Лабораторная работа 2
Тема. Разработка и отладка программ линейной структуры.
Цель.
· Получение практических навыков разработки программы.
· Получение практических навыков реализации программы в среде VS.
В лабораторной работе представлены задания для индивидуального выполнения и теория языка Си по рассматриваемой теме.
Требования к выполнению лабораторной работы
Требуется выполнить три задания, позволяющих:
· получение практических навыков по реализации арифметических выражений в программе на языке Си;
· получение практических навыков по разработке программы с использованием поэтапной разработки;
· получение практических навыков по использованию поразрядных операций. Цель этого задания получить представление о двоичном представлении данных в оперативной памяти.
По каждому заданию разработать и отладить программу, используя технологию поэтапной разработки.
Подготовить отчет по каждому заданию, используя пример оформления отчета.
Так как тема лабораторной работы – программа линейной структуры, то оператор ветвления использовать не надо.
Задание 1. Разработать Си проект, который обеспечивает вычисление значения арифметического выражения.
1. Определите переменные, предназначенные для входных данных и результатов, удовлетворяющие свойству массовости алгоритма. Заполните таблицу имен объектов программы.
Имя объекта | Диапазон допустимых значений | Тип данных | Семантика |
x | -120.. 100 | int | Переменная, аргумент функции |
pi | 3.14 | float | константа |
Рис. 1 Структура таблицы и пример заполнения таблицы
2. Разработайте алгоритм программы. Алгоритм запишите на языке блок – схемы.
3. Реализуйте алгоритм программы на языке Си.
4. Подготовьте тесты на данных, которые позволяют получить результат и запишите их в таблицу.
Номер теста | Исходные данные | Эталон результата (ожидаемый результат) | Результат программы (заполняется при выполнении программы) | Отметка о правильном выполнении теста | |
X | Y | Z | Z | ||
Не пройден | |||||
Рис. 2. Структура таблицы тестов и пример оформления
5. Реализуйте алгоритм на языке Си. Для ввода и вывода примените форматированный ввод и вывод в стиле Си.
6. Выполните компиляцию программы, устраните ошибки компиляции.
7. Выполните программу и проверьте ее работоспособность на подготовленных тестах. Результаты тестирования запишите в таблицу тестов.
8. Подготовьте отчет по форме
1) Условие задания.
2) Таблица имен программных объектов.
3) Блок – схема алгоритма.
4) Таблица тестов.
5) Код программы.
Варианты заданий
Номер варианта | Выражение |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() ![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() ![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() ![]() | |
![]() | |
Y= ![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Задание 2. Разработка программы с определением модели решения и применением поэтапной разработки.
1. Разработайте программу, используя поэтапный подход, включая алгоритм. Алгоритм запишите на языке блок – схемы. Уделите внимание математической модели. Определите ограничения на данные и задачу, но в алгоритме их не используйте.
2. Подготовьте тесты на данных, которые позволяют получить результат.
3. Реализуйте алгоритм на языке Си. Для ввода и вывода примените ввод и вывод в стиле С++.
4. Выполнить отладку программы на подготовленных тестах. Занесите полученные результаты в таблицу тестов. Проведите анализ результатов по значениям в таблице тестов. Сделайте заключение о правильности работы программы.
5. Внести в программу изменения, если это возможно:
· в процедурах вывода для вещественных значений установить вывод в формате с заданной точностью (форматированный вывод);
· выполнить вновь компиляцию и выполнение программы.
6. Выполнить пошаговую трассировку программы, используя возможности отладчика – нажимая клавишу F10.
7. Установите на первом операторе программы точку останова. Запустите программу в автоматическом режиме. Продолжите отладку с точки останова, нажимая клавишу F10.
8. В процессе отладки выполните просмотр значений всех переменных программы двумя способами: зависая на переменной; используя команду Быстрая проверка меню Отладка.
9. Подготовьте отчет по образцу, представленному в приложении 1.
Варианты заданий
Номер варианта | Задача |
В равнобедренном треугольнике заданы: длина боковой сторона и высота. Найти периметр и площадь треугольника. | |
Известна длина стороны равностороннего треугольника. Найти радиусы вписанной и описанной окружностей, длины окружностей. | |
В равнобедренном треугольнике заданы: длина боковой стороны и высота. Найти периметр и площадь треугольника. | |
Вычислить площадь круга, длину окружности, объем шара заданного радиуса. | |
Дано четыре цифры. Записать в переменную целого типа и вывести целое число, сформированное из этих цифр. (Цифры рассматривать как целые числа). | |
Вписанный в окружность угол опирается на дугу, длина которой равна a. Чему равен этот угол, если радиус круга равен r. | |
Даны два вещественных числа. Вычислите коэффициенты приведенного квадратного уравнения, корнями которого являются эти числа (теорема Виета). | |
Вычислить и вывести значение поверхности призмы, если известны: высота призмы и то, что в основании находится равнобедренная трапеция, для которой известны: длина средней линии и высота. | |
Рассчитать значение сопротивления в сети с параллельным подключением трех приборов. Значения сопротивлений приборов вводит пользователем. Результат вывести в текстовом виде (например, 12.34 ом). | |
Даны числа a, b, c. Найти периметр треугольника, длины двух сторон которого заданы в сантиметрах и равны a и b, а угол между ними равен с. Величина с задана в градусах. Вывести значение площади в текстовом виде (например, 5м. 20 см). | |
Дано значение угла в градусах. Найти величину смежного с ним угла в градусах. Результат вывести в градусах и минутах, представив в текстовом виде (например, 30 градусов 20 минут). | |
Даны: квадрат и длина его стороны, в сантиметрах. Из квадрата вырезали круг максимально возможного размера. Определить площадь оставшейся части квадрата. Результат выведите в текстовом виде, например, 25,5 кв.метра. | |
Даны три целых положительных числа а, в, с. По трем сторонам с длинами а, в, с можно построить треугольник. Найти углы треугольника. Вывести значения углов в радианах. | |
Даны: гипотенуза и катет прямоугольного треугольника в сантиметрах. Найти второй катет и радиус вписанной окружности. Результат вывести в текстовом виде, указав размер катета и радиуса в метрах и сантиметрах. | |
Треугольник задан координатами своих вершин. Считать, что такой треугольник существует. Вычислить его периметр и площадь. |