Организационные основы вступления в ВТО.




 

ВТО начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда». Акт по результатам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (15 апреля 1994) содержит следующие положения.

1. Соглашение о создании Всемирной торговой организации - министерские декларации, решения, договоренности по финансовым услугам (прилагаемые к нему), содержащие результаты переговоров и составляющие неотъемлемую часть Заключительного акта.

2. Подписанием Заключительного акта участники согласились:

а) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными органами с целью его одобрения в соответствии с установленной процедурой;

б) одобрить министерские декларации и решения.

3. Представители стран-участниц обязались принять меры, чтобы Соглашение о создании ВТО и приложенные к нему многосторонние торговые соглашения были ратифицированы всеми участниками «Уругвайского раунда» и вступили в силу с 1 января 1995 г. Они остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты.

4. Соглашение о создании ВТО открыто для подписания всеми участниками, согласными с его ХIV статьей. Одобрение и вступление в силу торговых соглашений с добровольным участием, включенных в приложение 4 Соглашения о ВТО, регулируются положениями этих соглашений.

5. До принятия Соглашения о создании ВТО его участники, которые ранее не были договаривающимися сторонами по ГАТТ, должны провести переговоры о присоединении к ГАТТ и стать Договаривающимися сторонами последнего. Для стран, не являющихся членами ГАТТ на дату принятия Заключительного акта, порядок не был определен и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО.

6. Заключительный акт и тексты, приложенные к нему, депонированы у Генерального директора ГАТТ. Соглашение о создании ВТО является одним из самых важных результатов многосторонних переговоров. Оно образует основу, на которой базируются другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе «Уругвайского раунда». Эти соглашения входят в список приложений к Соглашению о создании ВТО.

ВТО создает правовую основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 140 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

ГАТТ-ВТО: изменение названия или другая организация? ВТО – это, конечно же, не другая организация по сравнению с ГАТТ, но в то же время речь идет не о простом переименовании. ВТО согласно соглашению о создании ВТО является преемницей ГАТТ, но одновременно расширила круг регулируемых вопросов и намерена решать более сложные и ответственные задачи. Кроме того, само членство в ВТО предполагает согласие со всеми результатами Уругвайского раунда ГАТТ без каких-либо исключений.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую орга­низацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное со­глашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, ре­шений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положе­ние среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих доку­ментов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинте­ресованность в них участвовать. ВТО по­лучила полный правовой статус международной организации. Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария).

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем со­глашениям и договоренностям "уругвайского" раунда, кроме 4 соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз. Членство в ВТО является важнейшим условием ин­теграции в мировую экономику, создания благоприятных возможнос­тей для наращивания своего экспорта. Кроме того, "гаттовские" пра­вила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

· контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

· выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

· урегулирование торговых споров между странами-членами;

· наблюдение за торговой политикой стран-членов;

· сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

3. использование субсидий и компенсационных мер;

4. нетарифные ограничения;

5. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

6. деятельность государственных торговых предприятий;

7. таможенные союзы и зоны свободной торговли;

8. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

9. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

10. защитные меры в торговле;

11. технические барьеры в торговле;

12. санитарные и фитосанитарные меры;

13. правила происхождения товара;

14. торговля услугами;

15. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

16. торговля текстилем и одеждой;

17. торговля сельскохозяйственной продукцией;

18. осуществление правительственных закупок;

19. торговля гражданской авиатехникой;

20. торговые аспекты инвестиционных мер;

21. международная торговля и защита окружающей среды.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, со­стоящая из представителей государств-членов, которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая - в Женеве (Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конференции министров подтвердила курс ВТО на либерализацию торговли и осуществление контроля за торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. Вторая конференция была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО. На ней присутствовали помимо министров главы государств и правительств, в частности, США, Швейцарии, ЮАР, Кубы.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит за­седания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рас­смотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по кон­тролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой по­литики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиа­техникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговле товарами; Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А (Annex 1А) Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с тор­говыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенса­ций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в тор­говле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мо­ниторинга торговли текстилем.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой. В результате региональной экономической интеграции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некоторые группы стран действуют в ВТО совместно, имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как ЕС, МЕРКОСУР, СЕЛА.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С Annex1С) к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В (Annex 1В), а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подотчетны 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и по рассмотрению спорных вопросов.

Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.

Деятельность ВТО. Начальный период деятельности ВТО характеризуется решением следующих задач:

· реализация соглашений «Уругвайского раунда» переговоров, в результате которых было подписано свыше 50 документов - соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.;

· разрешение торговых споров. Создан эффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон;

· создание апелляционного органа;

· расширение числа членов организации;

· разработка широкомасштабной программы деятельности по торговле и окружающей среде.

· ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство.

Процедура вступления в ГАТТ (и ВТО)

 

До подачи заявления страна получает статус наблюдателя, чтобы озна­комиться с правилами этой организации, механизмом ее функцио­нирования. Затем подается заявление; которое рассматривается чле­нами организации. В случае положительного решения формируется ра­бочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две ста­дии. Первая — это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения со­держатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй ста­дии обсуждаются конкретные условия присоединения. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства России в соответствие с нормами международной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда.

После окончания Второй мировой воины Советский Союз входил в число участников переговоров о создании организации, которая могла бы заложить основу будущей системы международной торговли. Однако в последствии из-за позиции советского руководства того периода среди участников созданного на базе этих переговоров Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось Причина заключается в принципиальной несовместимости рыночного либерализма, на котором базировалось ГАТТ, с системой плановой экономики СССР.

Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советскою Союза преобладало вплоть до на шла перестройки конца 80-х годов. В 1990 г Советский Союз подал заявление о получении статуса наблюдателя и получил его, в 1992 г этот статус перешел к Российской Федерации.

В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию - наследницу ГАТТ, начался длительный переговорный процесс. [2]

В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам-участ­ницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присо­единения России к ВТО.

Переговоры шли по 2 основным направлениям: российское внешнеторговое законодательство и выработка протокола о тарифных усло­виях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки тамо­женного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

С технической точки зрения, процедура присоединения России к ГАТТ/ВТО предполагает одновременно с подачей заявления подготовку объемного документа, характеризующего ее торгово-политический режим.

О тщательности проработки этой проблемы свидетельствует то, что после подачи соответствующего заявления Россия получила более 500 дополнительных вопросов, которые охватывали экономическую политику большой группы государственных ведомств. Вопросы касались государственной поддержки экономики, аграрной политики, государственных торговых предприятий, технических барьеров, интеграции стран - членов СНГ и т.д.

Цель такой длительной процедуры состояла в нахождении баланса между национальными экономическими интересами потенциального участника международной организации и жесткими требованиями мирового рынка, связанными в основном с либерализацией внешнеэкономических связей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: