Пример из реальной игры.




СОВРЕМЕННЫЕ ДЗЁСЭКИ

Комоку

 

Авторы: Сео Бонг Су (9-й дан), Чунг Донг Сик (5-й дан)

Перевод (kor -> eng):

Нам Чихьюнг (1-й дан)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ.

 

Мы часто думаем, что, если следуя дзёсэки, и не получим преимущества над соперником, то результат, по крайней мере, будет сбалансирован. Однако мы забываем о том, что, в то время как дзёсэки указывают на лучшие из возможных ходов, в них предполагается, что извне рассматриваемой позиции никаких камней нет. Если же рядом есть хотя бы один камень, то зачастую дзёсэки являются не лучшим ответом. Вот почему известная пословица го гласит: "сначала выучи дзёсэки, а потом - забудь". Выбрать единственное дзёсэки, подходящее к данной ситуации, гораздо сложнее, чем просто запоминать бесчисленные дзёсэки. В этой книге предпринята попытка выбора наиболее подходящих дзёсэки в контексте каждого хода, но хорошим правилом при изучении было бы не запоминать их, а учиться тому, как думать о них и использовать их в конкретной ситуации.

Дзёсэки меняются, и не только в соответствии с окружающей ситуацией, но и со стилем игрока, или глобальной стратегией в конкретной игре. Из бесчисленных дзёсэки игрок, игра которого ориентирована на территорию, выберет ход, дающий преимущество для получения территории, в то время как игрок, предпочитающий ориентированность на влияние, выберет ход, соответствующий его стилю. Вот причина того, почему дзёсэки, притягательные для каждой эпохи, изменяются. В наши дни, когда важность влияния в центре считается наивысшей, предпочитаются дзёсэки, которые могут построить больше влияния. Некоторые дзёсэки, утратившие притягательность, не только исключены из игры, но часто и вообще исключаются из канонов дзёсэки. Как пример - с развитием техник использования центра ходы, которые не имели потенциала для развития центра, были из дзёсэки выкинуты. Данная книга не представляет все дзёсэки прошлого и настоящего, а концентрируется на тех, которые наиболее часто используются в наши дни.

 

"Современные дзёсэки" ("Jungsuk In Our Time") - первая корейская книга по го на английском языке. Поскольку это первая книга такого рода, у меня нет сомнений, что большинство её недостатков будет великодушно проигнорировано, но по этой же причине с её переводом возникло множество сложностей. Поскольку Япония познакомила Запад с го более тридцати лет назад, многие термины го были заменены их английскими эквивалентами, но многие всё равно приводятся в своём японском звучании. Это - термины, особо сложные для перевода, поскольку они содержат крайне сложные восточные концепции, которые сложно перенести на западную почву. Переводя эту книгу, я пыталась заменить английскими словами все термины, которым можно было найти эквивалентные или схожие по значению. Путаница, которая возникнет от таких нововведённых терминов, надеюсь, будет уменьшена, когда с течением времени новые термины стабилизируются, или, в будущем, будут заменены более подходящими. Я также надеюсь, что читатели этой книги свяжутся со мной, если придумают термины лучше используемых в этой книге. Пожалуйста, простите мне использование латинизированных корейских терминов в тех случаях, когда я не могла найти подходящий английский эквивалент выражаемым концепциям.

Прежде всего, я хочу поблагодарить «Ханкук Кивон» (Корейскую Ассоциацию Го) за предоставление мне возможности участия в столь ценном проекте. Я хотела бы также выразить свою сердечную признательность Джеймсу Дэвису, Чарльзу Мэттьюсу, Мишелю Буллсу и Ким Ю Сук за помощь в поисках подходящих английских терминов и за создание новых выражений. Наконец, я искренне надеюсь, что эта книга поможет читателям улучшить свою игру в го, и поэтому станет мировым бестселлером.

 

Нам Чихьюнг,

31 октября 2000.

 

 


Основная последовательность 1.

 

 

В данной последовательности 1 - 7 положение у белых кажется лучше, чем у чёрных, поскольку у них есть определённая территория в углу (Δ). Но словом «дзёсэки» называется последовательность, в которой оба соперника получают хорошо сбалансированные результаты. Если белые получают территориальную прибыль, то чёрные получат внешнее влияние, которое впоследствии принесёт им территорию.

 

 

Продолжение 1.

 

После ОП.1 приближение белых в 1 – хороший ход. В последнее время для чёрных стало популярным создавать большое мойо ходом 2. Белые прыгают в 3. У чёрных уже есть хорошее мойо справа, поэтому построение направленной в центр стены ходами 4 и 6 достаточно хорошо.

Диаграмма 1.

 

Если чёрные попытаются блокировать в 1, то белые могут выбраться в 2. Чёрные не смогут закрыть оба выхода в A и в B.

 

Диаграмма 2.

Если после продолжения 1 белые создадут территорию ходом 1, то чёрные укрепят свою стену, продлеваясь в 2. Следующим ходом чёрных может быть хорошее увеличение их мойо в A или B.

 

Диаграмма 3.

Если белые прыгнут в 1, то ход чёрных 2 хорош. Если белые огородят некую территорию ходом 3, то чёрные займут территорию в углу, играя 4.

 

 

Диаграмма 4.

Если белые в продолжении 1 не вторгнутся в 3, то ход чёрных 1 здесь хорош. Последовательность вплоть до 6 в целом одобряется. Если белые пропустят 6, то чёрные получат шанс вторгнуться в A, B, или C.

Диаграмма 5.

 

На Д.4 чёрные, вместо того, чтобы играть в 1, могут вторгнуться в 3 после размена 1 на 2. Вместо внешнего влияния они получат больше территории.

 

 

 

Продолжение 2.

 

 

После ОП.1 белые могут также разделить правую сторону, играя в 1. Тогда хорошим будет какари-расширение чёрных в 2. К ходу 3 чёрные и белые мирно делят доску.

 

Диаграмма 1.


После продолжения 2 чёрным необходимо быстро прыгнуть в 1, чтобы обезопасить свою территорию на левой стороне.

 

Диаграмма 2.

После Д.1, чёрные нацеливаются на выбивание у белых угла ходом 1.

 

 

Диаграмма 3.

Если чёрные хотят строить своё мойо на нижней стороне, они приблизятся в 1. Их вторжение в A угрожает основе жизни белых, поэтому белые не могут пропустить ход в 2.

 

 

Диаграмма 4.

Если чёрные на Д.1 пропустят прыжок в 1, то вторжение белых в 1 будет лютым. Против хода чёрных 2 хорош встречный поворот белых в 3.

Диаграмма 5.

После Д.4 для чёрных правильно соединиться в 1. К ходу 7 белые ограничивают и территорию, и влияние чёрных. Атари чёрных в A вместо 7 было бы ошибкой, оставляя им потенциальную беду.

Диаграмма 6.

Соединение белых в 1, вместо их хода на Д.5 в 2, сделало бы их форму тяжёлой.

Диаграмма 7.

Резать в 1 плохо, поскольку белые станут очень сильны в результате последовательности от 2 до 6.

Диаграмма 8. (5 = Δ)

Ход чёрных в 1 кажется неплохим. Но после того, как белые сделают форму чёрных низкой и плоской ходами 2 и 4, влияние белых будет стоить гораздо больше, чем территория чёрных.


Основная последовательность 2.

Ход чёрных 1 часто игрался до того, как появилась ОП.1. Из-за того, что данная последовательность нравилась Китани Минору, её называют дзёсэки Китани. Приближение с расширением белых в 4 слишком важно, чтобы им пренебрегать, поскольку, после того, как чёрные сыграют какари 1 (как показано на Д.1), белым станет практически невозможно вторгнуться в территорию чёрных на левой стороне. Поэтому чёрные могут использовать ОП.2 для того, чтобы получить сэнтэ, оставляя свою территорию незащищённой после хода белых 4, но в этом случае их ждёт сложная битва, если белые вторгнутся.

 

Диаграмма 1.

Продолжение 1.

Если, после ОП.2, белые вторгнутся в 1, чёрные должны отключить их от верхнего левого игра ходом в 2. Ход белых 3 сделан с целью обезопасить территорию. Далее у них есть выбор из нескольких вариантов. Один – отнять территорию на левой стороне последовательностью от 3 до 12. После этого для чёрных будет хорошо усилить центр последовательностью Ч. A, Б. B, Ч. C, Б. D, Ч. E.

Диаграмма 1.

Если белые, вместо хода 5 в продолжении 1, бездумно протолкнут в 1, то их планы будут разрушены ответом чёрных в 2.

Диаграмма 2.

Другой вариант – сражаться ходами 1, 3 и 5, если у белых достаточно много ко-угроз.

Диаграмма 3.

Если белые сыграют в 1, чёрным достаточно будет просто ответить в 2.

Диаграмма 4.

Чёрные могут, также, сыграть где-нибудь ещё, жертвуя три камня. Этой жертвой они делают белый камень Δ лишним.

 

 

Диаграмма 5.

Поэтому белым лучше ждать шанса сыграть в 1. Их слабость в A затрудняет решение, когда это сделать.

 

 

 

Диаграмма 6.

Чёрные, прежде чем приступать к левой стороне, могут также сыграть нодзоки 1.

Диаграмма 7.

Если белые проигнорируют ход чёрных Δ и будут укреплять левую сторону, то чёрные смогут получить лучший результат, ловя белый камень в лестницу.

 

Диаграмма 8.

Поэтому белым следует отвечать в 1. Результат к ходу 10 на этой диаграмме почти аналогичен продолжению 1. Разница в том, что чёрные уверенно захватили белый камень 3, а белые не могут играть в A или B.

Диаграмма 9.

Если чёрные не разменяют A на B, белые смогут разрезать в 12, создавая чёрным угрозу.

 

Продолжение 2.

Ходом 1 белые намереваются строить стену. Хотя ход чёрных и очень хорош, он не обязателен. В соответствии с современной теорией, размен A на B следует отложить. Хотя этим разменом чёрные и могут уменьшить территорию белых на два пункта, он будет работать против чёрных, если позднее они вторгнутся в белый угол ходом C.

Диаграмма 1.

Проталкивать в 1 опасно, поскольку ход белых 4 очень хорош. После него белые могут или соединиться в A, или выпрыгнуть к центру в B, разрезая чёрных надвое. Далее чёрные будут слабы, и над ними нависнет угроза.

Диаграмма 2.

Если, в продолжении 2, чёрные не укрепят свою группу ходом 12, то ход белых 1 здесь будет хорош. Далее чёрные выбегут в 2 и будут искать шанса создать впоследствии глаз ходом в A.

Диаграмма 3.

Последовательностью от 1 до 6 чёрные смогут построить глаз в сэнтэ.

Диаграмма 4.

Поэтому, если белые не хотят, чтобы чёрные выжили в сэнтэ, они могут сыграть 1 и 3, оставляя A на ёсэ. Это сохраняет также возможность разрушения второго глаза чёрных ходом в B, поэтому впоследствии чёрным, возможно, придётся защищаться.

Диаграмма 5.

После Д.2 белым следует прыгнуть в 1. Чёрные обязаны ответить ходами 2 и 4. В результате, белые получат большую выгоду в сэнтэ.

Диаграмма 6.

Если же чёрные не ответят, то белые смогут создать ко ходами 1 и 3. Однако белым следует хорошенько подготовиться, поскольку они определённо понесут потери, если проиграют это ко.

Основная последовательность 3.

 

 

Нодзоки белых в 5 вызывает чёрных на ответ. Чёрные могут ответить в A, B, или C. Их выбор из этих ответов будет зависеть от их стиля, вкуса, или от обстоятельств.

 

Диаграмма 1.

Старым приёмом было проталкивание в 1. Белые наносят ханэ в 2 и получают территорию ходом 4, в то время как чёрные получают внешнее влияние. Белые могут также сыграть 4 в A.

Диаграмма 2.

После Д.1 чёрные приводят свою группу в порядок ходами 1 - 7.

 

 

 

 

Продолжение 1.

 

 

Если на правой стороне у чёрных есть помощники, то проталкивание вверх, в 1, для них эффективно. Построение чёрными стены, ходами 1 - 7, очень современно, и подчёркивает важность центра. Однако территориальная прибыль белых весьма ценна.

 

Диаграмма 1.

 

 

После продолжения 1, последовательность вплоть до хода 14 практически неизбежна.

 

Диаграмма 2.

 

 

Если после Д.1 белые закроют верхний левый угол ходом 1, то ходы чёрных 2 и 4 будут хороши. После хода 6, разница между влиянием чёрных и территорией белых становится очевиднее.

 

Диаграмма 3.

 

 

Вместо хода 14 на Д.1 возможен поворот чёрных в 1, и он более энергичен. В то врем, как белые получат больше территории, чёрные получат более сильную снаружи стену, захватывая белый камень 6 в лестницу.

 

 

Диаграмма 4.

 

 

Если белым не нравится Д.3, они могут начать тяжёлый бой ходами 1 - 9 (вместо хода белых 8 на Д.3).

 

Из реальной игры.

 

 

Вместо продления в A, чёрные могут также прочно соединиться в 1, поскольку, хотя ход белых в 2 и хорош, чёрные могут быть удовлетворены увеличением мойо справа ходом 3. Позже, ходы B и C будут хороши для обоих игроков.

 

Диаграмма 1.

 

Далее белые вторглись в 1. Но чёрная стена всё равно очень эффективна и сильна.

 

Продолжение 2.

 

Прочное соединение в 1 старомодно, но появляется при некоторых обстоятельствах часто, даже в современных играх.

Диаграмма 1.

Возможен и ход белых 1, но если позже чёрные приблизятся в A, то у белых будет внешняя слабость в B.

 

Диаграмма 2.

 

После Д.1 чёрным хорошо прорваться ходами 1 и 3, укрепляя левую сторону.

 

 

Диаграмма 3.

 

Блокировать в 1 опасно. Чёрные займут угол ходами до 12, жертвуя камни 2, 4 и 6. По сравнению с влиянием белых, территория чёрных гораздо ценнее.

 

 

 

Диаграмма 4.

 

Белые могут уменьшить территориальные приобретения чёрных, играя в 1, но этот ход приводит к потере сэнтэ.

 

 

Диаграмма 5.

 

А тут выбор чёрных в продолжении 2 весьма успешен. Расширение-и-хасами в 5 работает великолепно.

 

 

 

Основная последовательность 4.

 

 

Различные последовательности, возникающие после ходов белых 2 и 4, называются образцом «Лавина», поскольку он включает огромное число вариантов. Этот образец очень часто использовался Го Сэйгэн во времена его расцвета. В частности, ход чёрных 5 появился на раннем этапе истории этого образца. Вместо него чёрные могут выбирать из A, 7, и 9. С учётом двух отмеченных камней в правом верхнем углу, ход чёрных в 5 – правильный выбор. Последовательность вплоть до хода 10 считается правильной.

 

Диаграмма 1.

 

Вместо хода 9 ОП.4, чёрные могут нанести атари в 1. Результат после хода 4 будет почти таким же, как и в ОП.4.

 

 

 

Диаграмма 2.

 

 

После ОП. 4 обычно играется атари в 1, а далее – переключение куда-либо ещё.

 

Диаграмма 3.

Если чёрные на Д.1 не сыграют 1, то ход белых в 1 будет хорош. Если чёрные ответят в 2, то белые будут счастливы, поскольку получат территориальную выгоду в сэнтэ.

 

Диаграмма 4. (11 = 8)

 

Поэтому чёрным следует что-нибудь предпринять, и их ход в 2 на этой диаграмме хорош. Этот ход особенно эффективен, когда у чёрных есть помощники на правой стороне, поскольку они могут создать мощную стену ходами 2 - 14.

 

Диаграмма 5.

После ОП.4, чёрным хорошо также сразу нанести цукэ в 1.

 

Диаграмма 6. (5 = 2)

Если белые протолкнут в 1, то результат будет таким же, как и на Д.4, за исключением лишь того, что чёрные заканчивают в сэнтэ.

 

Диаграмма 7.

Если белые не хотят, чтобы чёрные построили стену, то они должны нанести ханэ снаружи, в 1, но за это придётся заплатить определённую цену.

Диаграмма 8.

Если белые хотят забрать сэнтэ, они могут сыграть атари в 1, а далее переключиться в другое место.

Диаграмма 9.

Это обычная последовательность после Д.8

Диаграмма 10.

Если белые нанесут ханэ 2, то чёрные тоже сыграют ханэ, 3. Ход белых 4 – правильный, и показывает их боевой дух.

Диаграмма 11. (6 = 1, 15 = Δ)

В последовательности вплоть до хода 20, и чёрные, и белые пытаются предотвратить построение стены друг у друга. Далее можно ожидать большую битву.

Основная последовательность 5.

 

 

Соединение в 5 придаёт важность территориальному приобретению. Белые не могут пропустить ход 6. После 8 чёрные получили территорию, а белые – внешнее влияние. Чёрные могут выбирать эту последовательность всегда, вне зависимости от наличия помощников на правой стороне.

 

Диаграмма 1.

 

 

В прежние времена, чёрные играли 1 - 5, чтобы получить больше территории.

 

 

Диаграмма 2.

 

После Д.1, ход кэйма белых в 1 полезен для увеличения их стены. После этого чёрные могут лишь продолжать защищать территорию ходами от 2 до 6, но результат считается благоприятным для белых.

 

Диаграмма 3.

 

 

Если у чёрных есть помощники в левом нижнем углу, то выбор белыми ОП.5потерпит провал, поскольку расширение чёрных в 1 слишком хорошо.

 

 

Диаграмма 4.

 

 

Если у белых есть камень в левом нижнем углу, то этот выбор имеет смысл. Но чёрным всё равно не на что жаловаться, поскольку они могут разделить нижнюю сторону белых, играя в A.

 

 

Основная последовательность 6.

 

 

Варианты, возникающие после ханэ чёрных в 5, называются образцом «Малая лавина». Этот образец был очень популярен лет 30-40 назад, но в наши дни в профессиональных играх появляется редко, поскольку теперь он считается благоприятным для белых.

 

Диаграмма 1.

 

Обычно белые не могут пропустить ход 18. Если чёрные выйдут ходами 1-12, то получат большую стену на левой стороне. Белые могут переключиться куда-либо ещё только в том случае, если у них есть союзники в левом нижнем углу, как на этой диаграмме.

 

 

 

Продолжение 1.

 

 

Если чёрные сильны в бою, они могут выбрать цукэ в 1. К ходу 12 чёрные раскалывают белых надвое, и можно ожидать битвы в центре.

Диаграмма 1.

 

 

Атакуя белых на верхней стороне ходом 1, чёрным следует остерегаться лестницы.

 

Диаграмма 2.

 

Если лестница благоприятна для белых, они могут контратаковать ходами 1 - 9. Лестница создаётся ходами от A до G.

 

Диаграмма 3.

 

Поэтому, в случае, когда лестница работает, предполагая, что чёрные на Д.1 сыграют 1, белые обычно убегают ходами 1 - 9.

 

Диаграмма 4.

 

Блокирование в 1 вместо хода 6 в продолжении 1 – это трюк. Ход чёрных в 2 правилен. Но им следует быть осторожными, когда белые разрежут в 3.

Диаграмма 5.

 

Сагари в 1 – великолепный ход, опровергающий этот трюк. К ходу 11 чёрные впереди.

 

 

Продолжение 2.

 

 

Продление белых в 1 провоцирует борьбу, но белые могут выбрать эту последовательность лишь тогда, когда лестница для них благоприятна (см. Д.2).

 

Диаграмма 1.

(???в оригинале внизу белые камни)

 

После продолжения 2 может последовать очень сложная битва, начинающаяся ходами 1 - 10.

 

Диаграмма 2.

После того, как белые продлятся в Δ, если чёрные протолкнут в 1, то белые должны разрезать в 2. Ходы чёрных 3 - 7 начинают лестницу. Белые, прежде чем продлеваться, должны посмотреть, благоприятна ли эта лестница для них.

 

Диаграмма 3.

 

 

Если лестница благоприятна для белых, чёрные всё равно могут сыграть на Д.2 ходы 1 и 3, поскольку проталкивание 1 - 7 весьма эффективно для создания сильной стены. Для них достаточно и создания большого мойо наверху к ходу 11.

Диаграмма 4.

 

 

После Д.3 у чёрных есть хорошее продолжение. Ходами 1 - 5 они могут легко подкопаться под левостороннее мойо белых. Белые перед выбором продолжения 2 должны рассмотреть все эти варианты.

 

 

Основная последовательность 7.

 

 

Продление чёрных в 5, а белых в 6, - результат так называемого образца «большая лавина». Поворот наружу ходом 11 показывает, что чёрные надеются на влияние больше, чем на территориальную выгоду.

 

 

Диаграмма 1.

 

Теперь белым следует разрезать в 1, а чёрные должны продлиться в 2. Далее белые могут сыграть в A, B, C, или D.

 

Диаграмма 2.

 

Было бы ошибкой продлеваться в 1 без размена 1 - 2 на Д.1. Ходом 2 чёрные укрепляют угол. Белые режут в 3, но, после хода чёрных в 8, чёрные угрожают и в A, и в B.

 

Диаграмма 3.

 

Если белые позаботятся о своей слабости ходом 1, то чёрные спустятся в 2. Теперь белые вынуждены пытаться принять решительные меры ходом 7.

 

Диаграмма 4.

 

Если чёрные захватят один белый камень ходами 1 - 5, то белые будут счастливы закрыть чёрных ходами 6 и 8.

Диаграмма 5.

 

Поэтому чёрным лучше пожертвовать два камня и занять область слева. Если лестница работает, то вместо 3 они могут продлиться в 6.

 

 

Продолжение 1.

 

 

Обычно, после диаграммы 1 ОП.7, белые играют в 1. Последовательность вплоть до 10 является установленной. Чёрные получают внешнее влияние, а белые – территорию. Теперь у чёрных есть право выбирать между A и B.

 

Диаграмма 1.

 

Белым плохо поворачивать в 1, чтобы захватить три чёрных камня, поскольку чёрная стена становится слишком хорошей после того, как они захватят белые камни ходами 4 и 6. Вместо 5 нельзя выходить в 5 из-за хода чёрных в B.

 

 

Диаграмма 2.

 

Если белые продлятся в 1, то разрезание прямо в 2 будет мощным ходом. Если же белые протолкнут в 7, то чёрные укрепятся на верхней стороне ходами 8 - 12.

 

Диаграмма 3.

Далее белые не смогут спасти два своих камня, играя в 1. После хода 12, чёрные смогут убить одну из белых групп, играя в A или в B.

 

Диаграмма 4.

 

Поэтому белые должны пожертвовать этими двумя камнями, но всё равно они будут в ущербе, поскольку чёрные атакуют их ходом 6.

 

Диаграмма 5.

 

Даже если белые продлятся в 1 вместо проталкивания 7 на Д.2, ситуация всё равно будет благоприятна для чёрных, поскольку их сильная стена гораздо ценнее территории белых.

 

 

Диаграмма 6.

Если после ОП.7 белые прыгнут в 1, то чёрные сыграют в 2, вынуждая белых ответить в 3 и защищая угол ходами 4 - 8. Хотя белые и могут окружить два белых камня ходом 9, существует затянутая опасность того, что чёрные вырвутся, играя 7 внизу.

 

Диаграмма 7.

Белые наносят цукэ в 1, надеясь, что чёрные вновь сыграют 2 в 6. Из-за того, что теперь белые наверняка захватывают два чёрных камня, результат здесь лучше, чем на Д.6.

 

Диаграмма 8.

 

Чёрные, вместо 6 на Д.7, проталкиваются ещё раз, в 1. Если белые нанесут ханэ в 2, то чёрные тоже нанесут ханэ в 3.

 

Диаграмма 9.

Если белые продлятся в 2, то чёрные заберут один белый камень ходами до 9, и всё равно будут впереди.

 

Диаграмма 10.

 

Чёрные камни на правой стороне в безопасности. Чёрные выигрывают сэмэай мудрым соединением в 6.

 

 

Диаграмма 11.

 

Поэтому ход белых в 1 – наиболее осмысленный. Чёрные, вместо ханэ в A, могут играть 4 и 6.

 

Диаграмма 12.

 

Продолжение Д.11, вплоть до хода 10, - одобряемая последовательность.

 

Диаграмма 13.

 

Чёрные могут захотеть прыгнуть в 1, но, если они не защитили угол ходом 8 на Д.12, то белые смогут создать ко, играя 13.

 

 

Диаграмма 14.

 

Поэтому чёрные могут попытаться сыграть 4 вместо A, чтобы занять 6, но у этого их хода 4 есть свой недостаток.

 

 

Диаграмма 15.

 

Белые могут много получить, играя 1. Только 9 они могут сыграть в сэнтэ, но не A.

 

Диаграмма 16.

 

Но белые могут получить больше, разрезая в 1, а затем переключаясь в 3. Если чёрные нанесут ханэ в 4, то белые, к ходу 10, смогут создать двухступенчатое ко.

 

Диаграмма 17.

 

Поэтому, вместо хода 4 на Д.16, чёрные должны играть сагари 5. Теперь белые могут сыграть и 2, и 6 в сэнтэ. Если на 6 чёрные не ответят в 7, то чёрные камни на верхней стороне будут убиты ходом белых в A.

 

 

Продолжение 2.

 

Выпрыгивание в 5, вместо захвата трёх камней ходом A, - это ход, который появляется внезапно, поскольку он чересчур сложен, но в современных профессиональных играх он повторяется очень часто.

Диаграмма 1.

 

Играть в 1 чёрным нынче не советуют потому, что ход белых в 8 слишком хорош.

 

Диаграмма 2.

 

Если, после продолжения 2, чёрные блокируют в 1, то белые разрежут в 2 и продлятся в 4.

Диаграмма 3.

 

Когда чёрные толкнут в 1, белые защитят обе стороны ходами 2 - 6. Если же чёрные попытаются ограничить белых ходами 7 и 9, то…

 

 

Диаграмма 4.

 

Белые смогут создать ко в углу, играя последовательность 1 - 11, и у них будет абсолютная ко-угроза в 13.

 

 

Диаграмма 5.

Если, после Д.2, чёрные втиснутся в 1, то хорошим ответом белых будет 2. Чёрные пытаются управлять обеими сторонами, но слабость в A побеспокоит их после хода белых 10.

 

Диаграмма 6.

Из-за слабости в углу чёрным было бы лучше усилиться ходом 1. Далее белые могут занять важную точку, играя в 2, но они должны быть начеку из-за хода чёрных 3. Если они ответят на него в 4, то чёрные смогут поймать их в ловушку, играя 5.

Диаграмма 7.

 

Поэтому на ход чёрных в 1 белые должны ответить в 2. Ходами 4 - 8 они могут стабилизировать правую сторону.

 

 

Диаграмма 8.

Для чёрных возможно также ещё раз протолкнуться в 1. Если белые продлятся в 2, то чёрные будут счастливы потому, что ходом 3 смогут защитить правую сторону.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: