Боже, милостив буди мене грешной...




Блаженный Сергий

Блаженный Сергей Павлович Наумов родился 2 апреля 1910 года на станции Чусовская (ныне город Чусовой) в семье священника Ксениевской церкви Чусовского завода. В семье семь детей, Сергей родился шестым ребенком.

Вспоминает родная сестра блаженного Сергия Вера Павловна: «В декабре 1910 года, когда Сереже было девять месяцев, в нашей семье было большое событие – переезд из Чусового в Серебрянский завод. Нас, детей, было шесть человек – Феде девять, мне восемь, Варе семь, Кате шесть, Ване два года. В июле месяце 1912 года мы переехали на жительство в Юговской завод» Отца, протоиерея Павла Федоровича Наумова, указом преосвященного Палладия (Добронравова) перевели в поселок Юг, в собор Рождества Христова.

У Сергея очень рано начали проявляться способности к музыке. Вновь обратимся к воспоминанием Веры Павловны сестры блаженного Сергия, которые она напишет ко дню пятилетия его смерти: «Интерес к музыке у Сергея проявился уже в два с половиной года. Помнится такой эпизод. Заболела мама. Был приглашен врач. Осмотрев маму и выписав рецепт, он пошел в зал и увидел фисгармонию, попросил разрешения поиграть. Мы окружили его и с большим интересом слушали его игру, а играл он хорошо. Сережик внимательно наблюдал за его игрой, не спуская глаз, из которых капали слезы. С этого времени Сережик стал часто подходить к фисгармонии и подбирал на слух мелодии детских песен, играл одним пальчиком и в терцию».

В восемь лет он пошел в Юговскую семилетнею школу: «Как только научился писать и читать, завел себе записную книжку и, посматривая ноты, записывал даты жизни композиторов – и русских, и зарубежных. Стал самостоятельно изучать ноты. Изучая ноты, сразу стал разбирать и играть музыкальные произведения. За разъяснениями обращался ко мне или папе. Малейший незнакомый музыкальный знак он стремился изучить, понять его назначение. С десяти лет он начал петь в хоре, слух у него был прекрасный, пел он с альтами», – напишет его сестра Вера Павловна в 1974 году.

В 1925 году, после завершения обучения в школе, он поступил в Пермское музыкальное училище, которое блестяще окончил. Вспоминает брат Сергея Наумова Владимир Павлович: «Обладая хорошими музыкальными способностями, он хотел продолжить музыкальное образование. Но… ему по причине социального происхождения учиться дальше было отказано. Он очень переживал несправедливое запрещение ему получить большое музыкальное образование».

Сергей вернулся в поселок Юг, трудился там счетоводом. В 1929 году его поведение резко изменилось. Люди начали замечать в его поступках и речи что-то необычное. Окружающее решили, что он болен: «Он заболел меланхолией. Его поместили для лечения в Пермскую Александровскую больницу. Подлечили, но не до полного восстановления здоровья. Странности сохранялись до конца его жизни», – напишет в своих воспоминаниях брат Сергея Владимир Павлович.

Давайте попробуем разобраться, в чем же выражались эти так называемые «странности». И вновь обратимся к воспоминаниям брата Сергея Владимира Павловича: «Но был общительным, рассудительным в разговоре и очень раздражался, когда видел недостойные поступки».

А в жизни Сергею придется еще не раз столкнуться со страшными последствиями этих самых «недостойных поступков».

В ноябре 1936 года отца Сергея, протоиерея Павла Наумова, арестовали. Ему предъявили обвинение по 58-й статье («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений с использованием религиозных или национальных предрассудков масс»), через три месяца следствия осудили на три года исправительно-трудовых лагерей и этапировали в Ухтпечлаг. После этого семья больше не получала от него никаких весточек. Позднее, в 1959 году, после многочисленных обращений протоиерея Павла Наумова реабилитируют – посмертно. В справке, которую выдали семье священника, написано: «В сентябре 1937 года скончался от цинги».

В семейном архиве сохранилась фотография 1926 года. На ней семья еще в полном составе, на обороте блаженный Сергей Павлович позднее напишет: «Рай. Рай. Рай».

Однако вернемся в начало тридцатых годов прошлого столетия в поселок Юг. Только-только появилось кино. Фильмы еще «немые», озвучивать их односельчане приглашают выпускника Пермского музыкального училища Сергея Наумова. На фортепиано он играет виртуозно. «Приглашали его на праздничные утренники в школы, детсады, детдом. Местные жители его уважали, и когда он остался один, ему помогали».

Мама Сергея Павловича отошла ко Господу в 1940 году. В 1941 году Сергея Павловича отправили в дом для инвалидов под Кудымкар. Началась война, и реальных, а не вымышленных инвалидов стало много. Сергею Павловичу позволили учреждение покинуть. Он ушел из него в чем был, в летней одежде, а на дворе уже стояла осень. Добрался до сестер в Нижний Тагил, а затем вернулся в поселок Юг, в котором остался жить. После возвращения с фронта его брат и сестра Вера купили ему в поселке небольшой дом, в котором он и прожил до конца своих дней. Как пишет его брат, «он каждый день навещал на кладбище могилу мамы, отдавая дань памяти любви от всех нас».

Любовью он щедро делился не только с родственниками, но и со всеми окружающими. Вспоминает Людмила Григорьевна Смаглюк, она хорошо знала Сергея Павловича.

Спасать ее надо

«Сергей Павлович, он рисовать кресты любил. Вот перед ним открытка или фотография певицы или артистки какой, он на ней крест поставит и говорит: “Спасать ее надо”. Предвестники недобрых событий ему были открыты. Рассказывают про один случай, когда по поселку шла веселая компания с прибывшим на побывку морячком. Сергей Павлович увидел его и так произнес: “Спасать его надо”. К словам не прислушались, и в скорости морячек утонул в Юговском пруду».

Хлебный мякиш и омуты

«В то лето в Юговском пруду очень много народа тонуло, в омуты людей затаскивало. Сергей Павлович как будто беду каждый раз чувствовал. Если что случится недоброе, он едет по селу и криком кричит. Он отлично плавал, и не боялся нырять в омут, и спасать людей. Дойдет до омута, воронку перекрестит, кинет туда кусочек хлеба и ныряет. До сих пор живы люди, которых он спас от неминуемой беды».

Не скроешь

«Часто Сергей Павлович заходил в дома односельчан и просил его накормить. Если хозяйка в доме жадная да сварливая, она, конечно, блаженному старалась в куске хлеба отказать. А он после этого встанет и перечислит, что у нее в каком горшке припрятано, какая еда в доме есть. Хозяйке, конечно, от такого обличения стыдно, хоть под землю проваливайся, но впредь урок: не отказывай ближнему, и в доме полная чаша будет. Так юговские и смирялись».

Сергея Павловича, конечно же, интересовало не только физическое здоровье человека, но, наверное, в первую очередь, здоровье духовное. Об этом явно свидетельствует Людмила Григорьевна Смаглюк.

Боже, милостив буди мене грешной...

«Вот еду в церковь, думаю, как молиться. А сзади слышу, кто-то шепчет: «Боже, милостив буди мене грешной...». Оборачиваюсь, а позади идет Сергей Павлович. Вот так он слышал духовно, вслух ведь я ничего не произносила, просто думала, а он узрел».

Поверишь, поедешь…

«Вернулся как-то Сергей Павлович из Курьи, на электричке ездил, в ту пору выдавали такие проездные билеты из картона, на них еще кондукторы проколы делали. Вот он мне протягивает этот использованный талон и говорит: “Вот тебе билет в Москву. Поверишь, поедешь…”.

На следующий день прихожу на завод, а работала я на заводе Дзержинского, мне и говорят: “Людмила, надо в Москву в командировку съездить”. Причем простая такая задача – документы отвезти, подождать ответа на них и через десять дней вернуться с ними в Пермь.

Я, конечно, обрадовалась. В Перми в то время только два храма действовало, Троицкий собор на Слудской горке и Всехсвятская церковь на Егошихинском кладбище, а в Москве храмов много, многие не закрывались, там особая благодать чувствуется. Вот, думаю, какая возможность постоять на службах.

Одна незадача – служба в храмах рано начинается, все они в центре Москвы находятся, а мне остановиться в столице не у кого. Вот с этой думой и пришла я в Елоховский собор. И решила: как благословил Сергей Павлович, так и поступать буду – помолюсь Богоматери Казанской, обернусь, и на кого упадет мой первый взгляд, тот меня на постой и пустит.

Помолилась, оборачиваюсь. А за мной стоит не бабушка в косыночке, а такая столичная гранд-дама. Делать нечего – решила, менять решение нельзя. Служба закончилась, я к ней: так-то и так, в командировку из Перми приехала, походить в храмы хочется, пустите на постой. Она меня только одно спросила: “Кто у вас правящий архиерей?” А к нам только что владыка Леонид (Поляков) приехал. Я ей так и сказала. Говорит: ну поехали. Из храма вышли, молчим, в троллейбус сели, молчим».

Справка: Митрополит Леонид (в миру Лев Львович Поляков). Родился 19 февраля 1913 года в Санкт-Петербурге, скончался 8 сентября 1990 года в Риге. Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Рижский и Латвийский. С 20 мая 1964 года архиепископ Пермский и Соликамский. Сыграл большую роль в обеспечении приходов Пермской епархии богослужебной литературой. 8 октября 1966 года переведен на Рижскую и Латвийскую кафедру.

«Домой к ней приехали. Поднялись на второй этаж. У нее две комнаты. В квартире, кроме нас, никого. Она постелила мне белье накрахмаленное. Я и уснула сразу.

Утром вместе поехали в церковь, и обратно вместе. Потом она мне только указывала, до какой станции ехать и куда идти. Так я целую неделю ездила на акафист Царице Небесной в самые разные храмы Москвы.

Тогда в храмах после службы не разрешали оставаться, отслужили, тебе сразу говорят: “Ой, девчонка, уходи, уходи. А не то попадет за тебя”. Так что времени свободного много. Я успевала еще и в очередях постоять, купить дефицит, апельсины или рыбки какой.

В общем, у меня и квартира в центре Москвы, и маме и бабушке гостинцев навезла. А потом еще и в Пермь на новый год подарок пришел от моей новой московской знакомой – по почте церковный календарь. У нас их в продаже не было.

Так мы еще долго продолжали общаться, и я про мою знакомую практически ничего, кроме имени, не знала. Открылась она мне только, когда через несколько лет мы вместе поехали в Ригу к отцу Тавриону (Батозскому) в Спасо-Преображенскую пустынь. Там она мне и сказала, что работает главным бухгалтером Московского Патриархата».

Справка: Архимандрит Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский). Родился 10 августа 1898 года, скончался 13 августа 1978 года в Риге. Архимандрит Русской Православной Церкви. С 1927 года служил в Перми, где в 1929 году был настоятелем Феодосьевского храма, активно боролся против обновленческого движения. В том же году епископ Павлин (Крошечкин) возвел его в сан архимандрита. Осенью 1929 года был арестован. 3 января 1930 года приговорен к трем годам лишения свободы, работал на строительстве Березниковского химического комбината. С 25 мая 1956 года клирик кафедрального собора Перми. С марта 1969 года духовник Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии, назначен по инициативе владыки Леонида (Полякова).

«Тогда же рассказала мне Антонина Дмитриевна, сколько страху она натерпелась, когда пустила меня переночевать в свой дом первый раз. Говорит, девка высокая, сильная, она как ночью встанет, свистнет и двери ворам откроет. Но поскольку Антонина Дмитриевна была хорошо знакома с будущим митрополитом Леонидом (Поляковым), а я его имя при первом общении назвала, решила довериться. Вот так блаженный Сергей Павлович устроил мне и ту поездку в Москву, и свел с чудесными, добрыми людьми на всю жизнь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: