Определение потребительских предпочтений по отношению к лекарственным препаратам и их упаковке




 

Для определения потребительских предпочтений было проведено анкетирование 30 жителей г. Октябрьского РБ в возрасте от 18 до 70 лет женского и мужского пола (Приложение 2).

Обработка данных производилась в процентном отношении, и были получены следующие данные: для большинства на первом месте оказалась цена (77,8%); затем, по убывающей расположились форма выпуска (66,7%), материал упаковочной тары лекарственных средств (59,2%),срок хранения лекарственной формы (37,1%), количество единиц в упаковке (33,3%), и на последнем месте внешний вид упаковки (3,7%).

На рисунках 1-6 наглядно представлены результаты исследования.

 

Рисунок 1.

Влияние цены на потребительские свойства товара

 

Данные исследования показывают, что потребитель, в настоящий момент считает, что лекарственные средства неоправданно высокие (55,6%) и только 44,4% опрошенных считают цены – приемлемы.

 

Рисунок 2.

Влияние количества единиц лекарственного средства в упаковке

Данные исследования говорят о том, что 74,1% потребителей предпочитают лекарственные средства в мелкой расфасовке (по 10 таблеток), а 25,9% - упакованные в одно целое (по 100 таблеток).

Рисунок 3.

Влияние материала упаковочной тары лекарственных средств на потребительские предпочтения потребителей

Данные исследования говорят о том, что 51,9% потребителей предпочитают лекарственные средства в упаковке из пластмассы, 44,4% - упакованные в бумажную или полиэтиленовую конвалюту, а 3,7% - в стеклопосуду.

Рисунок 4.

Влияние художественного оформления упаковки лекарственных средств на потребительские предпочтения

Данные исследования говорят о том, что 37% потребителей обращают внимание на художественное оформление упаковки лекарственного средства, 33,3% - не обращают внимание, а 29,7% - не всегда обращают внимание.

 

Рисунок 5.

Влияние удобства дозирования ЛС на потребительские предпочтения

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов (81,5%) предпочитают применять лекарственные средства, которые употребляются один раз в день, а для 18,5% респондентов количество приемов лекарственного средства не имеет значение.

 

Рисунок 6.

Влияние сроков хранения ЛС на потребительские предпочтения

Данные исследования показывают, что для 14,8% опрошенных важно, чтобы ЛС хранились до 5-ти лет, для 18,5% - срок хранения не имеет значения, для 22,2% - до 1-го года, а для 44,4% - до 3-х лет.

ВЫВОД

Товар – сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупности многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства товара, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Поэтому нельзя недооценивать роль потребительской упаковки в продвижении товара, так как она является «языком» товара.

После покупки упаковка должна подтвердить потребителю правильность сделанного выбора, свидетельствовать и сочетаться с качественными характеристиками товара, оправдывать эргономическую приспособленность к остальным требованиям упаковки.

В процессе анализа коньюктуры рынка особое место отводится изучению покупательских требований и предпочтений. Нам удалось выяснить, что главным требованием для потребителя является соотношение цены изделия и полезного эффекта его использования. Затем, по убывающей расположились форма выпуска, материал упаковочной тары лекарственных средств, срок хранения и количество единиц в упаковке. Менее важными оказались специфические требования: внешний вид упаковки лекарственных препаратов.

Гипотеза исследования о том, что материал и внешний видупаковочной тары лекарственных средств влияют на предпочтения покупателей подтвердилась.

Таким образом, установленные в результате исследования критерии формирования потребительского выбора лекарственных средств позволяют оценить качество продукции с позиции покупателя, выявить и обобщить основные характеристики, которые формируют мнение покупателя лекарственных средств, рационально организовать разработку, производство, и сбыт фармацевтической продукции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая, курсовую работу можно отметить следующее:

Роль упаковки в современном мире стоит далеко не на последнем месте, будь то пищевые продукты или лекарства. Что касается упаковки лекарственных средств, то существует два вида упаковки, это первичная и вторичная упаковка.

Наружная или первичная упаковка препарата должна:

• обеспечивать защиту продукции от неблагоприятного воздействия внешней среды;

• сохранять герметичность лекарственных средств во время хранения и перевозки;

• препятствовать проникновению загрязнений и микробов;

• предохранять содержимое от механических повреждений и выполнять ряд других, не менее значимых функций.

Вторичная упаковка предназначена для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта.

Удобство и практичность характеризуют эксплуатационную функцию тары, последняя должна оказывать конкретные полезные услуги человеку, использующему приобретенный товар. Необходимо, например, чтобы тара достаточно легко открывалась, позволяя потребителю многократно использовать продукт и, если это необходимо, надежно закрывалась, для того, чтобы часть продукта могла быть сохранена для повторного использования. В отдельных случаях необходимо, чтобы упаковка отмеряла дозированное количество продукта. Стерильные товары, напротив, должны иметь более сложное устройство, с тем, чтобы исключить случайное вскрытие. Удобной считается упаковка, рассчитанная на неподготовленного потребителя, предпочтительно, чтобы она была легко понятной потребителю даже без подробной инструкции. Требование "практичности" означает наличие особых преимуществ данной упаковки, например, с точки зрения ее доставки и реализации. Практичность обеспечивается специальной конструкцией тары (наличие ручек, выступов, вырезов, углублений и т.п.), позволяющей решать конкретные задачи (доступа, сборки, перемещения и др. операций) и простотой ее подготовки для использования продавцом и потребителем.

Медицинские препараты, как и любая другая продукция, нуждаются в рекламе. Фармацевтика продвигается на телеэкранах, плакатах и в Интернете, однако самой важной составляющей успешных продаж является упаковка для лекарств. Действительно, даже обычные микстуры и таблетки выглядят гораздо более привлекательными в ярко оформленных тематических коробочках.

Эстетичность (дизайн) упаковки – это привлекательный внешний вид; оптимальная форма, выигрышная цветовая гамма, удобная для потребителя расфасовка. При наличии близких по качеству конкурентоспособных товаров покупатель часто делает выбор, исходя из внешнего вида, и упаковка становится, таким образом, «немой рекламой» товара. Безукоризненный дизайн и удачное цветовое решение, элегантность и изящество упаковки, простота реализации художественного оформления при минимальных затратах – важные требования при разработке упаковки для конкретной продукции. В настоящее время такие качества, как простота и мгновенная узнаваемость, делают упаковку неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с посл. изм. и доп. от 17 июня 2013 г. №119-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1, ст. 1.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 14 декабря 2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств"

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения"

4. Приказ Минздрава РФ от 12 апреля 2008 г. № 309 "Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций"

5. Приказ МЗ РФ 23 августа 2010 г. № 706 "Об утверждении правил хранения лекарственных средств"

Специальная литература:

6. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации: учебник / В.Л. Багирова. - М.: ОАО «Издательства «Медицина», 2011. – 720 с.

7. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия / В.Г. Беликов. - М.: Медицина, 2012. – 260 с.

8. Дорофеева В.В. Организация торгового зала аптеки / В.В. Дорофеева. - М., 2010. – 167 с.

9. Жиряков В.Г. Безопасность лекарств: от контроля – к обеспечению качества / В.Г. Жиряков. - М.: Медицина, 2010. – 388 с.

10. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение / О.А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 316 с.

11. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов / А.С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 429 с.

12. Гацура В.В. Методы первичного фармакологического исследования биологически активных веществ / В.В. Гацура. - М.: Медицина, 2014. – 256 с.

13. Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 283 с.;

14. Карева Н.Н. Анализ нормативной базы, регулирующей правила хранения лекарственных средств / Н.Н. Карева. - СПб., - 2008. - 469 с.

15. Колипова Ю.С. Введение в правила организации хранения лекарственных средств / Ю.С. Колипова. - М.: Медицина, 2010. – 146 с.

16. Костик И.Э. Важнейшие элементы системы сохранения качества лекарств / И.Э. Костик. - СПб.: Изд-во СПХФА, 2008. - 410 с.

17. Лоскутова Е.Е. Учебник: Управление экономикой фармации / Е.Е. Лоскутова. - М.: Академия, 2008. – 258 с.

18. Машковский М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М.: Медицина, 2010. – 345 с.

19. Мелентьева Г.А. Фармацевтическая химия / Г.А. Мелентьева. - М.: Медицина, 2013. – 419 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: