Средства и методы силовой подготовки сотрудников спец. подразделений




 

Профессия воина, является одной из самых древних и представляет собой сложную, динамичную деятельность, подразумевающую участие множества людей, вооружения и военной техники. Воинская деятельность специфична по своей структуре, целям, которые она преследует, мотивам, средствам, способам и приемам, внешним и внутренним условиям осуществления. Это обуславливает особенности этой профессиональной деятельности. В исследованиях, посвященных деятельности военнослужащих, показано, что наиболее полное и обобщенное представление о военной профессии, дает понятие «профессия офицера».

Профессия офицера рассматривается в данной работе как определенная профессиональная общность, как род трудовой деятельности, который требует от человека соответствующей военной и военно-специальной подготовки. «Профессия офицера – это ставшее делом жизни человека занятие по вооруженной защите Родины» [10].

Особенностями воинской деятельности военнослужащих занимались многие отечественные исследователи. Это труды Н.Н. Головина, К.И. Дружинина, М.И. Дьяченко, Т.Г. Егорова, Г.Д. Лукова, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко, Ю.П. Фролова, Г. Хаханьяна и других.

Но, с точки зрения военного профессионала, для данного исследования наибольший интерес вызывает офицер — специалист в области обеспечения связи. Специалист в данной области должен быть способен: длительное время выполнять свои обязанности без снижения их эффективности и качества во время несения боевого дежурства, производить установку в кратчайшие сроки мобильных пунктов связи, обеспечивать охрану и оборону места боевого дежурства и при любых условиях доставлять порученную ему информацию до адресата.

Обобщающим фактором для становления любого офицера в ходе процесса обучения в военном вузе является военная подготовка. Основа данной стороны обучения будущего офицера-инженера связи заложена в основном руководящем документе, которым руководствуются Вооруженные Силы Российской Федерации и другие силовые ведомства и структуры. Речь идет об Уставе, в соответствие с которым в перечень обязанностей офицера входит:

а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

б) исполнение должностных обязанностей;

в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;

г) участие в учениях;

д) выполнение приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);

е) прохождение военных сборов;

ж) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

з) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

и) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

к) участие в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения.

Данные обязанности в той или иной степени зависимы от физической подготовленности курсанта, являющейся результатом физической подготовки, который достигнут при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения и выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности [1].

Также физическая подготовка решает следующие задачи, распределенные по группам.

В первую группу включены задачи развития и совершенствования основных физических качеств: выносливости, быстроты, силы и ловкости.

Во вторую группу определены задачи укрепления здоровья и закаливания организма обучающихся, повышения уровня их устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

Третья группа задач объединяет в себе воспитание волевых качеств, таких как: решительность, смелость, выдержка, самообладание, находчивость, инициатива, упорство, настойчивость и др.

Первые три задачи по характеру представляется возможным обозначить как общие. Однако их решение не может полностью обеспечить готовность курсантов младших годов обучения к процессу выполнения служебной деятельности, так как этот процесс в значительной степени отличается от того, чем им приходилось заниматься до поступления в военный вуз. Следовательно, в настоящем исследовании нами будет рассматриваться четвертая группа задач дисциплины «физическая подготовка», которая предусматривает формирование специальных физических качеств и военно-прикладных навыков, которые являются профессионально-значимыми в конкретной служебной деятельности.

Однако, в военных вузах, готовящих специалистов рассматриваемого нами направления, упор при сдаче нормативов по физической подготовке идет на ряд стандартных упражнений из Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009), а именно упражнения № 1,2 («комплексы вольных упражнений»), 3 («подтягивания на перекладине»), 41 («бег на 100м»), 42 («челночный бег 10х10 м»), 46 («бег на 3 км»). При этом упражнения, имеющие специальную профессионально-значимую направленность, не входят в перечень выносимых на экзамен, играя при этом роль второстепенных упражнений, что приводит к пониженному вниманию курсантов к их совершенствованию.

К первой группе упражнений, имеющих специальную профессионально-значимую направленность нами отнесены военно-прикладные упражнения, которые формируют и совершенствуют конкретные навыки, к которым относятся: навыки в передвижении по пересеченной местности на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою [8].

Нами военно-прикладные качества будут рассматриваться в виде комплекса способностей курсанта, который сможет использовать их в служебно-профессиональной деятельности, при необходимости, которая может возникнуть в случае непосредственных боевых действий, а также учебных мероприятий в условиях, приближенных к боевым.

Такая позиция обоснована базовым перечнем профессиональных требований к выпускнику военного вуза по окончании обучения дисциплине «Физическая подготовка», которые предусматривают:

— возможность защитить себя от нападения, применять физическую силу в регламентированных законом пределах;

— применять организационные формы и средства профессионально-прикладной физической подготовки, а также общей физической подготовки;

-определять индивидуальный уровень развития своих физических качеств, владеть основными методами и способами направленного формирования качеств и регулирования физических нагрузок;

— применять знания особенностей функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием внешней среды [7].

На основании результатов анализа научно-педагогических и психологических источников, в которых описываются исследования в области физической подготовки и ее воздействия на становление будущего военного специалиста, следует выделить два главных направления профессионально-прикладной физической подготовки, актуальной для курсантов военного вуза, готовящего будущих специалистов в области обеспечения связи. Первое – это формирование знаний, умений и навыков военно-прикладного значения. Второе – использование средств и методов физической тренировки для развития специальных физических качеств, которые относятся ко второй группе рассматриваемых нами профессионально-значимых упражнений.

В соответствии с НФП-2009, специальные физические качества (СФК) являются важной составляющей физической готовности военнослужащего. СФК формируются в процессе занятий специальной физической подготовкой, совершенствованию которой посвящены исследования таких ведущих специалистов как Верхошанский Ю.В., Кузнецов В.В., Филин В.П., Чумаков Е.М. Этими авторами выделены основные направления теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Процесс изучения проблем тренировки специальных физических качеств в теории и методике физического воспитания предполагает учет особенностей профессиональной деятельности работника в условиях конкретного производства, организации, ведомства и др. Согласно проведенной специалистами систематизации профессиографических данных, выделены три группы деятельности: с высокой двигательной активностью, средней и малой (т. е. с признаками гиподинамии) [2]. С точки зрения данного исследования, интерес вызывают работы В.И. Ильинича, Р.Н. Макарова, Ю.Ф. Подлипняка, Р.Т. Раевского, которые погружаясь в тематику профессиональных особенностей в различных сферах деятельности, обращались к целенаправленному использованию средств и методов физической культуры и спорта для улучшения профессиональной деятельности обучаемых в различных направлениях труда.

В современных исследованиях, затрагивающих тематику специальной физической подготовки, выделены следующие задачи, решаемые в ходе формирования специальных физических качеств:

— целенаправленное развитие физических способностей, соответствующих определенной профессии;

— воспитание психических качеств (волевые, внимание, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость и др.), профессионально важных для конкретного вида деятельности;

— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков, связанных с особыми внешними условиями трудовой деятельности;

— развитие функциональной устойчивости организма к неблагоприятным факторам и специфическим условиям трудовой деятельности;

— получение специальных знаний для качественного применения в трудовой деятельности умений, навыков и качеств.

В системе военного образования исследование формирования специальных физических качеств, проходило в контрасте с рассмотрением процесса физической подготовки военного вуза в целом. Так, Лобзенко А.И. работая в области педагогических основ моделирования процесса физической подготовки в военном вузе, говорил о том, что необходимо формирование именно тех физических качеств, которые необходимы конкретной специальности выпускника, при этом физическая подготовленность должна обеспечивать профессиональную деятельность будущего офицера [5]. С данным утверждением соглашался и Падин О.К., который предложил использование программно-целевого подхода к организации профессионально-личностной физической подготовки курсантов военных вузов [9].

Предложенные исследования подтверждают мысль о том, что каждая специальность офицера соответствует определенным профессиональным знаниям, умениям и навыкам в области физической подготовки. Данное заключение совпадает с мнением ученых Е.А. Климова, Н.С. Лейтес, В.Л. Марищука, А.Т. Ростунова, В.Д. Щадрикова, что успешность профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных знаний, умений, навыков, качеств и требований профессии.

Структура профессиональной деятельности офицера — специалиста в области обеспечения связи является многообразной и сложной. Ее детерминация обособлена внутренними особенностями деятельности и разделением воинского труда, а также состоянием военно-технического потенциала страны.

Многообразие видов военно-профессиональной деятельности предъявляет специфические требования к будущему специалисту в определенной области. Для учета всех специфических требований, осуществляется построение моделей профессиональной деятельности офицера-инженера связи, где выделяются общие и специальные знания, умения и навыки, а также качества, необходимые в его деятельности [4]. Другим вариантом является проведение опроса экспертов, где профессиональными считаются только общие для любой специальности умения. Данный анализ может быть проведен путем выработки системы эталонных (модельных) требований к деятельности офицера-инженера связи определенного должностного ранга и конкретной специальности [9].

Проведя анализ профессиональной деятельности будущих офицеров-специалистов в области обеспечения связи, нами были выделены основные, связанные с его специальной физической подготовленностью качества и навыки. Этот процесс был осуществлен на основе подхода, определенного в работе Ю.А. Ленева [4], который выделял общие и специальные умения офицера войск связи.

Общие физические качества в военном вузе формируются в процессе обучения в соответствии с его программой. Для настоящего исследования интерес вызывают специальные физические качества и навыки, вследствие чего, были выделены три основных направления их формирования у курсантов младших годов обучения в военном вузе, готовящем будущих офицеров-инженеров связи.

Во-первых, это совокупность стабильного функционирования основных систем организма военнослужащего в процессе выполнения деятельности по работе с аппаратурой. Это предполагает длительное нахождение человека в малоподвижном состоянии, когда все внимание сосредоточено на сложной работе с данными, их приеме, передаче или обработке. Такой род деятельности сопряжен с гиподинамией, то есть со снижением нагрузки на мышцы и ограничением общей двигательной активности организма, что приводит к снижению афферентной импульсации от мышц (потока нервных импульсов), изменению кровообращения головного мозга, нарушению обменных процессов, которые неблагоприятно отражаются на тонусе центральной нервной системы. Как следствие, это приводит к рассеиванию внимания и снижению эффективности как умственной, так и физической деятельности [6].

Во-вторых, в различных учебно-боевых и боевых ситуациях, офицер-инженер связи сталкивается с проблемой транспортировки различного оборудования и обеспечивает установку передвижных станций связи в кратчайшие сроки, что предполагает его готовность к длительной силовой работе без снижения ее эффективности. Описание этого процесса выражено в таком понятии как силовая выносливость, т. е. способности мышц производить максимальное усилие в течение длительного времени, без существенной потери в силе мышечных сокращений [3].

В третьих, будущий офицер-инженер связи, как и любой другой военнослужащий, обязан выполнять поставленную перед ним задачу и свой воинский долг в любых условия, ни смотря, ни на какие преграды, что предполагает обязательное умение противостоять противнику в рукопашной схватке, способность преодолевать длительные расстояния по пересеченной местности с наличием искусственных и естественных препятствий в пешем порядке и на лыжах, а также водные преграды.

Заключение

 

Таким образом, сопоставив все рассмотренные нами исследования и сделанные заключения, мы пришли к выводу о том, что будущие офицеры – специалисты в области обеспечения связи, в первую очередь являются военнослужащими, от которых зависит обеспеченность данными, как малых, так и крупных военных подразделений. Это возлагает на них обязанности обеспечения, как собственной безопасности, так и безопасности тех данных, которыми они владеют. Следовательно, в любой момент и при любых обстоятельствах военнослужащим данной специализации могут потребоваться специальные физические качества и навыки, необходимые для своей защиты, передачи информации в случае неисправности техники, и связанные с преодолением длительных расстояний по пересеченной местности с возможным наличием водных преград. Формирование устойчивых специальных физических качеств и навыков, развитие готовности будущих офицеров — специалистов в области обеспечения связи к перечисленным испытаниям, важно достигнуть в процессе обучения в военном вузе.

Одной из основных проблем современного российского общества является проблема развития образования в нашей стране. Любой, кто в той или иной степени соприкасается с современной российской системой образования, видит ее плачевное состояние, ее несовершенство и ее неспособность решать сложнейшие задачи, которые ставит перед нашим обществом новое время. Здесь можно говорить и о пробелах в школьном образовании, и о попытках реформирования академической науки, и о многом-многом другом. Особо хотелось бы затронуть те проблемы, которые касаются современного отечественного гуманитарного образования и политики государства в этой области. Проблема еще состоит в особой зависимости гуманитарного образования от властных структур.

Власть всегда стремится здесь обосновать свою значимость и правомерность деятельности через научные изыскания. Отсюда вытекает проблема с методологией данной научной работы. Путь к поиску истины подменяется ссылками на авторитеты во власти.

Выход из этой ситуации предлагает ректор Московского университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, говоря, что сами Университеты должны усилить свое влияние на власть через подготовку в университетах управленцев высшего звена, а также через участие в экспертизе принимаемых государственных решений. Он пишет: «Мы не должны повторять ошибок советского времени, когда власть регулярно игнорировала или существенно ограничивала влияние науки и высшей школы на жизнь государства и общества. Но тогда была монополия одной идеологии. Важно, чтобы сейчас интересы науки и образования были приоритетными в государстве».

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"[Текст] // Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Текст] "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"

3. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. [Текст] - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.

4. Аршинник, С.П. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Ар- шинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. [Текст] –Т. 129. – № 11. – С. 19-27.

5. Баричуков, И. С. Физическая культура / И.С. Баричуков. [Текст] - М.: Академия, 2013. - 528 c.

6. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. [Текст] - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.

7. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. [Текст] - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 c.

8. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. [Текст] - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.

9. Васенин, Г. А. Нормирование двигательного режима у учащихся 11-13 лет в школе «полного дня» / Г.А. Васенин, Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. [Текст] –Т. 117. – № 11. – С. 15- 22.

10. Васенин, Г. А. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени / Г.А. Васенин, Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. [Текст] – Т. 120. – № 2. – С. 26-31.

11. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. [Текст] - М.: Советский спорт, 2015. - 172 c.

12. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров / под общ. Ред. В.Л. Мутко; Мин-во спорта РФ. [Текст] – М.: Советский спорт, 2014. –60 с. – 2-е изд. с измен. и доп. – М.: Спорт, 2016. – 208 с.

13. Германов, Г. Н. Теоретико-методические основы физкультурного образования: учеб. пособие для абитуриентов по профилю подготовки «Физкультурное образование» / Г.Н. Германов, М.Е. Ретюнских, Л.А. Буйлова [и др.]. [Текст] – Воронеж: Изд-во полиграф. центр «Научная книга», 2014. – 376 с.

14. Гурьев, С. В. Физическая культура: учебник для 5-7-х классов общеобразовательных учреждений / С.В. Гурьев. – 3-е изд. [Текст] – М.: Русское слово, 2014. – 174 с.

15. Демченко, С. В. Перспективные направления применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры / С.В. Демченко, А.Н. Корольков // Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации: материалы II международ. науч. - практ. конф. / Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, 25 марта 2016 г.. [Текст] – Орехово-Зуево, 2016. – С. 24-31.

16. Демченко, С. В. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий при обучении младших школьников технике прыжка в длину с места / С.В. Демченко, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. [Текст] – Т. 143. –№ 1. – С. 54-60.

17. Загревская, А. И. Физкультурно-спортивное образование студентов на основе кинезиологического подхода: монография. [Текст] – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 276 с.

18. Зеленков, М. Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение - часть). Учебное пособие / М.Ю. Зеленков. [Текст] - М.: МАИ, 2014. - 404 c.

19. Каинов А.Н. Мониторинг готовности общеобразовательного учреждения к внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. [Текст] – Т. 120. – № 2. – С. 60-63.

20. Коник А.А. Программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России / А.А. Коник // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2016. – № 4.[Текст] – С. 67-71.

21. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В.А. Маргазин.[Текст] - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 c.

22. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В.А. Маргазин. [Текст]- СПб.: СпецЛит, 2015. - 234 c

23. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в городе Москве и иным вопросам деятельности подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы учреждений спортивной направленности. //[Текст] М.: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2014.

24. Микрюков, В. Ю. Основы военной службы. Учебник / В.Ю. Микрюков.[Текст] - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 384 c.

25. Михайлов, Н. Г. Информационно-образовательное пространство как базовое условие модернизации подготовки научно-педагогических кадров в системе высшего физкультурного образования / Н.Г. Михайлов // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы IV науч.-практ. конф. с международ. участием. [Текст] – М., 2014. – С. 343-345.

26. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. [Текст] - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.

27. Никитушкин, В. Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. [Текст] – Воронеж: Элист, 2016. – 506 с.

28. Письменский, И. А. Физическая культура. Учебник / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. [Текст] - М.: Юрайт, 2014. - 494 c.

29. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. [Текст] - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.

30. Филимонов, А. А. Новые технологии на уроках физической культуры / А.А. Филимонов // Проблемы педагогики. – 2015. – № 3. [Текст] – С. 29-33.

31. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. [Текст] - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.

32. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. [Текст] - М.: Academia, 2014. - 480 c.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: