близомир, значение неясно

Блин, блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд, блудливый. Но, возможно, что от германского слова «кровь» (a blood - англ., Blut - нем.). Воевода Ярополка I Свято­славовича (961-980) великого князя киевского (972-980), предав-ший своего князя Владимиру Святославовичу. «И послл Блудъ кт» Во-лоднмеру, сице глаголя: «яко свысться мысль твоя, яко приведу къ тове Ярсполкд, и пристрой увити м>> «ц приде Ярополк'ь к Володимеру, яко поле-Звв*ь двери, и подъястд и два Вдрягд мечьми под'ь плзусе, Блудъ же зд-таори двери и не да по немт. ити своимъ: и тдко увьент» высть Ярополк'ь». Так, с помощью предателя Блуда, Владимир расправился со своим братом Ярополком, законным правителем государства.

Блюд, блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр, бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец, бобровый, подобный бобру. «Се во воиводо Бовриеце вед-й*теи русе до Голыне, по смрте оврятщь чин Перунь хрявре гординстве (И вот воевода Бобрец повёл русских в Голунь и обрёл после смерти чин в храбром войске Перуна)» (ВК 1.8а)

Боброк, то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня, то же, что и Бобрец

Бобырь, от «бобровать» - бродить по воде или болоту. Или же рыба - пескарь ' Бова, значение неясно. Уменьшительное Бовша. Богдан, данный богами. Известный полководец Богдан Хмель-йяЦкий носил церковное имя Зиновий. А ведь Зиновия Хмельниц­кого не знает никто. Все знают славянское имя полководца. Но к XVI-XVII векам под влиянием греко-кафолической (православной) Церкви, презрительно относившейся ко всему Славянскому, искон­ное имена перестали считать именами. Дьячки писали: «Казак Бо­гдан, а имя ему бог весть». «Богдашками» называли некрещёных младенцев обоего полу. Уменьшительное Божко. Богдан Лютич -сербский витязь, похитивший крылья у Вилы и заставивший её сде­латься своею женой. 'Боговед, ведающий богов Боговит, от «боги» и «вит» - витать, обитать

Боговлад, владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей, от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп, угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил, милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты. Согласно исследованиям О.И.Рапова, крещение нов­городцев началось 29 августа 990 года, в пятницу. (Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв, с.271). Вот что расска­зывает Иоакимовская летопись о крещении новгородцев: «В Новго­роде людие, уведдвше еже Доврыня идет креститн я, учинишд вече и зд-кляшдся вси не пустити во грдд и не ддтн ндолы опровергнута И егдд при-идохом, они, рдзметдвше мост великий, нзыдошд с оружием, и дсче Докры­ня пресчением и лдгодными словы увесчевля их, овдче они ни слышдти хо-тяху и вывесше 2 порокд (метательные орудия) великие со множеством кдмения, постдвишд нд мосту, яко нд сусчне врдги своя. Высший же ндд жрецы славян Богомил, слддкоречид рдди ндречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом нд торговой стороне (где было множе­ство людей. - В.К.),ходихомпоторжисчАмиулицАм,учАхомлюди, елико мождхом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися Безумием и обманом. И тдко превыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже коги наша ддти на поругдние". Ндрод же оныя стрдны, рдзскирепев, дом Добрынин рдзоришд, имение рдзгрдБишд, жену и неких от сродник (родственников) его изеишд. Тысецкий же Владимиров Путятд, яко муж смысленный и хрдврый, уготовдв лодид, изБрдв от ростовцев 500 муж, нос-чию перевезеся выше грддд нд ону стрдну и вшед во грдд, никому же посте-регшу, вси во видевши чдяху своих воев бытн (т.е. новгородцы приняли их за своих, - В.К.). Он же дошед до дворд У^оняевд, ондго и других пе" редних мужей ят и двие посла к Доврыне зд реку. Людие же стрдны оные, услышдв сие, соврАшдя до 5000, оступишд Путяту, и высть междо ими сечд злд. Некия шедше церковь Преоврдження господня рдзметдшд и домы христиан грдкляху (в Новгороде, как и в других городах Руси, за долгое время до крещения стояли совершенно спокойно христи­анские церкви, которые никто не трогал. Сказывался «сатанизм» «диких славян». Но вот, дождавшись прихода карательных войск Добрыни и Путяты, христиане ударили в спину защищающимся новгородцам, что, естественно, вызвало справедливый гнев горо­жан. - В.К.) Даже на рдзсвитднии Доврыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у врегд некие домы зджесчи (ни дать, ни взять, «свет христианства», - В.К.), чимлюди пдче устрдшени Еывше, вежлху огнь тушити; и двие престд сечь, тогда преднии мужи, пришедше к Доврыне,

просишд мирд.

Доврыня же, соврд вой, здпрети грдБление и двие идолы сокруши, дере­вянные сожгошд, д кдменнни, нзломдв, в реку вергошд (в XX веке хри­стиане почему-то очень обижались, когда то же самое с их церквями делали большевики. Как аукнется, так и откликнется, - В.К.); и бысть нечестивым печаль великд. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слездмн просясче за ня, яко за сусчие их боги. Доврыня же, нд-смехляся, им весчд: "что, везумнии, сожллеете о тех, которые севя оборо­нить не могут, кую пользу вы от них чаять можете" (теми же словами увещевали верующих большевики, когда жгли иконы в 20-х годах прошлого века, - В.К.). И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресче-нию. Воровей же посадник, сын Стоянов, иже при Влддимире воспитан н ве вельми слддкоречив, сей иде нд торжисче и пдче всех увесчд. Идошд мнози,

д не хотясчих креститися воины влдчдху и кресчдху (таким образом, убе­дительно доказывалась правота христианства - В.К.), мужи выше моста, д жены ниже моста... И тдко крестя, Путятд иде ко Киеву. Сего для людие поносят Новгородцев: "Путятд крести мечем, л Доврыня огнём" ».

Но, может быть, так было только в Новгороде?

Отнюдь! «Сии шедше по земли с вельможи и вой Владимировы­ми, учаху люд и кресчаху всюду стами и тысячами, колико где прилучися, асче людие неверный вельми о том скорбяху и ропта-ху, но отрицатися воев ради не смяху (отрекаться не смели при виде воинов, - В.К.)». В сущности, при таком подходе, «воев ради не смяху», можно ввести не только христианство, но и что угодно, от иудаизма до капитализма. Что же касается христианства, то оно везде вводилось таким образом, «огнём и мечем».

Богомол, молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк, от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились»

(смилостивились)

Богород, рождённый после просьбы к богам

Богувид, тот, кого видит (замечает) бог

Богужив, тот, кто жив благодаря богу

Богуместь, мстящий за бога

Богумил, милый богу

Богумир, в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов) (ВК 1.9а)

Богун, «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад, радеющий за Бога

Богуслав, славящий Бога

Богухвал, хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш, уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша, сокращение от имен с основой «Бог». Золотокузнец Бог-ша (XII в.): сделал крест «св. Евфросинии Полоцкой» (РИ, с. 153)

Бодан, (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало, рогатина, копьё.

Бодень, орудие для удара тычком.

Боеслав, славный в бою

Бож, божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан, то же

Божедар, дар божий

Божейко, уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен, божий

Божедом, божий дом

Божеслав, славящий богов

Божетех, утешение божье

Божидар, божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой, божий воин

Божибор, борящийся за богов

Божимир, божий мир

Божирад, радеющий за богов

Божко, уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок, то же

Боиборз, скоротечный бой

Бой, бой, воинственный, боец

Бойдан, воинственный

Бойкан, бойкий

Бойко, боец

Болебор, больший (лучший) борец

Болегорд, больший гордец

Болегост, больший купец

Болелют, тот, кто отличается большей лютостью

Болемест, тот, кто больше всех отомстил

Болемил, более милый

Болемир, более мирный

Болемысл, более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад, более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав, более славный. Уменьшительное Болек, Болько. Бо­леслав II Чешский, князь Чехии (967-999). Болеслав I Храбрый (Лядский), польский князь (992-1025), с 1025 - король. «В лето 6526 (1018 г). Приде Болеславъ съ Святополкомъ на Ярослава съ Ляхы; Ярославъ же совокупивъ Русь, и Варягы, и Словене, поиде противу Болеславу и Святополку приде Волыню, и сташа оба полъ рекы Буга. И бе у Ярослава кормилецы и воевода, именемъ Будый; нача укаряти Болеслава, глаголя: «да то ти прободем (проткнём) трескою (колом) черево твое толъстое». Бе 6о Боле­славъ великъ и тяжелъ, яко и на кони не могы седети, но бяши смысленъ; и рече Болеславъ к дружине своей: «аще вы сего укора не жаль, азъ единъ погыну (если вы такое терпите, то я один погиб­ну)». Вседъ на конь, вбреде въ реку и по немъ вой его, Ярославъ же не утягну исполчитися (не успел построить войско), и победи Бо­леславъ Ярослава» (НЛ, с.88).

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Ба-

ламбер)

Большак, большой Бонята, значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд, от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират, быстрый ратник

Борейко, возможно, что это уменьшительное от имён с основой

«Бор».

Борживой, чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл, «быстродумающий», сообразительный

Борзун, скорый, быстрый

Борзята, быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит, от «бороться» и «обитать»

Боригнев, сдерживающий гнев

Боривой, победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л, борящийся (юж. слав, имя)

Борим, сокращённое от Боримир

Боримир, борющийся за мир

Бориполк, побеждающий полк

Борис, сокращённое от Борислав. Борис I (умер 907) князь Болгарии (852-889 гг.) В 864/865 г. Борис I ввел в Болгарии хри­стианство.

Борислав, борющийся за славу. Князь балтийских славян.

Боритех, тешащийся борьбой

Борич, боровой, лесной. Вообще, по мнению А.Г. Кузьмина, имена с корнем «бур», «бор» являются иллирийскими от понятия «муж», «человек». Так это или нет, не мне судить. Но одно непо­нятно, зачем такому большому народу как славяне пользоваться чу­жеродными именами? Не будем забывать, что имена давались сла­вянам (и даются сейчас) общиной, а нарекает волхв или старейши­на, который никогда не назовет славянина неславянским именем.

Борко, сокращение от имён с основой «бор»

Боркун, возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна, то же, что и Борич.

Боровин, брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай, бородатый

Борослав, славящий бор. Либо «славящий борьбу».

Бортень, борть, пчелиное дупло

Бору слав, славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута, злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут, родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята, борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук, толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва». Бочар, аист, либо бондарь (бочар) Боща, бодун; от «бость» - бодать

Боян, боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве». Часто путают с баяном (сказителем) от «баяти» - рассказывать. «Не лепо ли ны кяшеть, кратче, ндчяти старыми словесы трудных^ повестш о пт.лку Игореви, Игоря Скятосллвличд? Ндчлти же ся чгъй песни по выли-ндмъ сего времени, л не по здмышлежю Бояню. Боянт, ко вещий, дще кому Хотяще песнь творити, то рдзтекдшется мыЫю по древу, серыми вт^лкомт» по земли, шизымт» орломт» подт» овлдкы, помняшеть ко речь п'ьервых'ь времена усоБице» (СоПИ).

Бравлин, иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего. Новгородский князь VIII в. Его правнук, тоже Бравлин, совершал походы в Таврию. В составе «Жития св. Стефана Сурожского» до нас дошло сказание «О прихождении ра­тью к Сурожу (ныне Судак) князя Бравлина из Великого Новгоро­да». О Бравлине I и Бравлине II рассказывает и Велесова Книга: «А в те века мы управлялись родами и князьями. И был князь Бравлин, который отобрал у эллинов берега морские...» «И сей­час (двести лет спустя) мы имеем другого князя Бравлина, правну­ка своего деда, который говорил: «Идите на юг, на греческую Го-лунъ! Ибо греки между эллинами - племя особое, и продают они нас, поймав в степях, и скотину нашу хотят взять задаром. Это мы имели от них. Стряхните же их в море и гоните в свои края, так как земля та - русская, и там русская кровь лилась вниз на землю, и та пила кровь нашу. На нас надейтесь! И мы будем её защищать во все дни, как и ранее, хотели» (ВК 1.86)

Брага, брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд, борозда

Бранен, военный

Бранибор, побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой, сражающийся воин

Браниволк, сражающийся волк

Бранилюб, любитель битв

Браним, сокращение от Бранимир

Бранимир, сражающийся за мир

Браниполк, сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад, радующийся битве

Бранислав, добывший славу в сражениях

Бранитех, тешащийся битвами

Бранко, воинственный; от «брань» — битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован, воинственный

Браносуд, судебный поединок

Бративой, собирающий воинов

Братило, уменьшительное от Братислав

Братимир, собирающий мир

Братислав, берущий славу

Братодраг, дорожащий братом: Братолюб, любящий брата

Братомил, милостивый к брату

Братонег, нежный к брату

Браторад, заботящийся о брате

Братослав, славный братьями

Братша, уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан, посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав, значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко, земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: