Семинарское занятие № 7.




 

Тема «Социальные аспекты инновационной деятельности».

Цель: разобраться в социальных аспектах инновационной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные методы регулирования инновационной активности.

2. Роль руководителя в процессе инновации.

3. сопротивление инновациям и методы их нейтрализации.

4. Внутренняя культура фирмы в ходе инновации.

 

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов.

2. Самостоятельно изучить литературу, по данной теме. предлагаемую в качестве основной.

3. Законспектировать основные понятия для последующего изучения.

 

Основная литература:

1. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208с. Стр. 86-94.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Огоревой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. (Серия «Высшее образование»). Стр. 157-162.

 

Дополнительная литература:

1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 318с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Стр. 120-149.

3. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Сост. и общ. ред. Н.М. Фонштейн. – М.: Дело Лтд., 1995.

Семинарское занятие № 8.

Тема «Инновационное предпринимательство и риски».

Цель: овладеть основой отбора и оценки нововведений, рассмотреть понятие и классификацию рисков в инновациях.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Отбор инновационных проектов.

2. Критерии оценки инновационных проектов.

3. Учет рисков в инновационных проектах.

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов.

2. Самостоятельно изучить литературу по данной теме предлагаемую в качестве основной.

3. Законспектировать основные понятия для последующего изучения.

 

Задание № 5

«Инновации в малом бизнесе. Научно – производственный центр «Реликт»»

Научно – производственный центр «Реликт» является одной из крупнейших отечественных фирм по созданию компьютерных технологий для швейной индустрии. Компания занимает 20 % этого наукоемкого рынка и выпускает более 50 программ в год.

А начинала эта компания с пошива чехлов для автомобильных сидений…

Начало бизнеса

Начало 1990-х гг. было трудным моментом в истории отечественной отраслевой науки: бюджетное финансирование резко сократилось, традиционные заказчики оказались на грани банкротства. Уровень оплаты труда работников НИИ порой не соответствовало даже прожиточному минимуму. Не был исключением и Центральный научно – исследовательский институт швейной промышленности, где трудились те, кто составляет сейчас кадровое ядро «Реликта». Именно в этот период родилась бизнес – идея, с реализации которой началась история компании.

Научный коллектив подошел к проблеме «выживания» с маркетинговой точки зрения и, перед тем как выйти на рынок, провел маркетинговое исследование. Целью этого этапа было определение места сосредоточения платежеспособного спроса. Выяснилось, что это тоже люди, кто приобретает автомобили. Было принято решение об использовании разработанной в НИИ уникальной технологии по соединению лоскута в производстве чехлов для автомобилей. Благодаря этой запатентованной технологии лоскутное (а значит, более дешевое) изделие казалось непосвященному человеку сшитым из полноценной ткани и при этом искусно декорированным. Коллектив приобретал по бросовым ценам фабричные производственные отходы – остатки дорогих натуральных тканей и мехов – и шил качественные долговечные чехлы. Сбывали продукцию также без посредников. Товар пользовался огромным спросом. Были заключены договоры с поставщиками ателье, и бизнес пошел в рост.

Однако через некоторое время коллектив верно спрогнозировал падение спроса на свою продукцию. Во – первых, появились дешевые импортные аналоги, во – вторых, сама продукция перестала быть настолько актуальной. Коллектив «Реликта» переориентировался на новую нишу…

 

Новый рынок

Новая ниша, которую выбрали себе ученые, - пошив спецодежды. Во – первых, здесь можно успешно использовать технологические разработки сотрудников НПЦ «Реликт». Рабочая одежда должна быть прочной и долговечной, поэтому для нее используются особые ткани, требующие особой технологии пошива. С другой стороны, ткани и технологии не должны быть дорогостоящими, так как уровень цен на такую продукцию должен оставаться невысоким.

Успех нового предприятия строился на том, что сотрудники компании смогли правильно спрогнозировать ситуацию на рынке профессиональной одежды и грамотно оценить характер и объем спроса.

В середине 1990-х гг. на рынке России появились компании, готовые платить за корпоративную одежду, являющуюся частью фирменного стиля. Причем каждая компания требовала эксклюзивности продукции, с одной стороны, ее многофункциональности – с другой. Технология «Реликта» давала возможность гибкого реагирования на нужды заказчиков, при этом сохранялось низкая себестоимость, что создавала и значительная ценовое преимущество перед западными конкурентами.

Компания начала с уже освоенного платежеспособного сектора – автосервисов, которые приобретали форму для автослесарей, мойщиков автомобилей и технического персонала. Затем стали поступать заказы от медицинских учреждений, охранных агентств, магазинов, авиакомпаний и т.д.

Необходимость частой смены моделей и работа малыми партиями (от 20 до 100 единиц) сдерживали рост бизнеса. Исполнение заказов требовало оперативности, а затраты на переподготовку производственных мощностей под новый заказ составляли 50 % от всей стоимости проектов и требовали не только средств, но и времени. И тогда «Реликт» внедрил еще одну инновацию – компьютерную систему проектирования спецодежды. С ее помощью удалось сократить подготовительный цикл работ перед запуском модели в производство в пять – семь раз. За один рабочий день теперь можно было успеть нарисовать эскиз, сделать лекала на все заказанные размеры и выкройки, рассчитать, сколько понадобится ткани, описать все технологические операции и их последовательность для конкретной модели. Успех такой программы был очевиден, и фирма «Реликт» получила значительное конкурентное преимущество на рынке профессиональной одежды, но на очереди была другая инновация

Новая стратегия бизнеса

Вместо того чтобы использовать свое ноу – хау и получать сверхприбыль в выбранном секторе, компания нашла новое рыночное окно с великолепной перспективой роста. «Реликт» продает свою запатентованную технологию конкурентам, имеющим крупные производства (что позволяет использовать эффект экономии на масштабах), и сосредотачивает свою деятельность на создании компьютерных технологий для швейных производств разной направленности.

К концу 1990-х гг. программный продукт «Реликта» использовали не только компании, специализирующиеся на пошиве спецодежды, но и предприятия по пошиву мужских и женских костюмов, детской одежды, меховых и кожаных изделий. Свою продукцию компания стала реализовывать и мебельным производителям, так как при использовании уникальной компьютерной технологии «Реликта» себестоимость производства мягкой мебели снизилась на 5-7 %.

Последней новацией стало создание компьютерной программы, позволяющей персонифицировать каждую единицу продукции под индивидуальные особенности фигуры человека.

Целевым рынок «Реликта» являются небольшие, быстро развивающиеся швейные предприятия с числом занятых около 30 человек и ежегодным оборотом приблизительно 500 тыс. долл. в год. Таких предприятий в России около полутора тысяч. Однако лишь четвертая часть из них готова к профессиональному использованию компьютерных технологий. Но и те компании, которые внедряют новые технологии, также ограничены в средствах, поэтому «Реликт» дифференцировал свою продукцию и старается удовлетворить различные требования клиентов.

Для продвижения своей продукции компания воспользовалась механизмом государственной поддержки малого бизнеса. В России есть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере. Покупатели компьютерной технологии «Реликта» могут поучать через фонд необходимое для ее установки оборудование на выгодных лизинговых условиях. А стоимость вычислительной техники и периферии составляет 50-70 % от общих затрат по внедрению компьютерного проектирования одежды. Благодаря этому нововведению продажи «Реликта» выросли на 60 %.

Таким образом, активная инновационная политика и грамотный маркетинговый подход обеспечили компании «Реликт» устойчивый рост и перспективы развития на рынке России.

Вопросы к заданию

1. Перечислите все инновации компании «Реликт», определите тип инноваций и предпосылки их осуществления.

2. Что, на ваш взгляд, обеспечило успех нововведений компании?

3. На основе имеющейся информации проведите SWOT – анализ для определения перспектив внедрения последней инновации компании «Реликт» - фокусирование на производстве компьютерных технологий для швейных производств.

4. Подумайте, какие факторы способствуют, а какие, напротив, мешают инновационной деятельности в малом секторе по сравнению с инновациями в крупных компаниях.

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343 с. Стр. 153-201

2. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208с. Стр. 109-114.

 

Дополнительная литература:

1. Вишняков А., Гебхардт П., Кирсанов К. Инновационный менеджмент// Российский экономических журнал, 1993. – Вып.10.- С. 72-78.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Огоревой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. (Серия «Высшее образование»).

3.. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208с.

4. Кирсанов К.А., Сиверин Д.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Инст. молодежи, 1997г

5. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 318с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: