В прошлом иккэнтоби белых 1 не считался хорошим ходом потому, что он несколько медленный. Однако в современном го этот ход привлёк внимание тем, что он упрощает игру с самого начала, и его предпочитают игроки, которым не нравится битва на раннем этапе игры.
Диаграмма 1.
Невозможно даже представить, чтобы чёрные стали вредить своему камню ▲, играя ходы 1 - 9.
Диаграмма 2.
Хотя для белых и кажется нормальным, вместо хода 5 из примера, создавать «тигриную пасть» ходом 1 и продлеваться в 3, в данном случае это не так. Ход чёрных A атакует белых в жизненно важную точку.
Диаграмма 3.
С другой стороны, если чёрные пропустят нодзоки в 2, а вместо этого толкнут в 1, то ходы белых в 2 и 4 будут хороши.
Диаграмма 4.
Чёрные могут, также, развиться в 1, без размена Ч. A на Б. B. Белые должны быть осторожными, и не обманываться кажущейся слабостью чёрной группы.
Диаграмма 5.
Даже если белые и получат некоторую территорию в углу, играя цукэ в 1, то черная стена, направленная на центр, будет несравнимо важнее территории белых.
Диаграмма 6.
В стародавние времена для чёрных имелось дзёсэки, которое давало возможность защитить правую сторону, заставляя белых отвечать 2 и 4.
Диаграмма 7.
Ход чёрных в 1 делает акцент на территории в углу. Чёрные не могут пренебречь усилением своей группы ходом в 7.
Диаграмма 8.
Если чёрные пропустят ход в 7 на Д.7, то последовательность вплоть до хода 7 (здесь) будет для белых весьма мощной и создающей далее угрозы в A и в B.
Диаграмма 9.
Если чёрные хотят взять сэнтэ, то для них хороши ходы в 1 и 3. Белые не могут пренебречь ходом в 4, поскольку тогда чёрные блокируют в A, и это будет очень сильная атака.
|
Основная последовательность 34.
В наши дни большой диагональный прыжок играется не очень часто, но если чёрные атакуют высоким хасами через два пункта, то этот прыжок - дзёсэки. Ход чёрных в 2 в данной ситуации – наиболее частый.
Диаграмма 1.
Хотя форма белых и выглядит очень тонкой и слабой, чёрным нехорошо пытаться её разрезать сквозь диагональную дыру. В результате разрезаны, на данной диаграмме, оказываются чёрные.
Диаграмма 2.
Нехорошо чёрным также толкать в 1 и резать в 3, поскольку территория белых в углу слишком велика.
Диаграмма 3.
Простейший ответ для чёрных – защитить правую сторону ходами 1 и 3.
Диаграмма 4.
Белым неправильно давить сверху, в 1. В этом случае чёрные могут разрезать через диагональную дыру и, к ходу 6, забрать угол. Кроме того, четыре белых камня ещё не в безопасности.
Диаграмма 5.
Поэтому, если белые хотят надавить сверху, они должны заранее укрепить себя ходами в 1 и 3.
Диаграмма 6.
Однако против хода белых в 1 чёрные могут сыграть в 2. Битва, которая последует за ходом чёрных в 6, будет очень трудной, но, в зависимости от обстоятельств, чёрные могут попытаться сыграть и эту последовательность.
Диаграмма 7.
Чёрные могут, также, развиться в 1, хотя этот ход несколько пассивен. После ходов Б. 8, Ч. A, Б. B ожидается ход Ч. C.
Диаграмма 8.
Ходы чёрных от 1 до 5 делают акцент на верхней стороне. Если же белые атакуют в 6, …
|
Диаграмма 9.
То можно ожидать последовательности вплоть до хода 10. Однако то, будут ли чёрные пытаться играть эту последовательность, зависит от ситуации.
Продолжение 1.
последовательность на этой диаграмме считается дзёсэки. А теперь посмотрим, почему она стала дзёсэки.
Диаграмма 1.
Ход белых в 1 делает их ход в Δ плохим.
Диаграмма 2.
Если чёрные ответят на Б. 2 ходом в 3, то белые получат хорошую форму, играя цукэ 4. Если же чёрные соединятся в A, то белые прыгнут в B.
Диаграмма 3.
Нехорошо для чёрных, также, отвечать на Б. 1 ходом в 2, поскольку это даст белым сильную стену.
Диаграмма 4.
Если белые, вместо хода в 5, разрежут в 2, то ходы чёрных 1 - 5 будут сильны.
Диаграмма 5.
Если, после Д.4, белые захватят камень на стороне ходами от 1 до 5, то чёрные смогут взять угол в сэнтэ, после чего у них остаётся возможность мобилизовать разрезающий камень ходом в A.
Диаграмма 6.
Белые жертвуют ходами 1 и 3, чтобы построить влияние. Однако, после их хода в 11, прыжок чёрных в 12 определённо уменьшает влияние белых на центр.
Диаграмма 7.
Для чёрных не мудро разрезать в 2, чтобы захватить два камня на верхней стороне. Ход белых в 3 для них очень болезненный, а белые могут получить сильную внешнюю стену.
Диаграмма 8.
После продолжения 1, у чёрных на верхней стороне есть полезные ходы в 3 и 5, но, поскольку угол укреплён не идеально (вторжение белых в A), белые могут угрожать углу, играя в B.
|
Диаграмма 9.
Обычно чёрные, после продолжения 1, блокируют в 1. Также необходим далее ход белых в 2. Позднее чёрные смогут сыграть цукэ в A, и, если белые нанесут ханэ в B или в D, то чёрные отклонятся в C или в E.
Диаграмма 10. (2 - тэнуки)
А здесь объясняется причина хода белых в 2 на Д.9.
Диаграмма 11.
После того, как чёрные продлятся в 1, белым бесполезно брать два чёрных камня ходами от 2 до 6. Этим они лишь помогают чёрным стать сильнее на верхней стороне, вместе с тем давая им шанс атаковать нанесением ханэ в A.
Продолжение 2.
Вбивая клин в 1, белые намереваются строить влияние на центр. Последовательность вплоть до хода 18 – это дзёсэки, после которого белые могут решать, когда им играть в A. Это дзёсэки связано с лестницей.
Диаграмма 1.
Чёрные могут также, вместо продления 4 в продолжении 2, защитить угол, играя в 1. После этого белые, к ходу 6, защитят верхнюю сторону. Если белые пренебрегут ходом в 6, то чёрные блокируют в B, целясь в A.
Диаграмма 2.
При некоторых обстоятельствах для чёрных, также, приемлемо построить к ходу 10 стену. Но, локально, территория белых считается здесь лучше, учитывая, что на эту последовательность чёрные потратили на один ход больше, чем белые.
Диаграмма 3.
Если вышеупомянутая лестница благоприятна для чёрных, то, на ход белых в 1, они могут ответить в 2 и 4.
Диаграмма 4.
Так что белые, когда лестница для них благоприятна, должны укреплять правую сторону, жертвуя угол. И нет нужды говорить, что территория чёрных очень, очень велика.
Диаграмма 5. (5 = Δ)
На ход чёрных в 1 белые не должны отвечать в 2 и в 4. После хода белых в 8 чёрные, не соединяясь в A, захватят три камня ходом 9, и нацелятся далее на B и С.
Диаграмма 6.
Белым не будет пользы, если они сыграют атари заранее. Чёрные смогут тогда напрямую блокировать проталкивание белых в 3. Если же белые блокируют в A или разрежут в B, то чёрные соединятся в C.
Диаграмма 7.
Когда белые толкают в 1, чёрные могут, также, продлиться в 2. В частности, когда чёрные хотят развиться по правой стороне, эта последовательность будет очень полезна.
Диаграмма 8.
После продолжения 2 белые, обычно, закрываются снаружи ходом в 1. Далее, из-за того, что чёрные не хотят быть блокированными ходом белых в A,…
Диаграмма 9.
Чёрные обычно начинают бой, разделяя белых надвое ходами 1 и 5. после хода белых в 6, чёрные могут выбирать из A и B, в зависимости от метода их атаки.
Основная последовательность 35.
Ход чёрных в 1 – это самое свободное хасами против какари белых. Намерение этого хода – вести игру мирно. Он может работать и как развитие, и как хасами. На это хасами белые, помимо цукэ в 2, могут ответить в A, или в B. Чёрные, вместо продления в 3, могут также спуститься в 4.
Диаграмма 1.
За ОП. 35 чаще всего следуют ходы от 1 до 6.
Диаграмма 2. (8 = 1)
В современном го белые больше не наносят сначала ханэ в 1, поскольку к ходу 12 их форма становится скомканной.
Диаграмма 3.
Белые могут, также, играть никкэнтоби в 1. После вынуждения чёрных выбегать к центру, белые стабилизируются в углу ходами от 7 до 11.
Диаграмма 4. (5 = Δ)
Если белые не согласны с результатом Д.3, то они сыграют атари 1. К ходу 12 чёрные получают территорию в углу, в то время как белые получают правую сторону. Впоследствии чёрные должны потратить ещё один ход на добавление камня в B, поскольку есть возможность, что белые уменьшат их территорию с помощью нодзоки в A.
Диаграмма 5.
Когда правая сторона важнее других частей доски, чёрные могут развиться в 2. Хотя они и попадут в осаду с ответом белых в 3, к ходу 8 они смогут там выжить.
Диаграмма 6.
В реальных играх иногда появляется кэйма белых в 1. После построения некоторого влияния в правом верхнем углу, белые атакуют чёрных в 5.
Диаграмма 7.
После Д.6 правильным является ход белых в 1. Пока чёрные усиливаются снаружи, белые занимают угол.
Диаграмма 8.
Если ситё, возникающее после хода 7, благоприятно для чёрных, то они могут нанести ханэ снизу, в 2.
Диаграмма 9.
Вместо хода 7 в ОП.35, чёрные могут толкнуть в 1 и нанести ханэ в 3.
Диаграмма 10.
Варианты, следующие за спуском чёрных в 2, весьма сложны. Все ходы вплоть до 12 – вынужденные.
Диаграмма 11.
Для чёрных слишком мягко продлеваться в 2. В целом, их стена неудовлетворитель-на.
Диаграмма 12.
Поэтому чёрные должны сыграть ханэ прежде, чем это сделают белые. Варианты, следующие далее, связаны с ситё, и белые, когда это ситё для них благоприятно, не могут делать ничего другого, кроме как соединяться в 2. Последовательность вплоть до хода 10 весьма обыденна, и влияние чёрных здесь лучше, чем на Д.11.
Диаграмма 13.
Но если ситё для них неблагоприятно, белые должны выходить в центр ходами в 2 и 4.
Диаграмма 14.
Если после Д.13 белые разрежут в 3, то далее ожидается последовательности вплоть до хода 9.
Диаграмма 15. (16 = 12)
Поскольку было предположено, что ситё благоприятно для белых, ход чёрных в 1 выглядит весьма очевидным. Далее, к ходу 16 возникнет ко. Поскольку чёрные должны первыми создавать ко-угрозу, очевидно, что белые выиграют это ко.
Диаграмма 16. (8 = Δ)
С другой стороны, чёрные, вместо хода в 4, могут выбрать соединение в 1. Однако их соединение ходами от 3 до 7, сыгранное против соединения белых в 2, слишком пассивно. Далее, к ходу 17, влияние белых будет сильнее территории чёрных.
Диаграмма 17.
Поэтому, когда белые соединяются в 2, чёрные должны толкать в 3. Из-за того, что ход белых в 4 неизбежен, чёрные, к ходу 11, могут получить некоторую территорию на правой стороне. Выглядящая сильной форма белых не так хороша, как кажется, поскольку чёрные могут сделать её комковатой, играя в A.
Диаграмма 18.
Поэтому сначала белые должны вломиться в 1. Если чёрные продлятся в 2, то к ходу 13 результат выглядит почти так же, как и на Д.14.
Диаграмма 19.
Теперь позиция в верхней области изменилась. После разрезания в 6 и продления в 10, белые угрожают и в A, и в B.
Диаграмма 20. (10 = Δ)
У чёрных нет другого выбора, кроме как блокировать в 2. Белые делают ошибку в направлении разрезания. К ходу 12, белые камни в центре чересчур тяжелы.
Диаграмма 21.
Ход белых в 1 – это разрезание в правильном месте, но им стоит быть готовыми к ходу чёрных в 10.
Диаграмма 22.
Всё же, белым было бы слишком легко соединяться в 1 без раздумий. Хотя чёрные и могут убить белые камни в углу и, таким образом, создать сэки, результат для белых в целом неудовлетворителен, поскольку их группа в центре ещё не в безопасности.
Диаграмма 23. (11 = 2)
Когда чёрные играют ханэ в 1, белым хорошо прыгнуть в 2. Против хода чёрных в 5 хорош ответ белых в 6. После защиты угла к ходу 10, белые могут развить своё влияние в верхней области ходами 12 и 14. Результат, показанный на этой диаграмме, очевидно хорош для белых.
Диаграмма 24. (6 = Δ)
Чёрные не могут пытаться создать ко толканием в 1, поскольку у белых есть ко-угроза в 4.
Диаграмма 25.
Когда белые не хотят создавать сложных вариантов, они могут обменять ход в 1 на ход чёрных в 2 прежде, чем забирать угол ходом в 3. Последовательность вплоть до хода 7 – это тоже дзёсэки.
Продолжение 1.
Ходом 1 белые противятся чёрным, которые хотят мирно заселить верхний правый угол, и начинают битву. Чёрные, конечно же, всё ещё могут добиться мирной игры. Однако здесь они выбирают продолжение битвы с белыми, играя цукэ в 2.
Диаграмма 1.
Ход чёрных в 1 продолжает намерение мирной стабилизации ходом ▲. Также, чёрные могут сыграть цукэ в A, а когда белые ответят в 2 – нанести ханэ снизу, в B.
Диаграмма 2.
Вместо хода 10 в продолжении 1, чёрные могут также сыграть ханэ в 2. Вплоть до хода 8 это совершенно нормальная последовательность.
Диаграмма 3.
После Д.2, ход белых в 1 показывает их боевой дух. Чёрным хорошо разрезать в 6 после подготовки их выхода ходами 2 и 4. Ход чёрных в 8 тоже очень хорош, и, если белые спустятся в 9, то чёрные могут создать ко ходами 10 и 12.
Диаграмма 4.
Поэтому лучшее, что белые могут сделать, - это разменять 1 на 2 перед спуском в 3. Однако с помощью камня в 2 чёрные, как показано тут, могут получить инициативу в центре.
Диаграмма 5.
Ходом белых в 2 пытается избежать результатов Д.3 и Д.4, но он нехорош из-за хода чёрных в 5. К ходу 9 чёрные могут создать сильную форму на верхней стороне.
Диаграмма 6.
Поэтому белым, вместо приближения в 1 на Д.3, лучше укреплять центр ходами от 1 до 5.
Диаграмма 7.
Для чёрных возможно также сагари в 2, хотя этот ход и кажется немного странным. Если белые защитят угол, играя в 3, то чёрные к ходу 8 смогут развить правую сторону.
Диаграмма 8.
Что касается хода белых в 3 на Д.7, то вместо него они могут также скользнуть в 1. Чёрные должны защищаться, отвечая в 2, поэтому к ходу 11 белые смогут вывести свои камни в центр.
Диаграмма 9.
Если белые пропустят ход в 9 на Д.8, то чёрные разрежут их в 2. После того, как чёрные упакуют белых в углу к ходу 12, ходу белых в 1 будет сложно показать свою силу.
Диаграмма 10.
Белые, если лестница в A благоприятна для них, могут, вместо хода 13 в продолжении 1, прыгнуть в 1 и нанести ханэ в 2.
Диаграмма 11.
Если же чёрные попытаются контратаковать ходами от 1 до 9, …
Диаграмма 12. (4 = 1)
То белые уничтожат их к ходу 9.
Диаграмма 13.
Чёрным слишком поздно отступать в 2. Хотя им и хорошо играть ханэ 4 в сэнтэ, их камню ▲ уже очень сильно навредили.
Основная последовательность 36.
Значение высокого хасами чёрных в 1 не сильно отличается от значения низкого хасами через три пункта: он состоит в надежде на мирную стабилизацию в углу. Этот ход был очень популярен с 1980-х, когда «космический» стиль Такэмия Масаки был в зените. Хотя для белых и существует много возможных ответов, от A до H, речь пойдёт лишь о трёх из них – A, B и C, поскольку в 1980-х они были наиболее популярны.
Продолжение 1.
Самый обычный ответ белых – это прыжок в 1. Ход чёрных в 2 тоже обычен. Если белые играют катацки 5, то чёрные отвечают в 6, чтобы не потерять контроль над этой областью. Следующим ходом чёрных после 11 может быть A или B.
Диаграмма 1.
Если белые прежде, чем атаковать чёрных на верхней стороне, сыграют катацки в 1, то чёрные ответят в 2. Сейчас чёрным нехорошо начинать бой ходом в A. Если они отвечают на ход белых в 5 прыжком в 6, то белые могут атаковать верхнюю сторону ходами 7 и 9.
Диаграмма 2.
Ход чёрных в 6 на Д.1 не учитывает всей ситуации в целом. Из-за этого хода инициатива на верхней стороне уходит в руки белых.
Поэтому, когда белые продляются в 1, чёрные должны усилить верхнюю сторону ходом в 2. Хотя белые и могут создать сильную форму на правой стороне, чёрные могут компенсировать это, играя какари 4.
Диаграмма 3.
Если, на Д.1, на ход чёрных в 4 белые отвечают в 5, то чёрные могут, также, толкнуть ещё раз, в 1, и развиться в A. Но тогда белые пресекут намерения чёрных, атакуя их в 2. Хотя чёрные и получают правую сторону, верхняя сторона белых выглядит гораздо лучше.
Диаграмма 4.
А это – последовательность из профессиональной игры японцев. На этой диаграмме белые попали в беду, поскольку вели чересчур оборонительную игру.
Диаграмма 5.
Если сначала белые сыграют хасами в 1, то для чёрных будет естественным толкнуть в 4 и разрезать в 5. Теперь проблемой является белый камень 7. После продления в 8, чёрные могут нацелиться и в A, и в B.
Диаграмма 6.
Хотя данная последователь-ность и является дзёсэки, но если чёрные камни ▲ расположены в □, то она неблагоприятна для чёрных, поскольку с камнями ▲ они могли защитить больше территории.
Диаграмма 7. (7 = Δ)
Ход белых 9 в продолжении 1 – единственно верный. Если чёрные захватят белый камень Δ ходом в 2, то к ходу 17 чёрные камни на верхней стороне будут уничтожены, хотя чёрные и смогут, к ходу 12, защитить правую сторону.
Диаграмма 8.
Поэтому единственно возможный ход чёрных – это продление в 1. Ответ белых в 2 тоже очевиден. Далее, если чёрные спустятся в 3 …
Диаграмма 9.
Ход белых в 1 правилен, а ход чёрных в 2 тоже хорош. Также правилен ответ чёрных в 6 на ход белых в 5. После блокирования в 9, белые заглянут в 11 в сэнтэ.
Диаграмма 10.
После Д.9 следует хорошая контратака чёрных в 1. Если белые неосмотрительно соединятся в 2, то к ходу 11 они будут расколоты на две слабые группы. Данная последовательность – единственная, приемлемая после хода чёрных в 1, а предпочтение её результата происходит в зависимости от вкуса и стиля игрока.
Диаграмма 11.
Чёрным нехорошо соединяться в 1, поскольку белые отобьют у них угол ходами 3 и 5.
Диаграмма 12.
А это пример из реальной игры между любителями, имеющими дан. У белых камни активнее, чем у чёрных.
Диаграмма 13.
Чёрные могут, также, нанести ханэ в 1. Если белые ответят в 2, то к ходу 7 ситуация будет почти такой же, как и на Д.10. Но теперь она определённо благоприятна для чёрных, поскольку есть возможность разрезания в A.
Диаграмма 14.
Поэтому теперь белые сначала наносят ханэ в 2. Если чёрные продлятся в 3, то к ходу 6 они попадут в беду.
Диаграмма 15.
Ход чёрных в 2 хорошо соответствует ходу белых в 1. Если, после 8, белые заглянут в 9 …
Диаграмма 16.
То для чёрных лучше всего будет надавить в 1. Даже если чёрные прыгнут в 5, ожидая результата Д.10, для них это не будет хорошо, поскольку теперь есть возможность того, что белые выживут в углу, играя в A. Ходы вплоть до 13 дают обоим игрокам наилучший результат.
Продолжение 2.
Хотя развитие всего лишь через одну линию и кажется узким, ход белых в 1 в последние 15 лет появлялся в профессиональных играх весьма часто. Следующая за этим ходом последовательность, вплоть до хода 22, является одобряемой. Следующим ходом белые могут играть и в A, и в B.
Диаграмма 1.
Ход чёрных в 1 – простейший ответ на иккэнтоби белых. Однако в современных играх, в которых коми равно 6.5, он считается чересчур защитным.
Диаграмма 2.
Поэтому чёрным лучше защищать угол, играя в 1. В то время как ходы белых в 2 и 4 весьма легки, ход чёрных в 5 немного ленив. Теперь белые могут свободно атаковать чёрных на верхней стороне после усиления правой стороны к ходу 8.
Диаграмма 3.
Вместо хода 5 на Д.2, чёрным правильно играть ханэ в 1. И напротив, на этой диаграмме уже ход белых в 2 ленив. Белая форма будет атакована после продления чёрных в 3.
Диаграмма 4.
Нехорошо для белых и нанесение ханэ в 1 здесь перед продлением в 4 на Д.2, поскольку тогда чёрные создадут влияние на центр ходами 2 и 4.
Диаграмма 5.
Поэтому чёрные должны играть ханэ в 1, и ход белых в 2 тоже весьма очевиден. Но ходы белых в 4 и 6 здесь плохи. Поннуки чёрных, создающееся ходом в 5, велико, а к тому же есть возможность того, что чёрные, играя в A, войдут в угол.
Диаграмма 6.
Поэтому белые должны соединяться в 1. Когда чёрные защитят угол ходом 2, белые смогут стабилизировать ситуацию к ходу 5. Но, на самом деле, результат немного благоприятнее для чёрных.
Диаграмма 7.
Вывод: ход белых в 11 в продолжении 2 – лучшее, что белые могут сделать в этой ситуации. После хода чёрных 22 (ход в 1 на этой диаграмме), белые могут блокировать в 2. Если чёрные осадят их ходом в 3, то они смогут выжить, проползая по второй линии вплоть до хода 12, а унижение проползания смогут компенсировать толканием в 16.
Диаграмма 8.
Поэтому в данном случае чёрным лучше атаковать с ближней дистанции. Если белые будут сражаться за жизнь ходами 2 и 4 …
Диаграмма 9.
То к ходу 11 чёрные позволят им выжить и переключатся на верхнюю сторону. Результат выглядит хорошо сбалансированным
Диаграмма 10.
Очень наивно толкание белых в 1. После хода Ч. 10 у них нет пути наружу.
Диаграмма 11.
С другой стороны, белые могут прыгнуть в 1. Но из-за того, что последовательность после этого хода очень сложна, Вам следует хорошо подумать, прежде чем выбирать этот ход. После нормальной последовательности вплоть до хода 15, хорош ход чёрных в 16.
Диаграмма 12.
После Д.11 белым хорошо отдать шесть камней в углу. К ходу 7 чёрные защищают верхний правый угол, в то время как белые получают правую сторону.
Диаграмма 13.
Если чёрные сыграют цукэ в 1, то далее будет сложная битва. Когда белые играют ханэ 4, ход чёрных в 5 нехорош. Из-за этого хода белые смогут выжить в сэнтэ и переключиться в 16.
Диаграмма 14.
Вместо хода 5 на Д.13, хорош ход чёрных в 1 (здесь). После ослабления белых ходами 3 и 5, чёрные продолжают атаковать их, продлеваясь в 11. Но у белых в углу есть возможность вырваться из этой ситуации ходом в 12.
Диаграмма 15.
Чёрным нехорошо отвечать на цукэ белых ходом в 1. Когда белые толкают в 8, единственно возможный ответ для чёрных – ход в 9. Причина этому в том, что если чёрные продлятся в 10, то их камни в углу гибнут в ходе сэмэай после Б. A, Ч. B, Б. C. А когда чёрные блокируют в 9, блестящий ход белых в 12 разрешает ситуацию в пользу белых.
Диаграмма16.
Поэтому когда белые на Д.14 играют цукэ 12, единственное, что чёрные могут сделать, - это ханэ в 1. Теперь, против толкания белых в 4, чёрные могут продлиться в 5. Однако чёрным всё равно следует быть готовыми к блокированию в 7, поскольку, когда после Ч. A, Б. B, Ч. C внизу возникнет ко-борьба, у белых будет решающая ко-угроза – разрезание в D.
Диаграмма 17.
(10 = 16 = 2, 13 = 1 9= 7)
Поэтому продление в 1 для чёрных неизбежно. Для белых было бы очень мудро создать ко ходами 2 и 4, поскольку теперь за это ко им придётся заплатить минимальную цену. К ходу 22, результат для обоих игроков равный.
Продолжение 3.
Когда белые играют цукэ в 1, ходы вплоть до 8 – это квази-дзёсэки. Наиболее интересен на этой диаграмме ход белых 9. Этот ход плотно изучался и пробовался игроками Высшей Школы Чунгам, которая подготовила много профессиональных игроков в го с начала 1990-х.
Диаграмма 1.