Реферат, написанный студентом, но не прошедший публичную защиту и коллективное обсуждение в студенческой группе, не может считаться полностью завершенной самостоятельной научной работой, ибо выпадает такая важная дидактическая часть научной работы, как развитие у студента умения кратко и доказательно устно излагать суть реферата, аргументировано отстаивать выводы своей научной работы при публичной её защите.
В процессе устной защиты своего доклада по реферату студенты развивают навыки владения речью, общения с аудиторией, а также умение грамотно, научно, тактично, аргументированно доказывать свою мысль, отстаивать свои взгляды, убеждения. Это происходит в процессе проявления ими при защите реферата уровня своих знаний по исследуемой проблеме, логики анализа и находчивости, когда докладчик выслушивает рецензии своих оппонентов, а затем отвечает на их и других студентов группы вопросы, соглашаясь или доказательно отвергая их замечания и поправки.
Для студентов важно знать примерный срок не только написания, но и защиты реферата, а также, кто из сокурсников будет у каждого из них официальным оппонентом (рецензентом). Поэтому преподаватель каждому из студентов и их оппонентам (рецензентам) в начале семестра указывает конкретную дату выступлений и докладчиков, и их оппонентов (рецензентов).
Устная защита студентом своего аналитического реферата, как и его написание, также требуют серьёзной подготовительной работы.
На выступление докладчику дается примерно 10–15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата), согласно его структуры, и, стоя перед часами, 3–4 раза репетирует, устно пересказывая своё будущее выступление на семинарском занятии, стремясь уложиться в отведённое время и отобрать для доклада только те факты и выводы, которые наиболее хорошо воспримутся слушающей аудиторией и качественно отобразят высокий уровень аналитических исследовательских параметров его реферата.
|
Задача научного руководителя в том, чтобы студент ясно осознал следующее: цель устного доклада по реферату показать в кратком, логическом, аргументированном и ораторски красивом выступлении свои способности к аналитическому мышлению и кратко, но максимально полно и доказательно излагать содержание своего реферата.
Основной задачей устного выступления докладчика является не стремление студента максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: "Как называется реферат?" Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во "Введении" (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Как называется глава и в чём, как, какими примерами отдельные её положения аргументируются (из перечня названных обобщений и утверждений автора) и к какому выводу в конце главы пришёл автор (эти вопросы касаются и других глав)? К какому общему выводу (выводам) пришёл автор в разделе "Заключение", обобщив материалы и выводы глав, и какие практические рекомендации следуют из его работы? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – "Литература").
|
Так, автор рефератов при защите может воспользоваться следующим примером устного изложения своего материала:
"Тема моего реферата " ___________" (называет тему).
"Его структура состоит из: введения, главы 1-й (называет её), главы 2-й (называет её), заключения, списка использованной литературы и приложения (если есть)".
Затем докладчик кратко с примерами по главам рассказывает, стремясь ответить на вопрос: "О чём и как кратко говорится в каждом разделе структуры реферата?".
"Во Введении я обосновал актуальность взятой проблемы. Она состоит в.... В настоящее время она является одной из сложнейших (спорных, интересных) в виду того, что... (раскрыть почему?). Исходя из вышеизложенного, во введении главной целью научного исследования определил (используются слова типа исследовать, проанализировать, изучить и т. п.)....., Задачами реферата являются....(главы реферата есть его задачи).
В главе 1 "_________________" главной целью я поставил(а).... При её раскрытии я исходил //а// из следующих задач:... (перечисляете). Так, в данной главе рассмотрена/ы/ проблема/ы/..., которую (ые) на основе следующих...фактов (аргументов, процессов, явлений, обобщений и т. п.) я разрешил(а) следующим образом...".
Студент, перечислив микропроблемы главы, в устном своём выступлении два – три из них подтверждает примерами, каким образом или на основании каких аргументов он сформировал свою точку зрения.
|
В устном выступлении студент вправе использовать и иные методы краткого освещения содержания главы, характеризующие качество его аналитических способностей, например:
"Повышенное внимание вызвала и такая проблема, как... Опираясь на... (называет аргумент/ы/), я пришел(шла) к выводу, что...
В этой главе меня заинтересовал и такой вопрос, как...
После обобщения ряда фактов, документов..., а также высказываний, например ученых Виленского М.Я, Ильинича В.И., Суслоса Ф.П., которые изложены ими в ряде работ (или в работе)..., я пришел/шла/ к выводу/ам/...".
В конце рассуждения по первому основному вопросу плана (по главе реферата) докладчик делает вывод примерно следующими словами:
"В целом же" или "Из вышесказанного следует...", или "Таким образом, из вышеприведённого анализа вытекает, что..." вывод по первой главе заключается в том, что...." или "В итоге, автор исследования пришел (пришла) к следующему выводу....".
После этого он переходит к аналитическому освещению таким же образом второй главы реферата, где в процессе повествования следует вновь следующий порядок:
- назвать цель и задачи главы;
- перечислить её наиболее важные и интересные, с точки зрения автора, им исследованные научные проблемы;
- аргументировать две – три из них наиболее яркими, весомыми фактами, доказательствами;
- в конце краткой характеристики содержания главы назвать вывод(ы) данной главы.
Вместе с тем, если в тексте основные проблемы главы автор реферата перечисляет и анализирует в целом, то выводы по ним он вправе озвучить после их единичного перечисления или в конце главы через их обобщение.
Раздел реферата "Заключение" есть обобщение выводов, которые были сделаны ранее по главам. В данном разделе реферата студент говорит:
" В процессе исследования проблем темы "________" я в заключение пришел к следующим выводам:...
Они позволили мне сформулировать некоторые практические рекомендации, например:...."
Докладчик, завершая устное поструктурное изложение, характеристику аналитической сущности своего реферата, в конце своего выступления даёт краткое описание использованных источников, называя и характеризуя использованные источники:
"Список использованной литературы состоит из ___ количества работ. Из них __ (количество) первоисточников, в том числе из __ монографий, __ статей из научных сборников и журналов".
Заключение в реферате студента должно соответствовать поставленным во "Введении" целям и задачам, сущности текстового анализа и выводам каждой главы реферата.
Высшим эталоном заключения является наличие во второй его части предложений по практическому внедрению, с точки зрения автора реферата, целесообразных задач и конкретных мероприятий по улучшению или активизации созидательных процессов по теме реферата.
Очень желательно, чтоб дома, готовясь к публичной защите реферата, каждый студент, засекая время устно вслух 3–4 раза, отрепетировал свое устное выступление с докладом, отрабатывая дикцию, тембр голоса, определил бы манеру своего выступления и стремился, при этом, уложиться по времени своего будущего выступления за 10 минут доклада о своём реферате, лишь изредка заглядывая в текст, не читая весь текст подряд.