2.1 «Готовность предприятий малого и среднего бизнеса к функционированию в условиях членства России в ВТО».
Для того чтобы разобраться на сколько готовы предприятия Нижегородской области к вступлению в ВТО был проведен специальный опрос.
Проведение исследования осуществлялось по инициативе департамента проектного планирования и анализа Торгово-Промышленной Палаты Нижегородской области. Исследование проводилось посредством анкетирования представителей МСБ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области в сентябре 2012 года.
В ходе исследования было опрошено 114 руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства (в дальнейшем – СМСП) в городских и сельских населенных пунктах Нижегородской области (около 15 % от общего числа членов ТПП НО). Таким образом, все результаты и выводы настоящего отчета опираются на субъективные свидетельства реальных представителей предпринимательского сообщества.
Около половины респондентов (53 хозяйствующих субъекта (46%)), относятся к группе микропредприятий. Учитывая, что разграничения среди малого и среднего бизнеса установлены Правительственным постановлением по двум параметрам, - годовому обороту и численности работающих. Размер предприятия определялся по показателю среднегодовой численности работающих.
Фактически, сложилась следующая структура СМСП, принявших участие в исследовании. На долю малых предприятий (с учетом микропредприятий) приходится более 70% от всех участников опроса (диаграмма №1).
Диаграмма №1
В исследовании участвовали субъекты малого и среднего предпринимательства практически всех отраслей регионального хозяйства Нижегородской области. Сложившаяся в ходе анкетирования отраслевая структура выборки представлена в диаграмме № 2. Преобладание предприятий торговли над другими отраслями объясняется региональной структурой малого бизнеса Нижегородской области в целом.
|
Диаграмма № 2
Отношение респондентов к проблематике ВТО тесно связана с уровнем информированности последних о международных торговых соглашениях, составляющих основу этой организации.
Наиболее популярным ответом стало наличие частичной информации о ВТО у респондентов (79 опрошенных или 68%). В то же время, 13% опрошенных не владеют информацией об условиях работы в ВТО (диаграмма 3).
Диаграмма 3
На вопрос о том, как отразится вступление в ВТО на работе Вашего предприятия 53%(60) опрошенных считают, что не отразится, 18 % (21) считают, что негативно и только 12% (14) ждут положительных последствий от вступления в ВТО, в частности, появления новых возможностей (см. Диаграмму № 4).
Диаграмма № 4
Высокая степень неопределенности связанная с отсутствием достаточной информации может служить объяснением несколько пессимистической оценки респондентами готовности к работе в условиях ВТО регионального бизнеса в целом. Около половины участников исследования принимают меры по подготовке своего предприятия к новым условиям работы. Основная часть этих мер сводится:а) руководство ознакомилось с документами и правилами ВТО; б) проводится модернизация производства и технологий; в) проведена оценка возможных выгод и потерь. При этом 41% опрошенных не готовятся к новым условиям работы (Диаграмма №5).
|
Диаграмма № 5
Оценивая преимущества от присоединения России к ВТО, респонденты из Нижегородской области, считают наиболее ценными открывающиеся для бизнеса новые технологические (45%), кадровые(19%) возможности, расширение рынка (26%). При этом 17% считают, что российские предприятия не получат преимуществ от вступления в ВТО, а 11 % затруднились ответить на этот вопрос (см. Диаграмму № 6).
Диаграмма № 6
В числе основных проблем, связанных с присоединением к ВТО, респонденты называют риски частичного или полного вытеснения иностранными конкурентами продуктов (услуг) региональных СМСП из отдельных сегментов потребительских рынков (57%), возможное резкое повышение тарифов (55%), спад производства (38%), банкротство, безработица 34% опрошенных (диаграмма № 7).
Диаграмма №7
Проблемы международной сертификации качества управления и продуктов, большинство опрошенных респондентов явно недооценивают. Только 12% из числа участвующих в исследовании СМСП уже осуществили международную сертификацию качества управленческих процессов и продуктов, и еще 11% находятся в процессе сертификации либо планируют инициировать эту работу в ближайшее время. Основная масса СМСП (77%) не имеют и не планируют СМК (диаграмма № 8).
Диаграмма № 8
94% опрошенных руководителей предприятий Нижегородской области (это 108 организаций из 114 опрошенных) не поставляют и не планируют поставлять свою продукцию на экспорт (диаграмма №9). Это объясняется спецификой выборки: основная часть респондентов не производит собственную продукцию.
Диаграмма № 9
|
Вопрос о том, на каком из уровней власти должны приниматься меры по адаптации к условиям ВТО 37% респондентов ответили, что на федеральном уровне, 34% - на региональном уровне, 11% - на местном (Диаграмма №10).
Диаграмма №10
Результаты анкетирования по вопросу: «Какие меры необходимо принять для минимизации последствий от вступления в ВТО» приведены в нижеследующей таблице:
Меры | Федеральный уровень | Региональный уровень | Местный уровень |
Совершенствование законодательной базы | |||
Развитие программы госзакупок | |||
Снижение тарифов | |||
Снижение налогового бремени | |||
Поддержка отечественного производителя | 13 (программа «Покупай нижегородское») | ||
Доступность кредитов | |||
Совершенствование таможенной политики | |||
Увеличение внимания к малому бизнесу |
Большинство опрошенных предпринимателей (91%) ждут от Торгово-промышленной палаты информационной поддержки, консультационной и правовой помощи ждут 65% и 64% предпринимателя соответственно, защиты на федеральном и региональном уровне – 50%, в то же время 13% опрошенных не нуждаются в услугах ТПП НО (см. Диаграмму 11).
Диаграмма № 11
Обобщая полученные в ходе анкетирования оценки, можно сделать вывод о том что не все субъекты МСП Нижегородской области готовы к работе в условиях ВТО. В целом, имея достаточное представление о потенциале и рисках адаптации, региональные хозяйствующие субъекты демонстрируют определенную беспечность в вопросах повышения конкурентоспособности своих бизнесов. Эта беспечность объясняется как недостаточным представлением об институциональной структуре ВТО, так и определенной долей самоуверенности в собственных адаптивных способностях.
Литература
[1] Пункт 2 статьи II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации.[1.1]
[2] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 33.[3.2]
[3] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34.[3.2]
[4] Губарев В.И. Рецепция российским правом норм соглашений Всемирной торговой организации // Юрист. – М.: Юрист, 2005, № 10, с.3 [4.3]
[5] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 34 [3.2]
[6] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 [3.2]
[7] Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - пункт 2 статьи II [1.1]
[8] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51.
[2.2]
[9] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51. [2.2]
[10] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146 [3.2]
[11] Информационный портал www.rbc.ru [5.5]
[12] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59. [2.2]
[13] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59. [2.2]
[1] Официальный сайт Минэкономразвития РФ www.economy.gov.ru
[2] Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию // «Собрание законодательства РФ», 19.05.1997, № 20,ст. 2345
[3] Пункт 2 статьи II Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации
[4] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 33
[5] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 146
[6] Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - пункт 2 статьи II [1.1]
[7] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 51.
[8] Информационный портал www.rbc.ru
[9] ] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. С. 59.