Структура общей спец. подготовки сотрудников специальных подразделений




 

В системе учебных заведений высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации Московскому университету МВД России имени Владимира Яковлевича Кикотя по праву отведено особое место. За пятнадцать лет, прошедших с момента своего основания, Университет, осуществляющий подготовку и повышение квалификации специалистов высшей квалификации практически по всему спектру специальностей, востребованных в системе органов внутренних дел Российской Федерации, стал ведущим образовательным и научно- исследовательским центром академического уровня не только среди родственных вузов МВД России, но и всей системы подготовки кадров для правоохранительного блока министерств, федеральных служб и ведомств современного российского государства.

Весомый вклад в общий процессе подготовки специалистов в области защиты интересов личности, общества и государства в правоохранительной сфере вносят преподаваемые в Университете дисциплины социально-гуманитарного профиля: логика, философия, история, социология, политология, культурология, религиоведение, экономическая теория, педагогика, русский и иностранные языки. Значение этих предметов в деле формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел, полностью соответствующего потребностям и вызовам нашего противоречивого и динамичного времени, трудно переоценить [16].

В отличие от юридических и специальных дисциплин, нацеленных на выработку сугубо профессиональных технологических и прикладных знаний, умений и навыков, социально-гуманитарные предметы непосредственно обеспечивают целостное становление личности современного служителя Закона как социально ответственного, патриотически ориентированного и всесторонне развитого человека.

В этом смысле как нельзя более актуально звучат сегодня слова известного историка и общественного деятеля XVIII века Василия Никитича Татищева о том, каков должен быть подлинный облик правоохранителя, процитированные ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академиком РАН Виктором Антоновичем Садовничим в докладе «Гуманитарное образование в России: мысли вслух»: «Сей чин требует человека знатного и смелого, чтобы у государя свободный проход и голос имел, к тому же человеку благоразсудному, яко в законах, тако и в состоянии всего государства сведомому, ревнительну и правдиву, особливо к людям милостиву и за бедных обиженных заступнику быть должно».

Говоря о месте и роли социально-гуманитарного образования в системе высшего образования, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в выступлении на съезде Союза ректоров России в октябре 2014 года недвусмысленно подчеркнул, что «если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем – у нас с вами не будет страны». Безусловно, исполнение указания Министра внутренних дел, генерала полиции Российской Федерации Владимира Александровича Колокольцева о необходимости усиления практической составляющей в обучении сотрудников органов внутренних дел требует от кафедр Университета, осуществляющих преподавание социально-гуманитарных дисциплин, определённого пересмотра содержания и методик преподавания, приспособление их к нуждам и потребностям современного этапа развития правоохранительной системы современного российского государства [7].

Высокое чувство гражданского долга и профессиональной ответственности, разносторонние знания и энциклопедическая эрудиция, богатый опыт преподавательской и практической деятельности в системе органов внутренних дел России, тесная связь с родственными кафедрами дружественных вузов МВД, иных силовых и правоохранительных ведомств, а также ведущими гражданскими академическими центрами страны, свойственные педагогическим коллективам всех социально-гуманитарных кафедр Университета, позволяют уверенно смотреть вперёд, решать научно-педагогические и практические задачи не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня в полном соответствии с высокими стандартами классического университетского образования и потребностями повседневной оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Основной целью учебного процесса в вузах МВД России является удовлетворение потребностей органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД) в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах, а также реализация потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретение высшего профессионального образования по конкретной специальности, распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди сотрудников ОВД, повышение общеобразовательного и культурного уровней личного состава. Современной нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать новые нестандартные проблемы в поликультурном обществе [8].

К сотрудникам ОВД выдвигаются повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности, профессиональной мобильности, постоянного совершенствования знаний и профессиональных умений и навыков. Предъявляемые к сотрудникам ОВД требования – это, прежде всего, требования к системе подготовки кадров, в том числе и к высшему профессиональному образованию, базирующемуся на реализации соответствующих образовательных программ. Внедрение ФГОС третьего поколения предполагает переход от формирования знаний, как цели образования, к иной – формированию компетенций.

В связи с этим, главные задачи образовательных учреждений МВД России – выпуск специалистов, в достаточной степени готовых к осуществлению практической деятельности, способных выполнять функциональные обязанности следователей, дознавателей, сотрудников оперативных служб, участковых уполномоченных полиции; обеспечение их готовности к выполнению новых служебных функций, оперативно-служебных и служебно-боевых задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах (экстремальных условиях).

Выпускник, в том числе обучавшийся по заочной форме, должен владеть определенным набором компетенций как профессиональных, так и общекультурных, и специализированных, т.е. своего рода «пакетом компетенций», который будет соответствовать требованиям к профессии, и реализоваться уже в повседневной практической деятельности сотрудника. Под компетенцией Н.Ф. Ефремова понимает «… обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях» [9].

А под профессиональной компетенцией сотрудников ОВД понимается совокупность знаний, умений, навыков и форм поведения, которые формируют способность качественно выполнять возложенные обязанности в занимаемой должности, во взаимодействии с гражданами и в коллективе. Следует согласиться с мнением И.В. Ратовой, считающей, что «… оценка качества полученного образования при компетентностном подходе должна заключаться не в оценивании объёма полученных знаний, а уровня сформированности заявленного набора компетенций».

Следовательно, понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», поскольку выражает степень обладания человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Сегодня происходит изменение характера оценки уровня образования, при которой понятия «подготовленность», «образованность», «общая культура» дополняются понятием «компетентность» и «компетенция обучающихся». Оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции. В связи с этим, проблема формирования компетенций сотрудников ОВД требует поиска новых подходов, механизмов внедрения инновационных технологий с учетом накопленного положительного опыта при реализации образовательных программ высшего образования.

Что касается слушателей заочной формы обучения, то они должны не только получить новую компетенцию, необходимую для выполнения нового вида профессиональной деятельности, но и совершенствовать уже имеющуюся, в рамках своего профессионального уровня. Основная роль в решении указанной задачи – это роль профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений системы МВД России. От педагогов, которые работают со слушателями-заочниками, требуется не только знание материала, но и умение проектировать педагогический процесс с учетом реальной практики ОВД, прогнозировать результативность обучения, управлять этим процессом, владеть современными педагогическими технологиями, способностью правильно подбирать и рационально сочетать различные формы и методы обучения взрослой категории людей, имеющей опыт службы в правоохранительных органах.

Необходимо обратить внимание и на то, что слушатели-заочники, составляющие взрослую аудиторию одной и той же учебной группы, характеризуются [3]:

различием в возрасте, жизненном и профессиональном опыте;

не одинаковым сроком службы в ОВД (от 1 года и более 20 лет) и выслуге в занимаемой должности (от 1 года и до 5 лет);

специальными званиями старшего и среднего, рядового и младшего состава начальствующего состава;

разными жизненными взглядами и привычками, индивидуальным мнением о своей профессиональной деятельности;

наличием высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего образования;

различиями в базовом высшем образовании (юридическое, техническое, педагогическое, экономическое, медицинское, иное);

психологическим настроем на учебу (положительный, безразличный, отрицательный).

Данные обстоятельства накладывают определенный отпечаток на организацию учебного занятия со слушателями, его содержательную сторону; требуют от преподавательского состава наличия устойчивых навыков владения различными видами учебных занятий, методами их проведения, разнообразными походами к контролю за усвоением обучающимися учебного материала и способностями использовать такие закономерности при проектировании учебного процесса [6].

Сформировать и поддерживать высокий уровень профессиональных компетенций слушателей позволяет система преподавания дисциплины, ориентированная не только на формирование у обучающихся комплекса знаний, но и приобретение практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности. При этом целесообразно не отказываться от традиционных технологий и методов обучения, а, используя накопленный положительный опыт, дополнять их такими приемами и средствами, которые позволят раскрывать потенциал слушателей, а также внедрять имеющийся опыт в процесс разрешения проблемы, возникающей в профессиональной деятельности сотрудников полиции конкретной должностной и служебной категории. Учебный процесс по заочной форме ограничен временными условиями его реализации, т.е. короткими сроками обучения.

Это требует интенсификации учебного процесса, уплотнения учебного материала, целенаправленного отбора и обоснованного доведения до слушателей наиболее важных информационно-деятельностных тематических единиц. В связи с этим, наряду с традиционными лекциями, практическими занятиями и семинарами, наиболее эффективными для заочной формы обучения являются элементы образовательных технологий, в которых комбинируется характер взаимодействия «преподаватель – слушатель» с технологиями индивидуального и группового (коллективного) взаимодействия.

Управление познавательной деятельностью слушателя заочной формы обучения представляет собой индивидуальный процесс овладения учебным материалом под руководством преподавателя. Преподаватель должен быть организатором, руководителем и куратором обучающихся. Практика учебно-воспитательной работы со слушателями-заочниками, обучающимися в образовательных учреждениях системы МВД России, показала высокую результативность и эффективность таких форм проведения практических занятий, как анализ конкретной ситуации, деловая игра, «круглый стол» (с участием руководящего состава подразделений территориальных ОВД, расположенных в месте дислокации ведомственного вуза), моделированием ситуации [22].

Такие формы занятий приводят в действие интеллектуальные и эмоциональные силы слушателей, позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи. В ходе проведения занятий преподаватели стремятся не только преподнести учебный материал в соответствии со стандартами образования нового поколения, но и передать свой личный опыт, полученный в ходе прохождения службы в различных подразделениях ОВД.

Позитивно показало себя и проведение занятий с участием действующих сотрудников полиции, имеющий значительный опыт работы. Так, в ходе проведения занятия с использованием метода анализа конкретной ситуации, возникающей в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, решаются ситуационные задачи, моделирующие работу сотрудников полиции. При формулировании заданий преподаватели ориентируются на фабулы и алгоритмы действий сотрудников полиции в типовых и экстремальных ситуациях, результаты правоохранительной и судебной практики, анализ пробелов в правовом регулировании деятельности полиции, местные условия несения службы.

При этом обмен личным профессиональным опытом, происходящий под контролем преподавателя, способствует ускоренному решению наиболее важных вопросов и выработке оптимального решения в каждом конкретном случае. Еще одной формой формирования компетенций у слушателей заочной формы обучения является проведение научно-практических семинаров и круглых столов. Целью таких занятий являются, с одной стороны, приобретение слушателями-заочниками новых знаний, полученных в ходе обсуждения рассматриваемых проблем, изучение мнений и точки зрения ведущих специалистов, и, с другой стороны – выработка у слушателей умений и навыков вести диалог, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение, ориентирование слушателей на активный поиск путей и способов разрешения затрагиваемой проблемы, формирование стойкого интереса к изучаемому разделу блока, модуля. Они формируют у слушателей ряд общекультурных и профессиональных компетенций.

Для участия в таких занятиях приглашаются ведущие специалисты территориальных ОВД по профилю деятельности слушателей или их узкой специализации, представители прокуратуры, иных государственных или правоохранительных органов, сотрудники кафедр, учебных и научных подразделений, представители факультетов, отвечающих за организацию учебно-воспитательной работы со слушателями-заочниками [24].

В ходе занятия обсуждаются наиболее актуальные проблемы реализации служебных полномочий сотрудников полиции, вопросы правоприменения и устранения имеющихся в нем пробелов, практика внешнего и внутриведомственного взаимодействия, меры, повышающие эффективность соблюдения законности и дисциплины. Групповое обсуждение, как форма обмена мнениями и формирования аргументированных выводов, представляется преподавателем как цепочка, состоящая из последовательно соединенного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опровержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участников занятия о правильности того или иного суждения. Достижение целей занятия обеспечивается поддержанием постоянной обратной связи между преподавателем, участниками и слушателями.

В учебных группах применяется и деловые игры, которые сопровождаются составлением слушателями макетов служебных и процессуальных документов, а также занятия в виде учений. Безусловно, перечисленные выше виды активного обучения формируют у слушателей-заочников мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию; развивают у них способность самостоятельно решать профессиональные проблемы благодаря практикоориентированной направленности. Такие виды занятий являются своеобразным «полигоном», на котором слушатели-заочники могут развивать свои профессиональные компетенции в условиях, имитирующих служебные ситуации, вырабатывая при этом конкретные умения и навыки, поведенческую стратегию, которые смогут применять сразу же на практике в своей служебной деятельности.

Со своей стороны, преподаватель максимально приближает учебную деятельность к реальной профессиональной деятельности сотрудников ОВД, при этом избирательно применяя активные виды занятий для подготовки сотрудников конкретной должностной категории в соответствии с направлениями обучения, что позволяет эффективно, с учетом кратких сроков учебного процесса, сформировать совокупность различного вида компетенций будущих выпускников [25].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: