Тема 2.6. Россия в системе современных мирохозяйственных связей (2 часа)




1.Международная специализация России, формирование новых конкурентных преимуществ.

2.Россия в глобальном мире.

3. Внешнеторговые связи России и их регулирование.

4.Россия на мировом рынке капиталов. Инвестиционный климат и проблемы внешнего долга.

5.Валютная политика России.

6. Россия в международном миграционном процессе.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1.1.Каковы основные проблемы, решаемы Россией в процессе вхождения в систему мирохозяйственных связей?

1.2. Охарактеризуйте состояние внешней торговли России. Каковы структура экспорта и импорта, состояние платежного баланса?

1.3. Какие задачи решает Россия, вступая в ВТО? Назовите возможные позитивные и негативные последствия?

1.4. Охарактеризуйте роль России как кредитора и должника?

1.5. Какие методы регулирования валютного курса использую в России? Кому выгоден дешевый рубль?

1.6. Как можно улучшить инвестиционный климат в России?

1.7. Какой ущерб наносит России бегство капиталов и утечка умов?

 

2. Подготовиться к участию в круглом столе на тему: «Развитие международной конкурентоспособности экономики России». Цель проведения круглого стола – формирование у студентов навыков анализа и прогнозирования тенденций экономического развития национальной экономики (на примере России), выяснения роли «приобретенных» факторов конкурентоспособности (научный, технологический, инновационный уровень экономики) для успешного решения проблем успешного вхождения России в мировой рынок. В круглом столе студенты участвуют с индивидуальными проектами.

Темы индивидуальных проектов:

2.1 Основные направления эффективного вхождения России в систему мирохозяйственных связей.

2.2. Особенности товарной и региональной структуры внешней торговли РФ, место России в международном разделении труда.

2.3. Условия, позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО, характер и цели российской внешнеторговой политики.

2.4. Проблема привлечения иностранных инвестиций в РФ, динамика и структура иностранных инвестиций и состояние инвестиционного климата в России.

2.5. Участие России в системе международного кредита, взаимоотношения с кредиторами и должниками.

2.6. Состояние платежного баланса России, его структура и регулирование, динамика и структура официальных валютных резервов.

2.7. Опыт регулирования курса рубля и перспективы обеспечения его конвертируемости.

2.8. Миграционные процессы в России, динамика и структура миграционных потоков.

 

1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины

 

1.3.1. Библиографические источники для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по Части 1. «Мировая экономика»

1.3.1.1. Учебные издания

Основная литература:

1. Диденко, Н. И. Мировая экономика: методы анализа экономических процессов: учеб. пособие по специальности "Мировая экономика" / Н. И. Диденко. – М.: Высш. шк., 2008. – 781, [1] с. (УМО)

2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / [В. В. Алексеев и др.]; под. ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. – М.: Магистр, 2010. – 654 с. (УМО)

3. Цыпин, И. С. Мировая экономика: учебник для вузов по направлению подготовки "Экономика" / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2006. – 248 с. (УМО)

Дополнительная литература:

4. Воронин, В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина; под ред. В. П. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 236 с.

5. Гордеев, В. В. Мировая экономика и проблемы глобализации: [учеб. пособие] / В. В. Гордеев. – М.: Высш. шк., 2008. – 406, [1] с.

6. Гурова, И. П. Мировая экономика: учеб. по специальности "Мировая экономика" / И. П. Гурова. – 2-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2008. – 393 с.

7. Иваненко, М. А. Мировая экономика: учеб.-метод. комплекс для всех экон. специальностей заоч. формы обучения / М. А. Иваненко; НГУЭУ, Каф. экон. теории. – Новосибирск: [Изд-во НГУЭУ], 2008. – 90, [2] с.

8. Иваненко, М. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: практикум / М. А. Иваненко, Д. С. Поплеева; НГУЭУ. – Новосибирск, 2006. – 293 с.

9. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / [В. В. Клочков и др.]; под ред. И. П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 510 с.

10. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / [ А. А. Дынкин и др.]; под ред. А. А. Дынкина; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. – М.: Магистр, 2008. – 429 с.

11. Поляков, В. В. Мировой рынок: вопр. прогнозирования: учеб. пособие для вузов по специальности 080102 "Мировая экономика" / В. В. Поляков; Гос. ун-т упр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. – 261, [1] с.

12. Суэтин, А. А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник / А. А. Суэтин. – М.: КноРус, 2008. – 314, [1] с.

13. Чеботарев, Н. Ф. Мировая экономика: учебник / Н. Ф. Чеботарев; М-во финансов Рос. Федерации, Всерос. гос. налоговая акад. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 329 с.

14. Чернецкий, Ю. А. Мировая экономика: курс лекций / Ю. А. Чернецкий. – М.: ЭКСМО, 2007. – 399 с.

15. Интернет-сайты:
https://www.imf.org (World Economic Outlook)
https://econ.worldbank.org (World Development Report)
https://www.unctad.org (World Investment Report)
https://www.wto.org (International Trade Statistics)
https://www.mirec.ru (электронный журнал “Мировое и национальное хозяйство»)

https://www.undp.org (Human Development Report)
https://www.unido.org (Industrial Development Report)
https://www.fao.org (The State of Food and Agriculture)

 

1.3.2. Библиографические источники для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по Части 2. «Международные экономические отношения»

1.3.2.1. Учебные издания

Основная литература:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / [В. В. Алексеев и др.]; под. ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. – М.: Магистр, 2008. – 654 с. (УМО)

2. Мировая экономика и международный бизнес: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина; Гос. ун-т упр. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – 681 с. (УМО)

3. Михайлушкин, А. И. Международная экономика: теория и практика: учеб. для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 463, [1] с. (МОРФ)

 

Дополнительная литература:

4. Волгина, Н. А. Международная экономика: учеб. пособие / Н. А. Волгина. – М.: ЭКСМО, 2006. – 734 с.

5. Гагаринов, В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда: учеб. пособие по специальности "Мировая экономика" / В. И. Гагаринов. – Киров: [АСА], 2007. – 199, [1] с.

6. Иваненко, М. А. Мировая экономика: учеб.-метод. комплекс для всех экон. специальностей заоч. формы обучения / М. А. Иваненко; НГУЭУ, Каф. экон. теории. – Новосибирск: [Изд-во НГУЭУ], 2008. – 90, [2] с.

7. Иваненко, М. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: практикум / М. А. Иваненко, Д. С. Поплеева; НГУЭУ. – Новосибирск, 2006. – 293 с.

8. Суэтин, А. А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник / А. А. Суэтин. – М.: КноРус, 2008. – 314, [1] с.

9. Трухачев, В. И. Международная торговля: учеб. пособие по экон. специальностям / В. И. Трухачев, И. Н. Лякишева, В. Л. Ерохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика: АГРУС, 2006. – 415 с.

10. Интернет-сайты:

https://www.imf.org (World Economic Outlook)
https://econ.worldbank.org (World Development Report)
https://www.unctad.org (World Investment Report)
https://www.wto.org (International Trade Statistics)
https://www.mirec.ru (электронный журнал “Мировое и национальное хозяйство»)

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Согласно Рабочему учебному плану подготовки студентов очной формы обучения по направлению 031900.62 «Международные отношения», в рамках самостоятельной работы предусмотрено выполнение расчетно-графического задания (РГЗ) и эссе.

Цель выполнения расчетно-графического задания (РГЗ) по дисциплине «Мировая экономика»- формирование навыков поиска, сопоставления и анализа статистических данных, отражающих функционирование мировой экономики и международных экономических процессов, выявление тенденций и составление прогнозов развития, как отдельных элементов, так и мировой экономики в целом.

Цель выполнения эссе по дисциплине «Мировая экономика» – развитие навыков творческого мышления, способностей самостоятельного определения, критического анализа и поиска решений наиболее актуальных проблем мировой экономики с использованием самого широкого круга источников информации и индивидуальных методов исследования проблемы.

2.1.1. Темы для выполнения расчетно-графического задания

1. Сопоставление динамики и структуры ВВП развитых стран и объемов продаж крупнейших ТНК мира в 60-х годах 20 века и начале 2000-х (на основе данных макростатистики).

2.Анализ динамики товарной и региональной структуры мирового экспорта и импорта за период 1990-2010 годы (на основе данных макростатистики).

3.Оценка обеспеченности мировой экономики наиболее важными минеральными ресурсами, и определение наиболее и наименее ограниченных при существующем технологическом уровне добычи ресурсов (на основе данных макростатистики).

4. Анализ влияния динамики объемов мировой добычи и цен на основные энергоресурсы на состояние мировой экономики в соответствующие периоды времени (на основе данных макростатистики).

5. Анализ зависимости неравномерности распределения добычи и потребления основных минеральных ресурсов по территории мира за период 1960-2000 гг. (на основе данных макростатистики).

6. Анализ зависимости обеспеченности стран мира природными ресурсами и динамики экономического роста за период 1960-2010 гг. (на основе данных макростатистики).

7. Анализ динамики структуры российской внешней торговли машинами и оборудованием, видами промышленного сырья и топлива, продовольственным сырьем, потребительскими товарами за период 1960-2010 гг. (на основе данных таможенной статистики России).

8. Генезис сдвигов в географических направлениях внешней торговли России и методов государственного воздействия на географические направления внешней торговли за период 1960-2010 гг. (на основе данных таможенной статистики России).

9. Зависимость интеграционных процессов в Европе и динамики экономического роста европейских стран за период 1960-2010 гг.

10. Анализ участия России в процессе международной интернационализации производства (на примере ряда отраслей: автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, авиастроение, ТЭК).

 

2.1.2. Общие требования к выполнению расчетно-графического задания

Студент получает тему РГЗ из предложенного перечня по решению преподавателя, возможно выполнение РГЗ по одной теме несколькими студентами группы, при этом работа над РГЗ может осуществляться индивидуально или коллективно по согласованию с преподавателем при условии определения вклада в выполнение работы каждым студентом.

При выполнении РГЗ студент должен руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины, привлекая, кроме того, прочие источники информации, включая материалы СМИ и интернет.

РГЗ выполняется в течение первого семестра. Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках соответствующего семестра учебного года. Срок проверки РГЗ преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.

 

2.1.3. Требования к структуре, объему и содержанию расчетно-графического задания

Рекомендуемая структура РГЗ должна включать следующие элементы:

– Введение.

Во введении студент проводит анализ полученного задания. При этом, студент должен продемонстрировать понимание выполняемого задания, кратко пояснив содержащуюся в нем проблему и предполагаемые пути ее решения.

– Основная часть.

В основной части поэтапно осуществляется выполнение полученной задачи, которое должно сопровождаться пояснениями и комментариями.

– Заключение.

В заключении обобщаются полученные в ходе исследования результаты и формулируются выводы.

- Список использованных источников.

В списке обязательно указываются все использованные источники информации, с указанием автора (ов), точного названия и выходных данных. Электронные источники указываются со ссылкой на электронный ресурс.

Объем РГЗ не должен превышать пяти страниц.

 

2.1.4. Критерии оценки расчетно-графического задания

По результатам проверки РГЗ преподавателем составляется рецензия, которая должна содержать следующие элементы:

• общая характеристика работы в целом и выполненных структурных элементов;

• перечисление невыполненных (выполненных неверно) структурных элементов;

• степень самостоятельности студента при выполнении работы;

• указание на характер ошибок, выявленных при проверке работы;

• перечисление иных недостатков работы.

Рецензия передается студенту.

 

2.1.5. Требования к форме представления расчетно-графического задания

При необходимости на каждом из этапов выполнения РГЗ студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, РГЗ считается завершенным видом самостоятельной работы студента.

РГЗ должно быть представлено на кафедру в виде распечатанного машинописного текста, титульный лист оформлен в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).

 

2.2.1. Задания для выполнения эссе

Студентами должны быть выполнены эссе по изученной теме курса «Природно-ресурсный потенциал и отраслевая структура мирового хозяйства». Варианты заданий для выполнения эссе:

1.Топливно-энергетические ресурсы и проблемы развития мирового ТЭК.

2.Мировые запасы биоресурсов и проблемы развития АПК, лесопереработки и др. отраслей.

3.Трудовые ресурсы мировой экономики и демографическая проблема.

4.Природные ресурсы, как фактор конкурентоспособности национальных экономик.

5. Отраслевые структурные сдвиги: роль НТП.

6. Информационная экономика: преимущества и слабости.

7. Глобализация, как фактор отраслевой динамики.

8. Проблема ограниченности ресурсов: критический анализ подходов.

 

2.2.2. Общие требования к выполнению эссе

Студент выбирают тему эссе из предложенного перечня самостоятельно, возможно написание эссе по одной теме несколькими студентами группы, при этом работа над эссе осуществляется индивидуально. Стиль языка, с помощью которого выполняется эссе, должен отличаться образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику, отражая индивидуальность автора работы.

При выполнении эссе студент должен руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины, привлекая, кроме того, прочие источники информации, включая материалы СМИ и интернет.

Эссе выполняется в течение первого семестра. Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках соответствующего семестра учебного года. Срок проверки эссе преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.

 

2.2.3. Требования к структуре, объему и содержанию эссе

Рекомендуемая структура эссе должна включать следующие элементы:

– Введение.

Во введении необходимо отразить актуальность раскрываемой в работе проблемы, сформулировать цель предстоящего исследования и применяемые для ее достижения методы.

– Основная часть.

В основной части описывается ход и результаты проведенной работы. В тексте основной части должно быть отражено существо поставленной проблемы и существующие подходы к ее анализу и решению. Далее автором излагается собственный взгляд на анализируемую проблему с обоснованием авторской позиции. Требуется представление объективных фактов и обоснованных положений, подтверждающих правомочность существования авторского подхода к решению рассматриваемой проблемы.

– Заключение.

В заключении обобщаются полученные в ходе исследования результаты и формулируются выводы.

- Список использованных источников.

В списке обязательно указываются все использованные источники информации, с указанием автора (ов), точного названия и выходных данных. Электронные источники указываются со ссылкой на электронный ресурс.

Объем эссе не должен превышать десяти страниц.

Содержание данного вида самостоятельной работы должно быть информативным, емким и в тоже время лаконичным, понятным и логично построенным. Информация, используемая для анализа и обоснования выводов должна быть объективной и релевантной. Не допускается отклонение от выбранной темы.

 

2.2.4. Критерии оценки эссе

Для положительной оценки эссе должно соответствовать следующим требованиям:

– содержание соответствует выбранной теме;

– текст лаконичен по форме, но емок по содержанию;

- автор знаком с существующими точками зрения по исследуемой проблеме;

– четко прослеживается индивидуальная авторская позиция;

– тезисы, положения и сделанные выводы объективны и обоснованы;

– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы;

– соблюдены все формальные требования.

 

2.2.5. Требования к форме представления эссе

При необходимости на каждом из этапов выполнения эссе студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, эссе считается завершенным видом самостоятельной работы студента.

Эссе должно быть представлено на кафедру в виде распечатанного машинописного текста, титульный лист должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формами промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Мировая экономика», обучающихся по направлению 031900.62 «Международные отношения», является зачет в 1 семестре и дифференцированный зачет во втором семестре.

 

3.1.1. Список вопросов для подготовки к зачету по части 1

«Мировая экономика» (1 семестр)

1. Понятие и общая характеристика мировой экономики.

2. Предпосылки формирования мировой экономики.

3.Этапы формирования мировой экономики.

4.Характеристика современного этапа формирования мировой экономики.

5.Тенденции и прогнозы развития современной мировой экономики.

6.Понятие и сущность процесса глобализации мирового хозяйства.

7.Объективные основы и этапы развития международного разделения труда.

8.Международное разделение труда: взаимосвязь специализации и кооперации производства.

9. Сущность интернационализации производства.

10. Объективные основы международной специализации национальных хозяйств.

11.Теории МРТ: общая характеристика и эволюция.

12.Классические теории МРТ.

13.Альтернативные теории МРТ.

14. Показатели развития МРТ и степени участия стран в МРТ.

15. Понятие конкурентных преимуществ стран, их формирование и развитие.

16.Основные принципы межстрановых сравнений.

17.Экономический потенциал страны, сущность, основные показатели.

18. Уровень экономического развития страны и его составляющие.

19. Подсистемы стран в общей системе мировой экономики.

20.Развитые и развивающиеся страны в мировой экономике, принципы взаимоотношений.

21.Основные центры мирового экономического соперничества.

22.Общая характеристика социально-экономического развития развитых стран.

23.Неоднородность группы развивающихся стран и ее дифференциация.

24.Место и роль новых индустриальных стран в системе мирового хозяйства.

25.Неравномерность развития мирового экономического пространства: проблемы и пути решения. Теория «золотого миллиарда».

26.Экономическое развитие североамериканского региона.

27.Феномен экономического развития Японии.

28.Хозяйственное развитие стран Западной Европы.

29.Понятие и сущность международной экономической интеграции: этапы, формы.

30.Мировой рынок и его основные макроэкономические показатели. 31.Мировой спрос, мировое предложение, мировая цена, принцип взаимодействия показателей. Виды мировых цен.

32.Равновесие на мировом рынке, основные факторы, на него влияющие.

33.Международные монополии, сущность, основные формы. Методы реализации монопольных преимуществ.

34.Сущность монопольной цены и монопольной прибыли.

35. Цикличность развития мировой экономики, основные понятия.

36.Мировой экономический цикл, понятие, фазы цикла, материальная основа мирового цикла.

37.Теории циклов мировой экономики.

38.Современный мировой экономический цикл и его особенности.

39.Понятие мирового кризиса, и его специфика.

40.Циклические, промежуточные и структурные кризисы мировой экономики.

41.Мировой энергетический и продовольственный кризисы.

42.Понятие и сущность открытой экономики и политики автаркии.

43.Место России в международном разделении труда.

44.Проблема формирования новых конкурентных преимуществ экономики России.

45. Основные интеграционные группировки мира. Общая характеристика.

46.Европейский союз: структура, политика, влияние на мировую экономику

47.НАФТА и АСЕАН: принципы организации и роль в мировой экономике

48.Отраслевая структура мирового хозяйства: современное состояние и перспективы развития.

49.Демографический портрет мировой экономики, демография и глобальные проблемы.

50.Понятие и характеристика природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.

3.1.2. Список вопросов для подготовки к дифференцированному зачету по части 2 «Международные экономические отношения» (2 семестр )

Понятие "МЭО", их объекты и субъекты. Основные формы международных экономических связей.

2.Общая характеристика современных МЭО. Факторы, влияющие на МЭО.

3.Роль теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смита, Д. Рикардо) в развитии концепций МЭО.

4.Неоклассические теории внешней торговли (теория Э. Хекшера - Б. Олина, парадокс В. Леонтьева).

5.Современные теории международной торговли.

6.Международная торговля на современном этапе: динамика, структура и ее значение в системе МЭО.

7.Основные особенности современного мирового рынка товаров и услуг. Факторы роста международной торговли.

8.Международная торговля услугами.

9.Характеристика основных направлений внешнеторговой политики государства. Свобода торговли и протекционизм.

10.Сущность и значение политики свободной торговли.

11.Политика протекционизма: сущность, цели и основные инструменты.

12.Роль ГАТТ/ВТО в формировании основных направлений внешнеторговой политики на современном этапе.

13.Россия и ВТО: перспективы взаимодействия.

14.Научно-техническое сотрудничество, обмен знаниями и технологиями как форма МЭО. Цели участия стран.

15. Формы передачи технологий.

16.Мировой рынок технологий: тенденции развития.

17.Понятие вывоза капитала: сущность и предпосылки.

18.Основные формы вывоза капитала и социально-экономические последствия этого процесса.

19.Мировые рынки иностранных инвестиций и ссудных капиталов: современные тенденции развития. Инвестиционный климат.

20.Понятие ТНК. Особенности их развития в 80-90-е гг. Виды глобальных стратегий ТНК.

21.Оффшорный бизнес и специальные экономические зоны в мировой экономике: сущность, цели создания и проблемы функционирования.

22. Прямые иностранные инвестиции и их роль в мировой экономике.

23. Портфельные инвестиции и динамика финансовых рынков.

24.Вывоз ссудного капитала. Функции и формы международного кредита. Проблема «мировой задолженности».

25.Мировой валютный рынок: организация и функционирование.

26.Мировая валютно-финансовая система: сущность, элементы.

27.Эволюция мировой валютной системы. Кризисные явления в МВС.

28.Платежный баланс страны. Методы регулирование платежного баланса.

29.Валютный курс и факторы его определяющие.

30. Валютный курс и валютный паритет.

31.Взаимосвязь валютного курса и состояния платежного баланса.

32.Формы и цели государственного регулирования валютного курса.

33.Взаимосвязь динамики валютного курса и состояния национальной экономики.

34. Валютные интервенции как инструмент государственного регулирования валютного курса.

35. Девальвация и ревальвация национальной валюты. Цели проведения и последствия для национальной экономики.

36.Конвертируемость валюты и ее условия.

37. Плавающие валютные курсы. Виды плавания.

38. Фиксированные валютные курсы.

39.Межгосударственное регулирование системы МЭО. Международные экономические организации.

40.Международная миграция рабочей силы: условия, причины и направления. Главные страны эмиграции и иммиграции.

41.Формирование системы государственного регулирования миграционных потоков.

42.Влияние миграционных потоков на экономику стран.

43.Межгосударственное регулирование миграционных процессов.

44.Проблемы и перспективы интеграции России в систему МЭО.

45.Характеристика внешней торговли РФ. Структура, динамика, торговые партнеры.

46.Миграционные процессы в России

47.Россия как должник и кредитор.

48.Валютное регулирование в России.

49.Россия на мировом рынке капиталов.

50.Россия на мировом рынке технологий.

 

3.2. Общие положения проведения зачета (дифференцированного зачета)

Зачет проводится в устной форме, в виде собеседования с преподавателем по изученному в семестре материалу, с ориентацией на вопросы для подготовки к зачету. При выставлении зачета (первый семестр) учитывается полнота и точность ответа студента, уровень владения изученным материалом, а также результаты работ, выполненных в семестре в рамках самостоятельной работы студентов. Кроме того учитываются результаты текущей успеваемости.

Дифференцированный зачет (второй семестр) сдается в письменном виде, на основании билетов, содержащих один теоретический вопрос и 10 тестовых заданий.

При выполнении заданий билета, студентом должны быть систематизированы знания, полученные в ходе освоения тем курса на лекционных и практических занятиях, в том числе знания, приобретенные в процессе самостоятельной работы.

При написании ответа на теоретический вопрос билета следует придерживаться понятийного аппарата, определенного Рабочей программой учебной дисциплины и содержанием лекционного материала.

Ответ должен быть полным, но при этом лаконичным, логично выстроенным. Тестовые задания подобраны таким образом, чтобы отражать все изученные в семестре темы. Для успешной подготовки к выполнению тестовых заданий на дифференцированном зачете, необходимо регулярно выполнять тестовые задания, предлагаемые студентам для контроля уровня усвоения материала планами практических (семинарских) занятий.

Письменная итоговая работа оценивается дифференцированно, в зависимости от уровня продемонстрированных студентом знаний, степени его компетентности в предметной области учебной дисциплины «Мировая экономика» и учетом его успеваемости в семестре.

Оценка по дифференцированному зачету является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).

 

 

Приложение 1

Требования к оформлению различных видов

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов выполняется с применением компьютерных печатающих устройств при использовании текстового редактора Microsoft Office Word. Иллюстративный материал (графики, диаграммы и т. п.) выполняется в Excel.

Работа выполняется на белой бумаге на одной стороне листа А4 (210´297 мм) через 1,5 интервала, шрифтом Times New Ro­man, 14 пт., форматирование текста по ширине, заголовков — по центру; страница должна иметь поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Абзацный отступ – 1,25 см.

Титульный лист (РГЗ или эссе) выполняется по установленной форме:

Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» Кафедра Экономической теории   Учебная дисциплина: Мировая экономика   ВИД СРС[1] на тему: «……………………………………………»   Выполнил: Студент (ФИО) Номер группы:   Проверил: ФИО преподавателя     Дата регистрации на кафедре: «___» ________ 20 г.   (Год) 20 _

 


[1] ВИД СРС – видами самостоятельной работы студентов в рамках изучений дисциплины «Мировая экономика», могут быть такие, как: РГЗ, эссе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: