II. Имена ограниченного распространения 2 глава




Бреслав, бренная слава

Бретислав, обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко, усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка, кромка

Бронивит, защитник жизни,

Бронислав, защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута, защитник

Брусило, говорящий неразборчиво

Брячислав, бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году. «В лето 6612 (1104 г). И родися у Святополкд сынъ, и ндрекошд имя ему Ерячислдв» (НЛ, с. 199).

Будай, будящий, либо лентяй

Будан, лентяй

Буданко, лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит, значение неясно

Бу дивой, поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна, поднимающий волны

Будигост, здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко, будильник; уменьшительное от Будило

Будило, будящий

Будимил, здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир, будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав, будящий славу

Будовец, строитель

Будорад, значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута, сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый, пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом: «Дл то ти проводемт^ трескою черево твое толъстое (Вот сейчас тебе проткнём колом брюхо твоё толстое)» (HJI, с.88)

Буй, буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев, буйный в гневе

Буйко, уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир, значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное, удалец

Буйсил, обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур, буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о

полку Игореве».

Буен-Бык, буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав, буйная слава

Бульба, пузырь, толстый человек

Булыга, дубина

Бун, гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное

Буня.

Бунислав, славящий мятеж

Бунко, то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой, «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой, бурый

Буря, буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус, туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

<<Ое со готсмя красный девы въепешд на врезе синему морю, звоня рус-кымъ злдтомъ, поютт» время Бусово, лелеют!» месть Шдрокдню. А мы уже.дружинд, жадни весел1я» (СоПИ). В приведённом отрывке не всё понятно. Если готские девы «лелеют месть Шароканю», значит, они хотят за что-то отомстить. Но если они звонят отобранным (как считается) у русов «русским золотом», то кто кому тогда дол­жен мстить?

Буслай, рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл, аист

Бусоволк, серый волк

Бутко, спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй, бушующий

Бушуй-Тур, бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк, породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян, буйный

Бык, бык

Быкодёр, убийца быков

Былята, бывалый, опытный

Быслав, сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан, коврижка

 

В

Вавула, краснобай

Вадим, заводила: от «вадити» — сеять смуты. В древности писа­лось «Водима». Татищев объясняет имя «Водима» как вождь, заво­дила, предводитель. В 864 году князь Вадим Храбрый поднял народно-освободительное восстание в Новгороде, пытаясь сверг­нуть Рюрика и его разбойную дружину. Восстание закончилось не­удачей. Вадим был убит, а славянские старейшины казнены.

«Лето 6372 (864). увиенъ высть от Болгдръ Осколдовъ сын<ь. Того же летд оскорЕншдсе Новгородци, глдголюще: тдко выти нам рдвомъ, и много зла всячески пострдддти от Рюрикд и отт» родд его.

Того же летд уви Рюрика Вадима Хрдврого, и иныхъ многих^ изви Нокгородцевъ...» (ПСРЛ, т.9).

«Безумные! Давно ль они в глазах моих Встречали торжеством властителей чужих И вольные главы под иго преклоняли? Изгнанью моему давно ль рукоплескали?... Теперь зовут меня, - а завтра, может, вновь... Неверна их вражда, неверна их любовь, Но я не изменю — »

(А.С. Пушкин. Вадим. 1821-1822)

Вадимир, предводитель мира, т.е. людей

Вадислав, приводящий к славе

Важдай, клеветник, ссорщик; от «сваживать» - смущать, ссо­рить.

Важин, уважительный, степенный

Вайда, верша, морда (рыболовная снасть)

Вакей, несущий вздор. В Несторовой летописи упоминается Ва-кеев двор.

Вакора, коряга

Вакула, продувной плут, обманщик. Возможно, от слова «во-кул» - округа, окрестность.

Валдай, владыка; от праславянского «волдыка» - владыка

Валибук, поваливший бук. Великан из словацкой сказки. То же, что и Вернидуб.

Валигора, поваливший гору. Сказочный богатырь, победивший с Вырвидубом страшного Змея.

Валуй, крикун

Вандал, так летописи именуют Венда, сына князя Славена

Вандыш, возможно, уменьшительное от Вандал. Или же малёк рыбы.

Варган, губастый, от польского warga - губа

Вартислав, наполненный славой; от «вартость» - объём, напол­нение и «слава». Вартислав I (середина XII в.) западно-поморский князь.

Варун, кипящий; возможно, от индоевропейского «варуна» -клятва на оружии

Варяжко, опережающий; от старославянского «варяж» - опере­жение; Варяжко был слугой Ярополка I Святославича (961-980) вел. князя киевского (972-980). Когда, поддавшись на уговор вое­воды Блуда, Ярополк пошёл сдаваться Владимиру, Варяжко пы­тался отговорить великого князя, подозревая недоброе. «Поиде же Ярополк, рече же ему Варяжько: «не ходи, князе, убьють тя; побег -ли въ Печенеги и приведши вой»: и не послуша его». «Вдряжькоже видевт», яко укьень кысть Ярополкъ, вежд сь дкорд в"к Печенеги (и многа воева съ Печенеги на Володимера), и одкд прикдки и, здходикъ к*ь нему роте» (НЛ, с.56).

Вас, чешское имя, значение неясно

Ватрослав, славящий костёр. Ватрослав Ягич - хорватский язы­ковед.

Вацлав, то же, что и Вячеслав, только в западнославянском про­изношении. Вацлав Святой - чешский князь (927- ок. 936). ' 'Ведан, знающий, ведающий

Веденя, ведун

Ведислав, славящий веды.

Ведогость, гость-ведун либо «ведающий о госте»

Ведолюб, любящий ведовство

Ведомир, ведающий о мире

Ведомысл, думающий о ведовстве

Везнич, состоит из двух основ: «Be» (ведать, ведомый, знаю­щий, влекомый) и «знич» (жрец, - сохраняющий Огонь, жар). Ос­новное значение - ведающий Огнём.

Векослав, славящий век (жизнь)

Векш, «векша» - особо выделанная шкурка белки, служившая платёжным средством.

Велеба, вельможа, повелитель

Велезвезд, звездочёт (повелевающий звёздами)

Велемир, повелевающий миром (людьми)

Велемудр, мудрец

Велет, великан

Велибуд, возможно, означает «многих будящий»

Велибор, многих побеждающий

Велига, большой; от «вели» - много

Велигор, большая гора, очень высокий

Велигост, большой (богатый) купец

Велигур, очень высокий

Велидух, великий духом

Велижан, очень нежный

Велизар, многосветлый; от «вели (много)» и «озар (озаряю­щий)». Похожее имя было у римлян - Велизарий. Впрочем, тут ни­чего удивительного нет, ибо предки римлян жили по-соседству с праславянскими племенами. По-латыни дом - «domus», дремать -«dormio», обитать - «habito», молоть - «molo», овца - «ovis».

Великосан, великий сан (большой чин). Имя славянского князя.

Велилюб, очень любимый

Велимир, очень мирный

Велимудр, очень мудрый

Велимысл, великий мыслями

Велинег, очень нежный

Велислав, многославный

Велко, Величко, сокращение от имён с основой «Вели»

Венд, уменьшительное Вендя. Венд (Вандал), согласно Иоаки-мовской летописи, был потомком (сыном?) Славена. Венд, владея славянами, ходил в походы «на север, восток и запад морем и зем­лею, многие земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий (имеется в виду город Славенск, со­временный Великий Новгород)». Имя Венд, возможно, означает

Венед (Венет), т.е. праславянин. Немцы до сих пор именуют сла­вян «вендами», а Славию «Вендландией». По-фински славянин бу­дет «веня», а славяне (русские) «венялайнен». Венд имел трёх сы­новей: Избора, Владимира (Древнего) и Столпосвета.

Венцеслав, увенчанный славой. Император (1378-1400) Римско-германской империи.

Венцман, значение неясно, понятна лишь первая часть «венц» -больше.

Вепр, вепрь, дикий кабан Вербан, посвещённый вербе

Верен, верный. Князь Верен из Великограда (очевидно, из Ве-леграда в Моравии), княжил над славянами через 20 лет после смерти Кия. «А поте кисть Верен зь Вликогрлдие - тдкожь де двлденсе-те (а потом был Верен из Великограда - также (княжил) два­дцать)» (ВК 1.2.б.).

Веретень, кручёный, вёрткий

Верещага, многословный, болтун, трещотка

Верислав, верою славный

Верна, верный

Верни-Вода, сказочный богатырь

Вернигора, поворачивающий гору; тут нужно заметить, что го­рой праславяне называли поросший лесом холм

Верослав, верою славный

Вертигора, сказочный богатырь

Вертижир, возможно, имя означало «расточитель», от «жир» -богатство, достаток

Вертодуб, выворачивающий дубы. Великан из русской сказки.

Верхогляд, высокосмотрящий

Верхослав, тот, кто выше славы

Верхотур, оседлавший тура

Вершило, высокий, вершина

Веселии, весёлый

Вес лав, ведающий славу

Вестислав, извещающий о славе

Вестрень, ведающий ветрами

Весяк, сельский

Ветер, ветер

Ветран, сын ветра

Вечерник, родившийся вечером. Уменьшительное Вечерко.

Веш, весенний

Вешняк, рождённый весной. Уменьшительное Вешнячко.

Вжешь, кипучий

Взворыка, неряха; от «взворыхать» - набросать, перекидать всё без порядка.

Взломень, взламывающий

Взметень, взметающий

Вигарь, возможно «выгоревший». Имя из новгородской бересты.

Вид, видный

Видбор, возможно, от «выдыбать (спасаться)» и «бороться»

Видислав, от «видеть» и «слава»

Видогость, красивый (видный) гость

Видомир, красивый мир

Видорад, красивый и радующий

Видослав, красивый и славный

Вислоус, человек с обвислыми усами

Витан, возможно, уменьшительное от имён с основой «вит»

Витезслав, славный витязь, чешское имя.

Витенег, живущий (витающий) в неге. От «витать» - жить, оби­тать. «Виталище» - жилище (см. словарь Фасмера). Сравни с ла­тинским «vita» - жизнь.

Витко, уменьшительное от имён с основой «Вит»

Витогость, гость жизни, то есть, пришедший в жизнь как гость

Витодраг, тот, кто дорожит жизнью

Витолюб, тот, кто любит жизнь

Витомил, тот, кому мила жизнь

Витомир, живущий в мире

Витомысл, думающий о жизни

Виторад, радующийся жизни

Витослав, славящий жизнь

Витчак, кручёный; от «виться» - крутиться. Именитый гражда­нин Щецина (начало XII века). «Сопровождаемый слугами, епи­скоп проследовал среди густой толпы язычников в середину ры­ночной площади. Там возвышались бревенчатые ступени, с кото­рых обычные глашатаи и должностные лица города обращались с речью к народу (согласно городскому праву на народном собрании имели право выступать судьи, жрецы и певцы-баяны). Стоя на этом помосте, епископ начал свою проповедь. Гул враждебно на­строенной толпы голосом и движением руки успокоил вместо гла­шатая Витчак (один из именитейших граждан города)» (Из «Жизнеописаний Оттона Бамбергского»).

Витцан, то же, что и Витчак

Вихорко, уменьшительное от «Вихорь»

Вихура, бурный

Вица, прут; в смысле «гибкий»

Влад, владеющий. Уменьшительное от имён с основой «Влад». Влад Цепеш (пронзитель), более известный как Дракула - князь Упырь (Вампир), прозванный так за необычайную жестокость. Влад Цепеш не был славянином, но носил славянское имя. В Тран-сильвании (Сев. Румыния), которой он владел в XV веке, было много славян.

Владан, владеющий

Владивой, владеющий воинами

Владидух, владеющий духом

Владимир, владеющий миром. Владимир Древний был сыном Венда. Иоакимовская летопись называет Буривоя (первая полови­на IX века) потомком Владимира Древнего в девятом колене. Сле­довательно, сам Владимир Древний жил в конце VI века. Был и ещё один Владимир, сын Святослава I Игоревича и ключницы (ка­значейши) Малуши. Не хотел бы о нем писать, но придётся.

«В лето 6478 (970 г) Святослава посади Ярополкд вт» Киеве, д Ольга в-ь Деревехъ. Вт, се же время придошА людье Ноутородьстии, просяще кня­зя сове: "дще не пойдете кт> ндм*ь, то ндлеземА князя сове"; и рече къ нимъ Святослава: "деы пошелт» кто кг вдмъ".

И отпреся Ярополктл и Олегъ: и реме Докрыня: "просите Володимерд". Володимерт» ео ве ота ЛЛдлуши, ключнице Ользины: сестрд же ве ДоБрыня, отец же ве имд Малка ЛкзвечднинА, ве Доврыня уй (брат матери) Воло-димеру». (HJI, с.49) Рассмотрим внимательно происхождение Вла­димира. В учебниках неоднократно повторяется, что Владимир «сын рабыни», хотя в летописи ни слова об этом не сказано.

«В лето 6488 (980). Прнде Володимирь са Вдряги Новгороду— И седе в Новгороде, и послд ко Рогъволоду Полотьску, глдголя: "хочу пояти домерь твою сове жене". ©на же реме ДАчери своей: "хочеши ли зд Володимерд?" онд же рече: "нехочу розути ровичичд, но Ярополкд хочк>"». Как «сын ра­быни» мог стать князем? Это нелепица! Сын рабыни всегда раб -это закон.

Мне представляется верной точка зрения В.Н.Емельянова, счи­тавшего, что Владимир не «сын рабыни», а раввинич (рабичич), т.е. потомок раввина. И действительно, Малуша - ласкательное имя от имени Малка. Не путать со славянским именем Малуша (ма­ленькая)! Малк (Мелех) на иврите «царь», «Малка» - царица. «Путеводитель по еврейской генеалогии» (изд. Нью-Йорк, 1977 г.) приводит имя Малка и производит от него фамилии Малкин, Мал-кинд и т.д.

Отец Малуши был равв (рабб) (т.е. раввин. - В.К.) Малк Лю-бечанин. Дело в том, что Любеч до 882 г. находился в зависимости от иудейского Хазарского Каганата. В Любече, как и в Киеве, жило много иудеев-ростовщиков из Хазарского Каганата. В 882 г. князь Олег Вещий освободил Любеч от хазар, но иудеи проникли на службу к Олегу. Пристроилась и Малка, да не куда-нибудь, а ключницей (казначейшей).

Владимир, за особую нелюбовь к нему Святослава ещё в детстве был назначен князем Новгорода. Когда новгородцы попросили себе князя, Святослав им ответил: «Авы пошелъ кто ка вдмъ». И Ярослав и Олег отказались. Тогда Добрыня (Дабран) намекнул новгород­цам: «Просите Володимерд». Святослав не любил новгородцев за их черезчур торгашеский дух и, отпуская к ним Владимира, сказал: «Возьмите его, по вдс и князь!» Воспитывал Владимира Добрыня, брат Малки. Его настоящее имя Дабран (по-русски: «краснобай»). Из-за близкого созвучия со славянским именем Добрыня, сына рав­вина Малка кликали Добрыней. К былинному Добрыне Нискиничуон никакого отношения не имеет. Малка была ключницей, и Даб­ран, согласно былине, тоже пошёл по торговой части: «...три года жил Добрынюшка да ключником, золотой да казны жил учётчи­ком ». Что это за «богатырь» такой, «золотой казны учётчик»? Вот почему Владимира называли робичичем (сравни фамилии Рабич, Рабинович и т.д.). Также следует обратить внимание на каганский титул Владимира. Митрополит Илларион в «Слове о законе и бла­годати» называет Владимира «каган земли Русской» («каган» -глава иудейского Хазарского государства). Возможно, это простое совпадение (вожди русов когда-то назывались каганами), а воз­можно и нет. Теперь рассмотрим «славные деяния» сего робичича.

Владимир убил своего брата Ярополка, законного государя, и сел на его престол. Затеял какие-то перестройки в славянском ми-роучении в 980 г. и, по сведениям скандинавских саг, первый (!) стал приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие. «И оск-вернися кровьмн земля Рускд и xoamt» отъ>> (НЛ, с.57). Тем самым Владимир нарочно стремился исказить родную веру, отвратить от неё народ, чтобы христианство стало выглядеть более привлека­тельным.

Владимир имел шесть жён: Анна, Аделья, Малфрида, Олова, Рогнеда, Юлия. Причём Юлию он взял беременную от Ярополка, лишь «рдди крдсоты ея», а также 800 наложниц: 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. «И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жён и растлял девиц.... Этот же (Владимир) был невежда, а под конец обрёл спасение» (ПСРЛ. т.1. в.1). «31 июля 990 г. в четверг князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. Он недву­смысленно заявил киевлянам-язычникам, что все, отказавшиеся креститься, будут рассматриваться им, как его личные враги... Практика показала, что заставить широкие массы креститься можно лишь под угрозой применения к ним репрессий» (Рапов О.И. Русская церковь... с.250).

Таким образом, в пятницу, 1 августа 990 года Владимир «Крас­ное Солнышко» начал гражданскую войну. Владимир «... повелеру-еити церкви и постдвляти по местомА, идеже стояху кумири; и постдви церковь святого Вдсилья нд холме, идеже стояше кумнрА ПерунА и прочий (на этом месте несколько раз пытались возвести церкви, но до сих пор там пустое место)». Воевал Владимир в основном только со своими подданными. Он, развалив Русь Святослава, владения ко­торого простирались от Каспийского моря до Болгарии, укрепил оборону Византии (злейшего врага Руси) и даже послал шеститы­сячный отряд на помощь императору. Владимир уничтожал обычаи славян, духовные ценности, волхвов, хранителей народной мудро­сти. Людей, не желавших креститься, Владимир сгонял на окраины Руси — копать рвы и строить крепости. Освободившиеся от корен­ных жителей земли заселил кочевыми племенами торков, чёрных

клобуков и берендеев. Ввёл смертную казнь «за разбой», т.е. каз­нил восставших против христианского чужебесия. Предполагается, что в «Записке греческого топарха» описано крещение Владимиром Белых Хорват, где он сделал «безлюдными более десяти городов, деревень же было совершенно разорено не менее пятисот» (Литав-рин Г.Г. Записка греческого топарха. М., 1957, с. 129).

Владимир щедро раздавал лучшие славянские земли греческим попам. Превратил Киев в «Новый Иерусалим», за что и был по­смертно награждён почётным званием «святой». Перед смертью раздал Русь своим сыновьям, превратив её в двухсотлетнее поле боя «княжеских усобиц» и «обид» (Владимир Мономах хвалился в «Поучении», что взял Минск и не оставил в нём «ни челядина, ни скотины»). Греко-кафолическая Русская Православная Церковь ежегодно торжественно отмечает день памяти «святого равноапо­стольного благоверного великого князя Владимира».

Владислав, владеющий славой. Владислав - хорватский князь (821 - 835 гг.).

Владияр, владеющий яростью

Владух, владеющий духом. Венетский князь в 70-х годах VIII века.

Власлав, владеющий славой. Сокращение от имени Владислав. Имя из Краледворской рукописи.

Власт, властный

Властибор, борящийся за власть

Властимил, властью милостивый

Властимир, власть над миром (людьми).

Властислав, славящий (прославленный) власть

Влесослав, славящий Белеса

Влок, волк; т.е. «влокущий добычу».

Влотко, сын великана (волота). Имя из новгородской бересты.

Вневит, значение неясно. Возможно, основа «Вне» означает вне­млющий.

Внегост, значение неясно

Вне драг, значение неясно

Внезд, возможно, от «гнездо»: многосемейный

Внездилищ, имя, упоминаемое в рукописи из собрания А.И.Су-лакадзева: «Лобъ Адлмль, X векд, рукоп. смердд Внезднлищд, о холл\ах"ь новгородских1!», тризнйхт» Злогорд, Коляде Вднддловой и округе Бурнвоя и Владимира, на коже Белой». Возможно, означает «многосемейный».

Внемир, значение неясно. Возможно, внемлющий миру (людям).

Внеиысл, значение неясно. Может быть, «внемлющий мыслям»?

Внерад, значение неясно

Внислав, внимающий славе

Вобей, приёмыш

Водима, заводила, вождь. То же, что и Вадим.

Водовик, водяной Воегость, гость-воин Военег, нега (отдых) воина

S

Воец, боевой

Возняк, возящийся, возчик (?)

Воибор, борящийся с воинами. Торк Воибор Негечевич, из рати Мстислава, племянника Ростислава Мстиславича, ударил Изясла-ва III Давыдовича (вел. князя Киевского в 1155, 1157-1159, 1159-1160 гг.) саблей по голове, затем Изяслава прокололи мечом. Изяслава III ещё живого привезли в киевский Семёновский мона­стырь, где Ростислав с племянником Мстиславом дали ему вместо воды, которую тот просил от жажды и боли, вино, выпив которое, он умер. Было это в 1160 году. Воигнев, значение неясно Воидраг, значение неясно Воимил, значение неясно Воик, воин

Воила, сокращение от Воислав Воин, воин

Войдан, значение неясно Войнята, сын воина Войсил, сила воина Воисвет, воин света

Воислав, славный воин. Сербский князь. Воица, воинственный. Имя из новгородской бересты. Воишелк, значение неясно. Сын литовского князя Миндовга, монах, сбросил с себя монашеское одеяние, отомстил убийцам отца и возвратился в монастырь, «плдчдся греховъ своих^»- Приведено мною среди славянских имён для того, чтобы показать созвучие со славянскими именами.

Войко, уменьшительное от имен с основой «Вой» Воймир, воюющий с миром.

Войтех, староста. Войт - городской голова (был и в Киеве); уменьшительное Войтиша. Епископ пражский Войтех (Войцех) огнём и мечом распространял «свет христианства» среди балтий­ских славян. Убит в Пруссии в 997 г.

Вок, волк (чешек.) Волк - означает «волокущий (добычу)» Волегость, благоволеющий к гостям. Или же вольный (свобод­ный) гость (купец). Сокращения: Вольга, Волег, Олег. Волелюб, любящий волю Волемир, свободный мир Волислав, славящий волю Волибор, борющийся за волю Волин, волевой или же свободный

Волк, волк. Имя-оберег. Древнее название зверя - хорт. «За­клинаю хорта с хортенятами, лиса с лисенятами - заткните им губы и зубы» (из заговора). Волк - имя воеводы Святослава I Иго­ревича.

Волобуй, убивающий волов

Володарь, властитель; боролся за освобождение Руси от христи­ан. Его поход на Киев в 1000 г. закончился неудачей. Володарь был убит Александром (Алёшей) Поповичем. «Вълето 1000 (н.э.) прииде BoAOAdpt с-ь половцы (печенеги?) къ Киеву. И нзыде нощью во сретенье имт», Длексдндрт> Попович и увн Володдря...» (Никоновская летопись). Не это ли событие послужило основой для создания былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змеёвиче?

Володимер, владеющий людьми. Более древнее произношение имени Владимир.

Волос, волосатый

Волостель, властелин

Волот, великан. Волот Волотович - великан, отвечавший на во­просы в «Голубиной книге».

Волоток, великан. Имя из Новгородской бересты.

Волуй, крикун: от «волать» - кричать, требовать, вопить.

Волх, волхв; имя былинного князя. Волх, сын Славена-князя, был великим волшебником. Он мог превращаться в диких зверей и в таком виде плавать по реке Мутной, впоследствии в его честь на­званной Волховом. При приближении врагов к городу Славенску, Волх превращался в великого змея, ложился от берега до берега по­перёк реки, и тогда никто не смел приплыть к городу.

Волховец, маленький волхв; Волховец был сыном Славена-кня­зя, братом Волха.

Волчий Хвост, киевский воевода Владимира I. Разбил радими­чей в битве на реке Пищане. «И поведи Рддимиче Величий Хвостъ; темъ и Русь корятся РАдимичемт», гллголюще: «Пнщдньцн волъчья хво­ста веглють». (HJI, с.59)

Волчок, волчонок; имя из новгородской бересты.

Вольга, благоволеющий к гостям; сокращённое от Вольгост. От­сюда же Ольгост, Волег, Олег.

Воробей, воробей. Новгородский посадник Воробей Стоянович, воспитывавшийся при дворе Владимира I, во время резни, устроен­ной Добрыней и Путятой в Новгороде, пошёл на торжище и «пдче BcexvB?C4A» креститься. Тех, кто не слушал его проповеди, «воины вллчдху и кресчлху»-

Ворон, ворон. Ворон у славян почитается как вестник богов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: