ИТОГ: ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУТЬ




В конце своего правления уже больной Марк Аврелий получил удивительные новости. Его старый друг, полководец Авидий Кассий, поднял бунт в Сирии, так как прослышал, что Марк Аврелий при смерти. И Кассий решил захватить трон. Но новость о смерти императора оказалась преждевременной. Марку Аврелию следовало разгневаться — история простила бы ему месть. Он сокрушил бы предателя, который угрожал его жизни, семье, наследию. Но император не сделал ничего, он даже сохранил новости втайне от своих войск, чтобы те не пришли в ярость. Он предпочел подождать. Но Кассий не образумился.

Тогда Марк Аврелий собрал воинов и сделал необычное объявление: он хотел бы «великую награду как за войну, так и за победу»48. Но эта награда была совсем другой — ведь просил ее не кто-нибудь, а Марк Аврелий: «Что же это за награда? Простить того, кто совершил несправедливость, остаться другом тому, кто попрал дружбу, сохранить доверие к тому, кто нарушил верность»49.

Марк управлял своим восприятием. Он не гневался, не презирал своего врага. Он не говорил злых слов против него50. Не принимал предательства близко к сердцу. Но он действовал правильно и твердо — собрал войска к Риму, чтобы успокоить паникующую толпу, и сделал то, что следовало сделать, чтобы защитить империю и подавить угрозу.

Своим солдатам он сказал: «Ибо единственной пользой, какую я мог бы извлечь из нынешних злосчастных обстоятельств, было бы то, что я сумел бы решить дело добром и показать всем людям, что даже в междоусобных войнах есть место для справедливых поступков».

Препятствие стало путем.

Естественно, как это часто бывает, даже лучшие и самые благонамеренные планы могут быть расстроены. Судьба и Марка Аврелия, и Авидия Кассия изменилась через три месяца. Кассия убили в Египте — погибла и его мечта об империи. А еще растаяла надежда Марка Аврелия простить того, кто его предал.

Однако это создало новую возможность — прибегнуть к прощению в значительно большем масштабе. Стоики любили использовать метафору огня. Марк Аврелий однажды напомнил себе в дневнике, что «яркий огонь скоро усвояет себе то, что ему подносят, берет себе на потребу и отсюда-то набирает силу»51.

Воплощением этой метафоры была неожиданная смерть соперника, лишившая императора возможности проявить милосердие. Теперь Марк прощал фактически всех причастных. У него не было к ним ничего личного. Он становился лучше — как человек и как лидер.

Вскоре после смерти Кассия император отправился в восточные провинции, где отказался казнить остальных заговорщиков. Он не стал преследовать наместников, которые поддержали восстание. А когда прочие сенаторы начали настаивать на смертных приговорах для замешанных в мятеже, просто сказал: «Да не случится так, чтобы в мое правление кто-то из вас был казнен по моему или по вашему приговору».

Препятствие становится путем.

Отныне и во веки веков.

Да, маловероятно, что кто-нибудь в ближайшее время попробует захватить ваше место с помощью оружия. Но люди делают едкие замечания. Подрезают нас на дороге. Мешают в бизнесе. Нам будет больно. Нам будут мешать. Будет происходить плохое.

Даже это мы можем повернуть себе на пользу. Всегда.

Это возможность. Всегда.

А если наша единственная возможность — как это было с Марком Аврелием в случае чужой алчности или жажды власти, — просто быть хорошим человеком и прибегнуть к прощению? Что ж, это вполне удачный вариант.

Я уверен, что вы заметили общую схему во всех историях в этой книге.

Нечто стоит на пути. Человек смотрит на преграду без робости. Он отдает все силы, физические и психические, опираясь на это препятствие, слабость или задачу. И даже если не всегда преодолевает преграду так, как ожидал, он становится лучше и сильнее.

То, что стоит на пути, становится путем. То, что мешает действию, помогает ему. Это вдохновение. Это движение. Это искусство, которое нам нужно вложить в собственную жизнь. Не каждый смотрит на препятствия, часто на те же самые, с которыми сталкиваетесь вы или я, и при этом видит причины для отчаяния. Но многие видят противоположное — проблему и ее готовое решение. Видят шанс проверить себя и стать лучше.

Ничто не стоит на их пути. Наоборот, что-то указывает им путь.

Это же намного лучше, не так ли? Такой подход проще и гибче и весьма отличен от того, как живем мы и большинство людей — с разочарованиями, обидами и огорчениями.

Мы можем смотреть на случающиеся в жизни «плохие» вещи не с сожалением, а с благодарностью — потому что можем обернуть их себе на пользу, превратить поражение в победу.

Судьба не обязана быть роком. Но она может быть свободой.

Люди, о которых мы говорим, не учились в какой-то специальной школе (хотя многие из них были знакомы с античной философией стоиков). Они не делают ничего, чего не могли бы сделать мы. Просто они раскрыли в себе что-то, имеющееся в каждом человеке. Пройдя горнило испытаний и закалившись в нем, они реализовали эти скрытые способности — способности восприятия, действия и воли.

С помощью такой триады они:

Прежде всего — ясно видят.

 

Далее — правильно действуют.

 

Наконец — выдерживают испытания и принимают мир таким, каков он есть.

 

Воспринимайте вещи такими, каковы они на самом деле, проверяйте все варианты, проявляйте выдержку и не трогайте то, что изменить нельзя. Здесь одно вытекает из другого: наши действия придают уверенность в игнорировании наших восприятий или контроле над ними. Мы проверяем и подтверждаем собственную волю своими дейст­виями.

Философ и писатель Нассим Талеб определял стоика как человека, который «преобразует страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициацию, желание в предприятие». И проходить этот цикл со временем все проще.

Разумеется, никто не говорит, что у вас сразу все получится. Маргарет Тэтчер стала известна как Железная леди только в 50 лет. Есть латинское выражение: Vires acquirit eundo. — «Обретает силу в движении». Вот как это работает. Это наш девиз52.

Когда мы овладеем тремя дисциплинами, у нас появятся инструменты для переворачивания любого препятствия. Мы достойны любого вызова, любой проблемы. Конечно, недостаточно просто прочитать или произнести эту фразу. Нужно реализовывать принципы на практике, мысленно обкатать снова и снова, действовать в соответствии с ними, пока они не окажутся в мышечной памяти.

Под давлением, в ходе испытаний мы становимся лучше — как люди, как лидеры и как мыслители. А испытания и давление неизбежно будут. И никогда не прекратятся.

Но не беспокойтесь — сейчас вы готовы к этому, к жизни, состоящей из препятствий и невзгод. Вы знаете, как справляться с ними, как отмахиваться от них и даже как извлекать из них пользу. Вы понимаете процесс.

Вы обучены искусству управления своими восприятиями и впечатлениями. Подобно Рокфеллеру, вы хладно­кровны при давлении, невосприимчивы к оскорблениям и обидам. Вы видите возможности даже в самых темных местах.

Вы способны энергично и настойчиво управлять своими действиями. Подобно Демосфену, вы берете ответственность на себя — обучаетесь, компенсируете недостатки и ищете свое призвание и место в мире.

У вас есть внутренний стержень и колоссальная воля. Подобно Линкольну, вы осознаёте, что жизнь — это испытание. Она не станет легкой, но вы готовы отдать все, чем обладаете, и при этом намерены терпеть, добиваться и вдохновлять других.

Имена многочисленных людей, так поступавших, не сохранились, но у них были те же проблемы и те же препятствия. Эта же философия помогала успешно с ними справляться. Они спокойно преодолевали поставленные жизнью преграды и, по сути, процветали благодаря им.

В них не было ничего особенного, ничего такого, на что не способны мы. То, что они делали, было просто (просто, но не легко). Но давайте снова напомним себе:

Принимайте вещи такими, каковы они на самом деле.

 

Делайте то, что можете.

 

Выдерживайте и выносите то, что должны.

 

То, что стоит на пути, — теперь путь.

 

То, что мешает действию, способствует действию.

 

Препятствие — это путь.

 

 


ПОСЛЕСЛОВИЕ. ТЕПЕРЬ ВЫФИЛОСОФ!

Быть философом — значит не только тонко мыслить или даже основать школу… Это значит решать некоторые жизненные проблемы не только теоретически, но и практически53.

Генри Торо, американский писатель

 

Теперь вы присоединились к Марку Аврелию, Катону, Сенеке, Томасу Джефферсону, Джеймсу Стокдэйлу, Эпиктету, Теодору Рузвельту, Джорджу Вашингтону и многим другим. Все они изучали стоицизм и применяли его. Они были не академическими учеными, а людьми действия. Марк Аврелий — император самой могущественной империи в истории. Катон — пример для многих философов — не написал ни единого слова, но до самой смерти защищал республику со стоической храбростью. Бывший раб Эпиктет, которого приходили слушать знатные римляне, был непритязателен в быту.

Фридрих Великий говорил, что возит работы стоиков в своих седельных сумках, поскольку они могут, по его словам, «поддержать в несчастье». Монтень, политик и эссеист, написал изречение из Эпиктета в своем кабинете, где проводил больше всего времени54. Джорджа Вашингтона познакомили со стоицизмом соседи, когда ему было 17 лет; позже он поставил пьесу о Катоне, чтобы поднять дух солдат во время зимовки в Вэлли-Фордж55.

У кровати умирающего Томаса Джефферсона лежала книга Сенеки. Стоицизм сильно повлиял на теории экономиста Адама Смита о взаимосвязанности мира — он изучал его в школе, где учитель переводил работы Марка Аврелия. Пылким стоиком был Эжен Делакруа, художник-романтик, известный картиной «Свобода, ведущая народ», — Делакруа называл стоицизм своей «религией утешения». Туссен-Лувертюр, бывший раб, бросивший вызов императору, прочитал труды Эпиктета и глубоко впечатлился ими. В труде «О свободе» философ и социолог Джон Милль писал о Марке Аврелии и стоицизме, называя его «высшим этическим творением античного разума».

Писатель Амброз Бирс, ветеран Гражданской войны, современник Марка Твена и сатирика Генри Менкена, обычно рекомендовал Сенеку, Марка Аврелия и Эпиктета начинающим писателям, говоря, что они научили его, «как быть достойным гостем за столом богов». Теодор Рузвельт после окончания президентства провел восемь месяцев в джунглях Амазонки и едва не погиб. Среди восьми взятых им с собой книг были «Размышления» Марка Аврелия и «Энхиридион» Эпиктета.

Английская общественная деятельница Беатриса Вебб, которая ввела термин «коллективный трудовой спор», в мемуарах назвала «Размышления» «руководством по преданности». Хорошо известно, что династия политиков, писателей и плантаторов Перси (Лерой Перси — сенатор США, Уильям Перси — создатель автобиографии Lanterns on the Levee («Фонари на дамбе»), Уокер Перси — автор романа The Moviegoer («Кинозритель»)), которая спасла тысячи жизней во время Великого наводнения 1927 года на Миссисипи, затронувшего 10 штатов, была приверженцами работ стоиков: ведь, как писал один из них, «когда все потеряно, оно [царство Марка Аврелия] стоит неколебимо»56.

Банкир, промышленник и сенатор Роберт Годдард в 1908 году подарил Брауновскому университету конную статую Марка Аврелия. Примерно через восемьдесят лет после этого дара советский поэт, диссидент и политический заключенный Иосиф Бродский57 написал в эссе об оригинале этой статуи, находящемся в Риме: «Во всяком случае, если “Размышления” — древность, то руинами являемся именно мы». Как и Бродский, Джеймс Стокдэйл провел время в заключении — если быть точным, семь с половиной лет во вьетнамском лагере для военнопленных. Выпрыгнув с парашютом из самолета, Стокдэйл сказал себе: «Я покидаю мир технологий и вхожу в мир Эпиктета».

Билл Клинтон, 42-й президент США, ежегодно перечитывает Марка Аврелия. Бывший премьер государственного совета Китая Вэнь Цзябао утверждает: «Размышления» — одна из двух книг, с которыми он путешествует, он перечитал ее больше сотни раз. Автор бестселлеров и инвестор Тимоти Феррисс называет стоицизм своей «операционной системой» — и, в соответствии с традициями предшественников, успешно внедряет его в Кремниевой долине.

Возможно, вы не считаете себя «философом», но ведь большинство названных здесь мужчин и женщин тоже не считали себя философами. Однако по любым мыслимым определениям они ими были. А теперь и вы тоже. Вы человек действия. Нить стоицизма проходит через вашу жизнь точно так же, как проходила через жизнь этих людей, точно так же, как проходила через всю историю — иногда явно, иногда нет.

Суть философии — это действие. Способность перевернуть препятствие с помощью разума. Понимание сути наших проблем и их контекста. Умение смотреть на вещи философски и действовать соответствующе.

Как я пытался показать в этой книге, множество людей воплощали лучшие примеры стоицизма, сами не зная этого. Эти люди не были писателями или ораторами, они были практиками — как и вы.

Столетиями нас лишали такой мудрости: кабинетные ученые намеренно скрывали ее. У нас отнимали истинную пользу философии — применение ее в качестве операционной системы для жизненных трудностей и невзгод. Философия — это не предмет для учебных аудиторий. Это набор уроков, взятых из жизни.

Название работы Эпиктета «Энхиридион» переводится с греческого «под рукой» или «в руке». Это как раз то, для чего предназначалась философия: чтобы быть у вас в руках, быть вашим продолжением. Это не то, что вы прочитаете один раз и поставите на полку. Это как раз то, о чем однажды написал Марк Аврелий: нужно драться не оружием, а руками, поскольку они всегда при вас58.

Надеюсь, что в какой-то степени эта книга передала вам те уроки и вооружила вас ими.

Теперь вы философ и человек действия. И это не противоречие.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

Alinsky, Saul. Rules for Radicals. New York: Vintage, 1989.

Aurelius, Marcus. Meditations: A New Translation (Modern Library). Translated by Gregory Hayes. New York: Modern Library, 2002. См. издание на русском языке: Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. М.: Наука, 1993.

Bakewell, Sarah. How to Live: Or a Life of Montaigne in One Question and Twenty Attempts at an Answer. New York: Other Press, 2010.

Becker, Gavin de. The Gift of Fear and Other Survival Signals That Protect Us from Violence. New York: Dell, 1999.

Bell, Madison Smartt. Toussaint Louverture: A Biography. New York: Pantheon, 2007.

Bonforte, John. The Philosophy of Epictetus. Literary Licensing, LLC, 2011.

Brodsky, Joseph. On Grief and Reason: Essays. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1995. См. издание на русском языке: Бродский, И. О скорби и разуме. СПб.: ИГ Лениздат, 2017.

Carroll, Paul B., and Chunka Mui. Billion Dollar Lessons: What You Can Learn from the Most Inexcusable Business Failures of the Last 25 Years. New York: Portfolio Trade, 2009.

Chernow, Ron. Titan: The Life of John D. Rockefeller, Sr. New York: Random House, 1998. См. издание на русском языке: Черноу, Р. Титан. Жизнь сэра Джона Д. Рокфеллера. М.: Крон-пресс, 1999.

Cicero, Marcus Tullius. On the Good Life (Penguin Classics). Translated by Michael Grant. New York: Penguin, 1971.

Cohen, Herb. You Can Negotiate Anything: The World’s Best Negotiator Tells You How to Get What You Want. New York: Bantam, 1982.

Cohen, Rich. The Fish That Ate the Whale: The Life and Times of America’s Banana King. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2012.

Critchley, Simon. The Book of Dead Philosophers. New York: Vintage, 2009.

Dio, Cassius. The Roman History: The Reign of Augustus. New York: Penguin, 1987. См. также издание на русском языке: Дион Кассий. Римская история. Книги LXIV–LXXX. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015.

Doyle, Charles Clay, Wolfgang Mieder, and Fred R. Shapiro. The Dictionary of Modern Proverbs. New Haven: Yale University Press, 2012.

Earhart, Amelia. The Fun of It: Random Records of My Own Flying and of Women in Aviation. Reprint edition. Chicago: Academy Chicago Publishers, 2000.

Emerson, Ralph Waldo. Nature and Selected Essays. New York: Penguin, 2003. См. издание на русском языке: Эмерсон Р. У. Представители человечества / Нравственная философия. М.: АСТ, Харвест, 2001.

Epictetus. Discourses and Selected Writings (Penguin Classics). Translated by Robert Dobbin. New York: Penguin, 2008.

Epicurus. The Essential Epicurus (Great Books in Philosophy). Translated by Eugene O’Connor. Buffalo: Prometheus Books, 1993.

Evans, Jules. Philosophy for Life and Other Dangerous Situations: Ancient Philosophy for Modern Problems. Novato, CA: New World Library, 2013.

Everitt, Anthony. The Rise of Rome: The Making of the World’s Greatest Empire. New York: Random House, 2012.

Feynman, Richard P. Classic Feynman: All the Adventures of a Curious Character. Edited by Ralph Leighton. New York: W. W. Norton, 2005.

Frankl, Viktor E. Man’s Search for Meaning. New York: Touchstone, 1984.

Fraser, David. Knight’s Cross: A Life of Field Marshal Erwin Rommel. New York: Harper Perennial, 1994.

Fronto, Marcus Cornelius. Marcus Cornelius Fronto: Correspondence, I. translated by C. R. Haines. Cambridge: Harvard University Press, 1919.

Goodman, Rob, and Jimmy Soni. Rome’s Last Citizen: The Life and Legacy of Cato, Mortal Enemy of Caesar. New York: Thomas Dunne Books, 2012.

Graham-Dixon, Andrew. Caravaggio: A Life Sacred and Profane. New York: W. W. Norton, 2012.

Grant, Ulysses S. Ulysses S. Grant: Memoirs and Selected Letters: Personal Memoirs of U. S. Grant/Selected Letters, 1839–1865. New York: Library of America, 1990.

Greenblatt, Stephen. Will in the World: How Shakespeare Became Shakespeare. New York: Norton, 2005.

Greene, Robert. The 48 Laws of Power. New York: Viking Adult, 1998. См. издание на русском языке: Грин, Р. 48 законов власти. М.: Рипол-Классик, 2013.

Greene, Robert. 33 Strategies of War. New York: Penguin, 2007. См. издание на русском языке: Грин, Р. 33 стратегии войны. М.: Рипол-Классик, 2014.

Greene, Robert. Mastery. New York: Viking Adult, 2012. См. издание на русском языке: Грин, Р. Мастер игры. М.: Рипол-Классик, 2017.

Greene, Robert, and 50 Cent. The 50th Law. New York: Harper, 2009. См. издание на русском языке: Грин, Р. 50-й закон власти. М.: Рипол-Классик, 2010.

Greitens, Eric. The Heart and the Fist: The Education of a Humanitarian, the Making of a Navy SEAL. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2011.

Hadot, Pierre. The Inner Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius. Translated by Michael Chase. Cambridge: Harvard University Press, 2001.

Hadot, Pierre. Philosophy as a Way of Life: Spiritual Exercises from Socrates to Foucault. Translated by Arnold Davidson. Malden: WileyBlackwell, 1995.

Hadot, Pierre. What Is Ancient Philosophy? Translated by Michael Chase. Cambridge: Harvard University Press, 2004.

Haley, Alex. The Autobiography of Malcolm X: As Told to Alex Haley. New York: Ballantine Books, 1987.

Hart, B. H. Liddell. Strategy. New York: Penguin, 1991.

Heraclitus. Fragments (Penguin Classics). Translated by Brooks Haxton. New York: Penguin, 2003.

Hirsch, James S. Hurricane: The Miraculous Journey of Rubin Carter. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2000.

Isaacson, Walter. Steve Jobs. New York: Simon & Schuster, 2011.

John, Tommy, with Dan Valenti. TJ: My 26 Years in Baseball. New York: Bantam, 1991.

Johnson, Jack. My Life and Battles. Edited and translated by Christopher Rivers. Washington, DC: Potomac Books, 2009.

Johnson, Paul. Churchill. New York: Viking, 2009.

Johnson, Paul. Napoleon: A Life. New York: Viking, 2002.

Johnson, Samuel. The Witticisms, Anecdotes, Jests, and Sayings, of Dr. Samuel Johnson, During the Whole Course of His Life. Farmington Hills, MI: Gale ECCO Press, 2010.

Josephson, Matthew. Edison: A Biography. New York: Wiley, 1992.

Kershaw, Alex. The Liberator: One World War II Soldier’s 500-Day Odyssey from the Beaches of Sicily to the Gates of Dachau. New York: Crown, 2012.

Lickerman, Alex. The Undefeated Mind: On the Science of Constructing an Indestructible Self. Deerfield Beach: HCI, 2012.

Lorimer, George Horace. Old Gorgon Graham: More Letters from a Self-Made Merchant to His Son. New York: Cosimo Classics, 2006.

McCain, John, and Mark Salter. Faith of My Fathers: A Family Memoir. New York: HarperCollins, 1999.

McPhee, John. Levels of the Game. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1979.

McPhee, John. A Sense of Where You Are: Bill Bradley at Princeton. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1999.

Marden, Orison Swett. An Iron Will. Radford, VA: Wilder Publication, 2007.

Marden, Orison Swett. How They Succeeded: Life Stories of Successful Men Told by Themselves. Hong Kong: Forgotten Books, 2012.

Meacham, Jon. Thomas Jefferson: The Art of Power. New York: Random House, 2012.

Millard, Candice. The River of Doubt: Theodore Roosevelt’s Darkest Journey. New York: Doubleday, 2005.

Millard, Candice. Destiny of the Republic: A Tale of Madness, Medicine and the Murder of a President. New York: Doubleday, 2011.

Montaigne, Michel de. The Essays: A Selection. Translated by M. A. Screech. New York: Penguin, 1994.

Morris, Edmund. The Rise of Theodore Roosevelt. New York: Random House, 2010.

Musashi, Miyamoto. The Book of Five Rings. Translated by Thomas Cleary. Boston: Shambhala, 2005. См. издание на русском языке: Мусаси, М. Книга пяти колец. М.: Эксмо­, 2019.

Oates, Whitney J. The Stoic and Epicurean Philosophers: The Complete Extant Writings of Epicurus, Epictetus, Lucretius, Marcus Aurelius. New York: Random House, 1940.

Paul, Jim, and Brandon Moynihan. What I Learned Losing a Million Dollars. New York: Columbia University Press, 2013.

Percy, William Alexander. Lanterns on the Levee: Recollections of a Planter’s Son. Baton Rouge: LSU Press, 2006.

Plutarch. The Makers of Rome: Nine Lives (Penguin Classics). Translated by Ian Scott-Kilvert. New York: Penguin, 1965.

Plutarch. On Sparta (Penguin Classics). Translated and edited by Richard J. A. Talbert. New York: Penguin, 2005.

Plutarch. Essays. Edited by Ian Kidd. Translated by Robin H. Waterfield. New York: Penguin, 1993.

Pressfield, Stephen. The War of Art: Winning the Inner Creative Battle. New York: Rugged Land, 2002.

Pressfield, Stephen. Turning Pro: Tap Your Inner Power and Create Your Life’s Work. New York: Black Irish Entertainment, 2012.

Pressfield, Stephen. The Warrior Ethos. New York: Black Irish Entertainment, 2011.

Ries, Eric. The Lean Startup: How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York: Crown Business, 2011.

Roosevelt, Theodore. Strenuous Epigrams of Theodore Roosevelt. New York. HM Caldwell, 1904.

Sandlin, Lee. “Losing the War.” Chicago Reader. March 6, 1997.

Sandlin, Lee. Storm Kings: The Untold History of America’s First Tornado Chasers. New York: Pantheon, 2013.

Schopenhauer, Arthur. Essays and Aphorisms (Penguin Classics). Translated by R. J. Hollingdale. New York: Penguin, 1973.

Schopenhauer, Arthur. The Wisdom of Life and Counsels and Maxims. Translated by T. Bailey Saunders. Buffalo: Prometheus Books, 1995. См. издание на русском языке: Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости. М.: АСТ, 2018.

Scott-Maxwell, Florida. The Measure of My Days. New York: Penguin, 1979.

Sellars, John. Stoicism. Berkeley: University of California Press, 2006.

Seneca, Lucius Annaeus. Stoic Philosophy of Seneca: Essays and Letters. Translated by Moses Hadas. New York: W. W. Norton, 1968.

Seneca, Lucius Annaeus. Letters from a Stoic (Penguin Classics). Translated by Robin Campbell. New York: Penguin, 1969.

Seneca, Lucius Annaeus. On the Shortness of Life. Translated by C.D.N. Costa. New York: Penguin, 2005.

Shenk, Joshua Wolf. Lincoln’s Melancholy: How Depression Challenged a President and Fueled His Greatness. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2005.

Sherman, William Tecumseh. Memoirs of General W. T. Sherman. (Library of America). New York: Library of America, 1990.

Simpson, Brooks D. Ulysses S. Grant: Triumph Over Adversity, 1822–1865. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2000.

Smiles, Samuel. Self-Help. Berkeley: University of California Libraries, 2005.

Smith, Jean Edward. Eisenhower in War and Peace. New York: Random House, 2012.

Stockdale, James B. Courage Under Fire: Testing Epictetus’s Doctrines in a Laboratory of Human Behavior. Stanford: Hoover Institution Press, 1993.

Taleb, Nassim Nicholas. The Bed of Procrustes: Philosophical and Practical Aphorisms. New York: Random House, 2010. Талеб, Н. Н. О секретах устойчивости. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012.

Taleb, Nassim Nicholas. Antifragile: Things That Gain from Disorder. New York: Random House, 2012. Талеб, Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, 2020.

Taliaferro, John. All the Great Prizes: The Life of John Hay, from Lincoln to Roosevelt. New York: Simon & Schuster, 2013.

Vasari, Giorgio. The Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors, and Architects (Modern Library Classics). Edited by Philip Jack. Translated by Gaston du C. de Vere. New York: Modern Library, 2006.

Virgil, translated by Robert Fagles. The Aeneid. New York: Penguin, 2010.

Washington, George. Washington on Courage: George Washington’s Formula for Courageous Living. New York: Skyhorse Publishing, 2012.

Watson, Paul Barron. Marcus Aurelius Antoninus. New York: Harper & Brothers, 1884.

Wilder, Laura Ingalls. Writings to Young Women from Laura Ingalls Wilder — Volume Two: On Life as a Pioneer Woman. Edited by Stephen W. Hines. Nashville: Tommy Nelson, 2006.

Wolfe, Tom. A Man in Full. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1998. Вулф, Т. Мужчина в полный рост. СПб.: Амфора, 2006.

Wolfe, Tom. The Right Stuff. New York: Picador, 2008. Вулф, Т. Битва за космос. СПб.: Амфора, 2006.

Xenophon. Xenophon’s Cyrus the Great: The Arts of Leadership and War. Edited by Larry Hedrick. New York: Truman Talley Books, 2006.

 


КНИГИ ПО СТОИЦИЗМУ

Пожалуй, стоицизм — единственная «философия», в которой оригинальные, первичные тексты на деле яснее и проще для чтения, чем всё написанное учеными впоследствии. Это восхищает, поскольку вы можете погружаться непосредственно в предмет и направляться прямо к источнику. Я твердо верю, что этих весьма доступных авторов могут читать все. Ниже я привожу свои рекомендации по книгам и некоторым дополнительным текстам, на которые стоит взглянуть.

Марк Аврелий, «Размышления» и Сенека, «Нрав­ственные письма к Луцилию»

(Наедине с собой / Сенека, Марк Аврелий. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.)

«Размышления» Марка Аврелия я рекомендовал тысячам людей. Купите ее. Измените свою жизнь.

Смотрите также: «О краткости жизни»

(Сенека. О краткости жизни. — СПб.: Глаголъ, 1996.)

Если вы хотите изучать стоицизм, начинать нужно именно с Сенеки и Марка Аврелия. Предлагаю начать с труда «О краткости жизни» (это сборник коротких эссе), а затем перейти к письмам (которые тоже в действительности больше напоминают эссе, чем реальную корреспонденцию).

Эпиктет, «Беседы»

(Эпиктет. Беседы Эпиктета. — М.: Ладомир, 1997.)

Из этой большой тройки Эпиктет является самым нравоучительным и менее всего забавным при чтении. Но время от времени он выражается так ясно и глубоко, что это потрясает до глубины души.

Я понимаю, что это может показаться странным, но я рекомендую избегать большей части книг о стоицизме (сам я прочитал их) за одним исключением: работы французского философа и историка Пьера Адо. Другие ученые и популяризаторы упускают главное или усложняют без надобности, а Адо разъясняет. Огромным шагом вперед была его следующая интерпретация Марка Аврелия в книге The Inner Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius («Внутренняя цитадель: размышления Марка Аврелия»): император не писал какого-то систематического объяснения Вселенной, а создавал набор практических упражнений, которые реально использовал для себя. Его книга «Философия как способ жить»59 объясняет, как обычно неверно истолковывают философию — считают, что это то, о чем люди говорят, а не то, что люди делают. Если вы действительно желаете погрузиться в практическую философию, Адо — то, что вам надо. (Хороши также и его собственные переводы Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, которые он делал для себя при анализе оригиналов.)

Вот некоторые другие выдающиеся авторы/философы, которые соответствуют стоическому мышлению и которых стоит прочитать — в частности, их книги изречений и афоризмов.

Гераклит

 

Плутарх

 

Сократ

 

Цицерон

 

Монтень

 

Артур Шопенгауэр

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: