Тема: Организационные формы инновационного менеджмента.
Цель: изучить организационные формы инновационного менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1. Организационные формы инновационного менеджмента: бизнес–инкубаторы, технопарки и др.
2. Венчурное предпринимательство: принципы функционирования и инвестирования, венчурное финансирование, становление и развитие венчурного предпринимательства в России и за рубежом.
3. Организационные формы инновационных проектов.
Задания для студентов:
1. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов.
2. Самостоятельно изучить литературу по данной теме предлагаемую в качестве основной.
3. Законспектировать основные понятия для последующего изучения.
Основная литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343 с. Стр. 41-64.
2. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208с. Стр. 165-172.
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Огоревой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. (Серия «Высшее образование»). Стр. 79-93.
Дополнительная литература:
1. Ягудин С.Ю. Малые формы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР // Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. Материалы семинара. – М.: Российский дом знаний, 1991.
2. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. Учебное пособие. М.: МЭСИ, 2001. – 130с.
Семинарское занятие № 10.
Тема: Регулирование инновационной деятельности.
Цель: рассмотреть принципы и разновидности регулирования инновационной деятельности.
|
Вопросы для обсуждения:
1. Государственное регулирование. Законодательное регулирование.
2. Финансовое регулирование.
3. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций.
4. Научно-техническая кооперация.
Задания для студентов:
1. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов.
2. Самостоятельно изучить литературу по данной теме предлагаемую в качестве основной.
3. Законспектировать основные понятия для последующего изучения.
Задание № 6
«Конкурентная инновационная стратегия корпорации Wal-Mart»
История создания одной из крупнейших розничных сетей мира-компании Wal-Mart-связана с именем Сэма Уолтона. В середине 1950-х гг. владелец нескольких универмагов господин Уолтон оказался перед фактом возросшей конкуренции со стороны двух новых форм розничной торговли: супермаркетов и стоковых магазинов (discount stores). Адаптируясь к новым рыночным условиям, Уолтон решил пойти по пути, отличному от лидеров в области низких цен, таких как Kmart («Кеймарт»), которые активно завоевали крупные города. В качестве целевого рынка Уолтон выбрал небольшие населенные пункты с численностью населения менее 25 тыс. человек. Стратегия заключалась в том, что, предлагая товары по ценам не выше, чем в розничных сетях крупных городов, компания сможет привлечь потребителей за счет факторов близости. Действительно, вместо того чтобы добираться четыре-пять часов до ближайшего центра, покупатель может с той же экономической выгодой приобрести товар вблизи от дома.
В 1962 г. был построен первый магазин скидок Wal-Mart в городе Роджерз, штат Арканзас. Именно с первого магазина начала свою историю и известная корпоративная культура Wal-Mart, где каждый служащий участвует в управлении компанией и является генератором новых идей.
|
Wal-Mart, став первой компанией, открывшей магазин скидок в малом населенном пункте, сразу получила ряд преимуществ. Это низкие цены на недвижимость, низкие тарифы за рекламу, низкая текучесть кадров и бренд «самого крупного магазина в городе». Помимо этого компания сразу стала частью общественной жизни благодаря созданию инфраструктуры вокруг торговой точки, спонсорской деятельности и предоставлению рабочих мест. Однако для того чтобы иметь возможность предлагать товар по низким ценам и удержать свои позиции при попытке внедрения на данный рыночный сегмент конкурентов, компании необходимо было разработать уникальную рыночную стратегию.
Руководство Wal-Mart сделало ставку на инновации в трех сферах. Первой из них стала агрессивная стратегия завоевания малых городов, которая привела к появлению 276 магазинов в 11 штатах США к 1979 г. Таким образом была достигнута цель экономии на масштабах деятельности.
Объектом следующей инновации стала система заказа и доставки продукции. Было создано несколько дистрибьюторских центров, объединяющих систему доставки товара по географическому признаку. Заказ на товары для магазинов одного географического региона происходит централизованно, затем товары доставлялись в конкретный дистрибьюторский центр, где происходили сортировка и погрузка товара для доставки в конкретную торговую точку.
|
Еще одной сферой инноваций стала внутрифирменная система коммуникаций. Была внедрена электронная система сканирования результатов торговли в каждом магазине, позволяющая эффективнее управлять активами. Информация по каждой торговой точке аккумулировалась в дистрибьюторских ценах, где консолидировалась отчетность по продажам и принималось решение о доставке очередной партии товара в конкретный магазин данного региона. Параллельно те же транспортные средства, что доставляли продукцию в магазины, использовались для получения товара у производителей, находящихся в радиусе центра дистрибьюции.
Централизованные закупки и автоматизированная система потока информации от торговых точек в дистрибьюторские центры и затем к производителям позволили компании установить взаимовыгодные отношения с такими крупными производителями, как Procter i Gamble, Eastman Kodak,Gitano, прежде исключительно диктовавшими свои условия розничным сетям.
В 1994 г. компания Wal-Mart купила 122 магазина в Канаде; в 1995 г. вышла на рынок Аргентины и Бразилии.
Огромные масштабы и эффективная система логистики позволили компании только в 1991 г. сэкономить 720 млн. долл. Сокращение затрат позволило значительно снизить уровень цен на товары. Если добавить к этому уникальную корпоративную культуру, где инновации не только приветствовались служащими, но и исходили от них, а так же новейшую систему управления запасами и грамотный маркетинг, то конкурентные позиции Wal-Mart были непоколебимы. Компания Kmart не раз делала попытки выйти на рынок малых городов, но ей никогда не удавалось даже приблизиться по уровню продаж к Wal-Mart.
К 1995 г. компания Wal-Mart стала крупнейшей в мире розничной сетью. Важнейший показатель деятельности розничной сети-продажи на квадратный метр площади - составил у Wal-Mart 379 долл. По сравнению со 185 долл. у Kmart. 46 % покупателей Wal-Mart отличались лояльностью, в то время как у Kmart этот показатель составлял лишь 19 %. И, наконец, расходы компании (торговые издержки, общие и административные расходы) составили 15,8 % от продаж, что является самым низким показателем в отрасли со средней долей расходов около 30 %.
В 2003 г. компания занимала 4 место в списке 500 крупнейших компаний мира.
Вопросы к заданию
1. К какому типу конкурентной инновационной стратегии (блокирование, опережение или кооперация) относится выбранный компанией Wal-Mart метод адаптации к изменившимся условиям внешней среды?
2. Какие инновационные шаги компании можно рассматривать в качестве использования стратегии блокирования? Насколько эти шаги оказались эффективны?
3. Смоделируйте ситуацию, когда на рынке появляется конкурент, сумевший добиться такого же эффекта экономии на масштабах, как и компания Wal-Mart. От чего будет зависеть его конкурентоспособность? Какую стратегию, вероятнее всего, выбирает компания Wal-Mart по отношению к потенциальному конкуренту?
4. В чем вы видите причину успеха компании Wal-Mart?
Основная литература:
1. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208с. Стр. 150-173.
2. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 318с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Стр. 158-167.
Дополнительная литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Огоревой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. (Серия «Высшее образование»).
2. Водачек Л., Водачкова О., Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 1989.
3. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.