Глава 2. Анализ изображений и условий вступления в ВТО на примере Нижегородской области.




2.1 «Готовность предприятий малого и среднего бизнеса к функционированию в условиях членства России в ВТО».

 

Для того чтобы разобраться на сколько готовы предприятия Нижегородской области к вступлению в ВТО был проведен специальный опрос.

Проведение исследования осуществлялось по инициативе департамента проектного планирования и анализа Торгово-Промышленной Палаты Нижегородской области. Исследование проводилось посредством анкетирования представителей МСБ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области в сентябре 2012 года.

В ходе исследования было опрошено 114 руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства (в дальнейшем – СМСП) в городских и сельских населенных пунктах Нижегородской области (около 15 % от общего числа членов ТПП НО). Таким образом, все результаты и выводы настоящего отчета опираются на субъективные свидетельства реальных представителей предпринимательского сообщества.

Около половины респондентов (53 хозяйствующих субъекта (46%)), относятся к группе микропредприятий. Учитывая, что разграничения среди малого и среднего бизнеса установлены Правительственным постановлением по двум параметрам, - годовому обороту и численности работающих. Размер предприятия определялся по показателю среднегодовой численности работающих.

Фактически, сложилась следующая структура СМСП, принявших участие в исследовании. На долю малых предприятий (с учетом микропредприятий) приходится более 70% от всех участников опроса (диаграмма №1).

Диаграмма №1

В исследовании участвовали субъекты малого и среднего предпринимательства практически всех отраслей регионального хозяйства Нижегородской области. Сложившаяся в ходе анкетирования отраслевая структура выборки представлена в диаграмме № 2. Преобладание предприятий торговли над другими отраслями объясняется региональной структурой малого бизнеса Нижегородской области в целом.

Диаграмма № 2

Отношение респондентов к проблематике ВТО тесно связана с уровнем информированности последних о международных торговых соглашениях, составляющих основу этой организации.

Наиболее популярным ответом стало наличие частичной информации о ВТО у респондентов (79 опрошенных или 68%). В то же время, 13% опрошенных не владеют информацией об условиях работы в ВТО (диаграмма 3).

Диаграмма 3

На вопрос о том, как отразится вступление в ВТО на работе Вашего предприятия 53%(60) опрошенных считают, что не отразится, 18 % (21) считают, что негативно и только 12% (14) ждут положительных последствий от вступления в ВТО, в частности, появления новых возможностей (см. Диаграмму № 4).

Диаграмма № 4

Высокая степень неопределенности связанная с отсутствием достаточной информации может служить объяснением несколько пессимистической оценки респондентами готовности к работе в условиях ВТО регионального бизнеса в целом. Около половины участников исследования принимают меры по подготовке своего предприятия к новым условиям работы. Основная часть этих мер сводится:а) руководство ознакомилось с документами и правилами ВТО; б) проводится модернизация производства и технологий; в) проведена оценка возможных выгод и потерь. При этом 41% опрошенных не готовятся к новым условиям работы (Диаграмма №5).

Диаграмма № 5

Оценивая преимущества от присоединения России к ВТО, респонденты из Нижегородской области, считают наиболее ценными открывающиеся для бизнеса новые технологические (45%), кадровые(19%) возможности, расширение рынка (26%). При этом 17% считают, что российские предприятия не получат преимуществ от вступления в ВТО, а 11 % затруднились ответить на этот вопрос (см. Диаграмму № 6).

Диаграмма № 6

 

В числе основных проблем, связанных с присоединением к ВТО, респонденты называют риски частичного или полного вытеснения иностранными конкурентами продуктов (услуг) региональных СМСП из отдельных сегментов потребительских рынков (57%), возможное резкое повышение тарифов (55%), спад производства (38%), банкротство, безработица 34% опрошенных (диаграмма № 7).

Диаграмма №7

 

Проблемы международной сертификации качества управления и продуктов, большинство опрошенных респондентов явно недооценивают. Только 12% из числа участвующих в исследовании СМСП уже осуществили международную сертификацию качества управленческих процессов и продуктов, и еще 11% находятся в процессе сертификации либо планируют инициировать эту работу в ближайшее время. Основная масса СМСП (77%) не имеют и не планируют СМК (диаграмма № 8).

Диаграмма № 8

94% опрошенных руководителей предприятий Нижегородской области (это 108 организаций из 114 опрошенных) не поставляют и не планируют поставлять свою продукцию на экспорт (диаграмма №9). Это объясняется спецификой выборки: основная часть респондентов не производит собственную продукцию.

Диаграмма № 9

 

 

Вопрос о том, на каком из уровней власти должны приниматься меры по адаптации к условиям ВТО 37% респондентов ответили, что на федеральном уровне, 34% - на региональном уровне, 11% - на местном (Диаграмма №10).

 

Диаграмма №10

Результаты анкетирования по вопросу: «Какие меры необходимо принять для минимизации последствий от вступления в ВТО» приведены в нижеследующей таблице:

Меры Федеральный уровень Региональный уровень Местный уровень
Совершенствование законодательной базы      
Развитие программы госзакупок      
Снижение тарифов      
Снижение налогового бремени      
Поддержка отечественного производителя   13 (программа «Покупай нижегородское»)  
Доступность кредитов      
Совершенствование таможенной политики      
Увеличение внимания к малому бизнесу      

 

Большинство опрошенных предпринимателей (91%) ждут от Торгово-промышленной палаты информационной поддержки, консультационной и правовой помощи ждут 65% и 64% предпринимателя соответственно, защиты на федеральном и региональном уровне – 50%, в то же время 13% опрошенных не нуждаются в услугах ТПП НО (см. Диаграмму 11).

Диаграмма № 11

Обобщая полученные в ходе анкетирования оценки, можно сделать вывод о том что не все субъекты МСП Нижегородской области готовы к работе в условиях ВТО. В целом, имея достаточное представление о потенциале и рисках адаптации, региональные хозяйствующие субъекты демонстрируют определенную беспечность в вопросах повышения конкурентоспособности своих бизнесов. Эта беспечность объясняется как недостаточным представлением об институциональной структуре ВТО, так и определенной долей самоуверенности в собственных адаптивных способностях.

 

 

Литература

[1] Пункт 2 статьи II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации.[1.1]

[2] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 33.[3.2]

[3] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34.[3.2]

[4] Губарев В.И. Рецепция российским правом норм соглашений Всемирной торговой организации // Юрист. – М.: Юрист, 2005, № 10, с.3 [4.3]

[5] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34 [3.2]

[6] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 [3.2]

[7] Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - пункт 2 статьи II [1.1]

[8] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51.
[2.2]

[9] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51. [2.2]

[10] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 [3.2]

[11] Информационный портал www.rbc.ru [5.5]

[12] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59. [2.2]

[13] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59. [2.2]

 


[1] Официальный сайт Минэкономразвития РФ www.economy.gov.ru

[2] Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию // «Собрание законодательства РФ», 19.05.1997, № 20,ст. 2345

[3] Пункт 2 статьи II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации

[4] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 33

[5] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146

[6] Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - пункт 2 статьи II [1.1]

[7] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51.

[8] Информационный портал www.rbc.ru

[9] ] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: