Социализм или коммунизм?




К коммунистическим Соединённым Штатам

О противоречиях в "Проекте Новой программы Коммунистической партии США"

Гарри Кользат Уэллс, доктор философии

B. & J. Rush

Нью-Йорк, 1968

 

При первом чтении Проекта Программы я испытывал тревожное чувство противоречия между положительной и отрицательной его оценкой. В ходе дальнейшего чтения и изучения документа и серьёзных размышлений я пришел к выводу, что моя противоречивая реакция отражает глубинные противоречия в самой программе. Противоречия, однако, не столь глубинные, чтобы время от времени они не всплывали на поверхность на протяжении всего текста. Эти открытые проявления позволяют распознать лежащие в их основе противоречия и делают возможным рассмотрение природы и значения последних. Противоречия эти проявляются на всех трех основных уровнях: стратегической цели, стратегии и тактики.

 

Социализм или коммунизм?

 

Противоречие на уровне стратегической цели проявляется в тексте во многих местах, но, пожалуй, наиболее резко на стр. 102. Провозгласив социализм в качестве цели для Соединенных Штатов, авторы текста далее утверждают, что "социалистическая стадия является переходным периодом, в ходе которого общество работает над преобразованием своих средств производства, находящихся в общей собственности, в средства изобилия..." Но буквально следующее предложение гласит: "В Соединенных Штатах средства изобилия в основном уже присутствуют..." Противоречие очевидно. Если цель социализма состоит в преобразовании средств производства в средства изобилия, и если Соединенные Штаты уже достигли основных средств изобилия, то, очевидно, встаёт вопрос: Почему это в качестве стратегической цели для Соединённых Штатов предусматривается социализм?

Представляется, что существует большая разница, доходящая до разницы типовой, качественной, между революционным преобразованием частной собственности в общественную собственность на средства производства на уровне дефицитности и революционным преобразованием частной собственности в общественную собственность на средства производства на уровне изобилия. Революционный переход к общественной собственности на средства производства не свойственен только социализму, он характерен также и для коммунизма. Основным условием для создания коммунистического общества является общественная собственность на средства производства, которые достигли стадии абсолютного изобилия. Если это условие соблюдено, то основным принципом коммунизма, в его классической формулировке, является: “от каждого по его способности, каждому по его потребности". Одна половина условия для установления коммунизма уже достигнута в Соединенных Штатах: способность производить абсолютное изобилие для всего населения. Другой половины ещё предстоит достичь: революционного преобразвания частной в общественную собственность на средства изобилия. Так может быть, стратегической целью, стратегическим устремлением для Соединенных Штатов является не социализм, а коммунизм?

В Проекте Программы вроде бы говорится именно об этом, однако должного логического вывода не делается. Оставшаяся часть предложения, приведенного выше, следует в том же контексте: "В США средства изобилия в основном присутствуют, и потребуется добавить лишь немногое к полному освобождению производительного потенциала страны и творческой энергии, чтобы изгнать нищету, лишения и чувство неуверенности, чтобы удовлетворить потребности всех людей на уровне достатка, свободного от экономических тревог, забот и давления, которые ныне омрачают жизнь даже наиболее состоятельных работников". – Так не является ли возможным, или даже логически и исторически неизбежным, что качественные различия в уровне производительного потенциала ко времени свершения революционных преобразований собственности на средства производства потребуют сходных качественных различий и в стратегической цели?

Это основное противоречие, резко проявляющееся на стр. 102 текста, облечено такой, казалось бы, убедительной аргументацией, что читатель может его и не уловить. Предложение, следующее за приведенным выше, служит как раз этой цели: "Длительный переходный период понадобится для создания новых человеческих отношений и этических ценностей, основанных на производстве ради пользы вместо производства ради прибыли, на сотрудничестве равных для их общего блага вместо разрушительной конкуренции и эксплуатации, которые натравливают человека на человека во враждебном антагонизме, на изобилии, которое делает конкурентное стремление к мирским благам абсурдным, потому что они одинаково доступны для всех, когда человеческая потребность – единственный регулятор приобретения и потребления”. Всё это звучит как хороший довод в пользу необходимости переходного периода между капитализмом и коммунизмом, а именно социализма, то есть необходимости "преодолеть обычаи, привычки, предрассудки, перенесённые из старого общества" (с. 102). Ни одно общество, однако, не появляется вполне зрелым из недр истории, оно должно пройти через период строительства, строительства коммунизма в данном случае. Строительство коммунизма уже само по себе может служить переходной стадией в этих областях изменения в природе человека, приспосабливающейся к новым социальным условиям. Изменение человеческих идей, эмоций, мотиваций и действий всегда было и всегда должно быть делом образования и вопросом участия в общественных делах, в данном случае – в строительстве общественной системы. Нет существенных оснований полагать, что такие изменения не могли бы происходить, даже происходить лучше, чем раньше, при строительстве коммунистического общества. Доводы в тексте относительно изменения человеческой природы, приводимые в качестве доказательства о необходимости социалистического переходного периода, вовсе не убедительны. Представляется, что выдвижение социалистической цели для Соединенных Штатов является анахронизмом, основанным на укоренившемся, ставшем привычным образе мыслей, который явно противоречит самим же фактам, периодически приводимым на протяжении всего текста проекта программы.

Учитывая противоречие между ясно выраженным суждением, что современные Соединенные Штаты способны к производству изобилия, и, с другой стороны, тем, что в качестве цели для тех же Соединенных Штатов выдвигается социализм, не случайно, что в тексте Проекта Программы нигде не найти основного принципа социализма. Если бы он был включен в Проект, то противоречия на уровне стратегической цели стали бы вполне очевидными. Вот так старые привычки мышления препятствуют теоретической ясности.

Программа даёт определение социализма и наделяет его двумя принципами. Она определяет социализм как переходный к коммунизму период и наделяет его принципами общественной собственности и экономического планирования. Ни это определение, ни эти принципы, не свойственны только социализму. На уровне уже потенциально изобильного производства, переход к полностью развитому коммунистическому обществу может осуществляться через строительство самого коммунизма, а общественная собственность и экономическое планирование являются общими чертами как социализма, так и коммунизма.

Что отличает экономическую систему социализма от экономической системы коммунизма, так это основной принцип, свойственный каждой из них. Как уже отмечалось, в тексте приводится основной принцип коммунизма, а именно: "от каждого по способностям – каждому по потребностям". В нём, однако, не приводится основной принцип социализма “от каждого по способности – каждому по им производимому". Этот экономический принцип социализма устраняет рабочую силу как таковую в качестве товара, то есть стоимость рабочей силы больше не вычисляется на основе общественно-необходимого рабочего времени, требуемого для её производства и воспроизводства. Социалистический принцип вознаграждает рабочую силу на основе количества и качества производимого ею. Вознаграждение работника за расходование им своей рабочей силы делится на две части: во-первых, оно поступает ему косвенно через присвоение части производимого им с целью поддержания и расширения производственного потенциала социалистического общества, членом которого он является, и с целью защиты этого общества, – и то, и другое возвращается к нему в долгосрочной перспективе, во-вторых же, часть выплачивается ему непосредственно в виде “заработной платы”, которая определяется как его производительностью, так и эффективностью производимого в рамках общего экономического планирования. Прямое вознаграждение работника поступает к нему в виде товаров, опосредуемых всеобщим эквивалентом, а именно деньгами. Косвенное вознаграждение работника поступает к нему в виде роста национальной производительности за счет планируемых инвестиций накопленного капитала, и, конечно, защиты социалистического строя.

Стратегической целью социализма является как можно более быстрое достижение потенциала и эффективности производства изобилия для всего населения. Принцип социализма – от каждого по его способности, каждому по тому, что он производит – это наиболее эффективное средство достижения социалистической цели. Он является эффективным средством для достижения изобилия не только потому, что рассматривает рабочую силу как бесценную и работника как человеческое существо, но и потому, что он дает ему жизненную заинтересованность в увеличении производительного потенциала и эффективности производства. В конечном счете, разумеется, социалистический принцип и жизненная заинтересованность работника в производстве полностью зависит от наличия первичных условий для социализма, общей собственности на средства производства.

Наглядным примером работоспособности этого социалистического условия и социалистического принципа является Советский Союз. Фактом современного мира является то, что наиболее действенный путь достижения изобилия, и, следовательно, продвижения к коммунизму, – это социализм с его основным условием и принципом. Но что может являться целью установления социалистического принципа в стране, которая уже достигла не только способности производить абсолютное изобилие для своего собственного народа, но снабжать значительную часть остального мира? Ведь фактом является и то, что валовой национальный продукт США превосходит все развитые капиталистические и социалистические страны Европы, в том числе Советский Союз, вместе взятые. Разве не понятно, что такая страна не только может, но и должна миновать стадию социализма – тем более что многие страны мира, которые находятся на феодальной стадии развития, минуют капитализм и переходят непосредственно к социализму? Разумеется, не существует метафизического закона, диктующего, что все страны должны пройти через данный ряд стадий развития. Как верно говорится в программе:

"Как и любая наука, марксизм состоит из умозаключений и законов, проверенных историческим опытом, который является лабораторией социальной науки. Они и являются, в конкретном своём приложении, содержанием данной программы. И как любая наука, марксизм развивается и расширяется с появлением новых явлений, которые требуют нового анализа, с накоплением опыта, с расширением знаний. Действительно, сама его методология, которая требует, чтобы все явления изучались в их конкретной форме и в процессе изменения, делает обязательным постоянный пересмотр его отношения к меняющейся реальности. Догматизм, который провозглашает откровение замороженных истин, является прямой противоположностью духу марксизма".

Основной принцип коммунизма – от каждого по его способности, каждому по его потребностям – знаменует собой большой шаг вперёд по сравнению с социализмом, шаг, который ни одна страна еще не сделала. Коммунистический принцип на практике выведет продукт, как и его производителя из царства стоимости. Он упраздняет все товары, рабочую силу и продукты рабочей силы. В соответствии с этим принципом не будет никакой стоимости рабочей силы, не будет ни стоимости товаров, ни прибавочной стоимости, – ни зарплаты, ни цен, ни прибыли. Очевидно, что абсолютное изобилие является условием для осуществления такого принципа. Представляется, что для общества, которое уже может производить изобилие, нет другой альтернативы, кроме как строить экономическую структуру, сообразуясь с этим фактом.

В течение последних полутора веков, и особенно в течение первых двух третей ХХ века, народ Соединенных Штатов, в первую очередь производительные рабочие, но в том числе и конторские работники, управленцы, контролирующий персонал, учёные, инженеры, техники, преподаватели и профессора, архитекторы, врачи и медсестеры, складские рабочие и работники почты, изобретатели, студенты и многие, многие другие категории работников, эти американцы своими напряжёнными, хотя и полубессознательными, усилиями добились того, чего никакой другой народ в мире до них не выполнил, производительный потенциал приближается к абсолютному изобилию. Мы и наши предки выполнили эту историческую задачу, что является большой победой для всего человечества, но мы сделали это непомерной ценой, непомерной ценой не только для себя, но и для остального мира.

Американский народ несёт ответственность за победу: решена старая, как само человечество, проблема дефицитности, решена проблема способности производить изобилие; достигнуто одно из двух необходимых условий для коммунизма. Но экономическая система, в рамках которой эта победа была достигнута, несёт ответственность за бесчеловечные издержки как внутри страны, так и за рубежом: эксплуатацию, угнетение и войны; дегуманизацию, автоматизирование и отчуждение человека от его социального и индивидуального потенциала, превращение победы в поражение, в котором каждый шаг вперёд становится угрозой для страны и для всего мира.

Монополистический капитализм Соединенных Штатов с присущим ему империалистическим императивом грабежа и мирового господства, контрреволюции и борьбы с национальным самоопределением, проглатывания или уничтожения всего, что стоит на его пути, является той экономической системой, в рамках которой народ Соединенных Штатов одержал свою большую победу первопроходцев производительного освобождения всего человечества. Монополистически-империалистический капитализм превращает это гордое достижение в наибольшую угрозу, с которой когда-либо сталкивалось человечество.

Наряду с тем, что американский народ одержал человеческую победу, и что монополистический империализм превратил ее в мощную анти-человеческую силу, налицо также тот грубый факт, что народ Соединенных Штатов, поддавшись соблазну спорадического "избытка", не сумел остановить или устранить бедствия планеты, в том числе своей собственной страны, и, следовательно, должен нести ответственность перед собой и перед мировым трибуналом за дальнейшее существование хищнической экономической, военной и политической структуры Соединенных Штатов.

Народ Америки обязан ради себя и ради народов мира немедленно устранить, уничтожить, монополистически-империалистический капитализм Соединенных Штатов и перейти сразу к строительству коммунистических Соединенных Штатов, которые в первую очередь возьмут на себя ответственность за полное возмещение убытков, нанесённых самым угнетённым своим народам и угнетенным народам во всем мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: