Преподаватель, с целью повышения качества потенциальных знаний и профессиональных возможностей докладчика и роста умений, активности у студентов группы, назначает каждому докладчику официального рецензента, который к сроку публичной защиты реферата обязан ознакомиться с рефератом и написать письменную рецензию, а во время устного выступления докладчика он же выступает в качестве официального оппонента.
Рецензия – письменная характеристика реферата, целью которой является его критический разбор.
Оппонирование – устное выступление с анализом выносимого на публичную устную защиту краткого доклада по выполненному ранее реферату.
Официальный рецензент (см. прил. 5) обязан в своем выступлении аргументировано и уважительно к докладчику (автору реферата) раскрыть следующие параметры:
- подчеркнуть все положительные моменты, которые его привлекли, заинтересовали методом и сущностью анализа, выводами, цифрами, фактами, грамотностью и оформлением реферата;
- отметить явления, факты, которые недостаточно или совсем не рассмотрены в реферате, отчего, по мнению рецензента (оппонента), докладчик неполно раскрыл поставленную им во введении цель или задачи;
- высказать несогласие (если есть) с теми фактами, выводами, которые не вытекают из текста реферата или неверно, с точки зрения рецензента, аргументированы, обобщены;
- констатировать позитивный или негативный аспект как грамотности написания, так и научного оформления текста, ссылок, списка литературы;
- выразить свою интерпретацию отдельных вопросов, проблем реферата или дополнить работу докладчика упущенной проблемой;
- дать в целом оценку о реферате и его устной защите автором.
Оппонент, помимо озвучивания своей письменной рецензии (см. прил. 6) на реферат докладчика, во второй части своего устного выступления кратко представляет следующее:
|
Таким образом, процесс публичной устной защиты неотъемлемая часть отчёта студентов о самостоятельной научной работе в форме реферата, развивающая у них практические навыки его устного представления перед аудиторией и способствующая развитию у него ораторского искусства, а также умение научно рецензировать рефераты и затем устно выступать в качестве оппонентов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерный перечень тем рефератов
1 курс – первый семестр
Тема 1. Физическая культура личности.
Тема 2. Двигательная активность как важнейший фактор
взаимодействия организма человека с внешней средой.
Тема 3. Физическая культура и здоровый образ жизни.
Тема 4. Физическая культура как средство сохранения и
укрепления здоровья людей.
Тема 5. Система физического воспитания в стране.
Тема 6. Физическое воспитание в ВУЗе – неотъемлемая часть
обучения и воспитания в системе народного образования.
Тема 7. Система физического воспитания в ВУЗах страны.
Тема 8. Цель и задачи физического воспитания студентов.
Тема 9. Программа курса физического воспитания в ВУЗе.
Тема 10. Основные положения организации физического
воспитания в ВУЗе.
Тема 11. Физическая культура как учебная дисциплина высшего и профессионального образования и целостного развития личности.
Тема 12. Формы физического воспитания студентов.
Тема 13. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в основном учебном отделении в ВУЗе.
|
Тема 14. Организация и содержание учено-воспитательного процесса в спортивном отделении ВУЗа.
Тема 15. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальном учебном отделении ВУЗа.
Тема 16. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки студентов в ВУЗе.
Тема 17. Спортивный клуб и содержание его работы.
Тема 18. Физическая культура в древнем мире.
Тема 19. Физическая культура в среднем веке.
Тема 20. Физическая культура и спорт в новой истории.
Тема 21. Физическая культура в России с древнейших времен до VI11 в.
Тема 22. Физическая культура и спорт в Российской империи.
Тема 23. Физическая культура и спорт в СССР.
Тема 24. Физическая культура и спорт в Российской Федерации
Тема 25. История международного спортивного движения. Идейно-педагогические основы спорта.
Тема 26. Создание международных спортивных объединений.
Тема 27. Спортивное движение после второй мировой войны.
Тема 28. Культура двигательной деятельности, физически активный образ жизни человека в современном обществе.
Тема 29. Спорт в современном обществе.
Тема 30. Спортивная ориентация и отбор.
Тема 31. Физическое воспитание взрослого населения.
Тема 32. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
Тема33. Умственное воспитание в процессе занятий физическими упражнениями.
Тема34. Связь физического воспитания с эстетическим воспитанием.
Тема35. Педагогический контроль в процессе физического воспитания.
Тема36. Врачебный контроль в процессе физического воспитания.
|
Курс — второй семестр
Тема 1. Принципы системы физического воспитания.
Тема 2. Средства физического воспитания.
Тема 3. Методы физического воспитания.
Тема 4. Формы занятий физическими упражнениями.
Тема 5. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям.
Тема 6. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
Тема 7. Методические принципы физического воспитания:
• принцип сознательности и активности;
• принцип наглядности;
• принцип доступности и индивидуализации;
Тема 8. Методические принципы физического воспитания:
•принцип систематичности;
•принцип прогрессирования;
Тема 9. Основы обучения движениям.
Тема 10. Содержание спортивной тренировки.
Тема 11. Задачи общей физической подготовки.
Тема 12. Задачи специальной физической подготовки.
Тема 13. Средства спортивной тренировки.
Тема 14. Методы спортивной тренировки.
Тема 15. Закономерности спортивной тренировки:
•направленность к высшим достижениям;
•единство общей и специальной физической подготовки;
•непрерывность тренировочного процесса.
Тема 16. Закономерности спортивной тренировки:
•постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований;
•волнообразное изменение тренировочных нагрузок;
•цикличность тренировочного процесса.
Тема17. Круговая тренировка как метод обобщённого воздействия на физическую подготовку студентов.
Тема 18. Методика составления индивидуальных программ
физического самовоспитания и занятий с оздоровительной
рекреационной восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.)
Тема 19. Методика составления и проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями гигиенической и
тренировочной направленности.
Тема 20. Занятия физической культурой и спортом как фактор
повышения устойчивости организма человека к различным
раздражителям.
Тема 21. Развитие физических качеств в процессе физического
воспитания: сила.
Тема 22. Развитие физических качеств в процессе физического
воспитания: быстрота.
Тема 23. Развитие физических качеств в процессе физического
воспитания: выносливость.
Тема 24. Развитие физических качеств в процессе физического
воспитания: ловкость и гибкость.
Тема 25. Использование средств физической культуры для
оптимизации работоспособности студентов.
Тема 26. Воздействие двигательной активности на здоровье и
работоспособность студентов.
Тема 27. Факторы, определяющие динамику работоспособности
студентов в учебном году.
Тема 28. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
Тема 29. Особенности использования учебных занятий по
физическому воспитанию в специальном учебном отделении.
Тема 30. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности студента.
Тема 31. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального состояния студентов в период
экзаменационной сессии.
Тема 32. Рациональное использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
Тема 33. Основные формы самостоятельных занятий студентов
физической культурой.
Тема 34. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Тема 35. Организация учебных занятий по видам спорта на спортивном отделении ВУЗа (указать вид спорта).
Тема 36. Роль подвижных игр в процессе физического воспитания.
2 курс – первый семестр
Тема 1. Методы контроля для оценки физического развития человека.
Тема 2. Методы контроля для оценки функционального состояния человека.
Тема3. Методы контроля для оценки физической подготовленности человека.
Тема 4. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
Тема 5. Основные положения методики закаливания.
Тема6. Профилактика утомления средствами физической культуры.
Тема 7. Цель и задачи производственной физической культуры.
Тема 8. Гигиена физической культуры и спорта: закаливание, личная гигиена, рациональное питание, психогигиена, восстановительные средства.
Тема 9. Гигиена спортивных сооружений.
Тема10. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов.
Тема11. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Тема 12. Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений.
Тема 13. Физиологическое действие массажа.
Тема 14. Лечебный массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Тема 15. Основы методики самомассажа.
Тема 16. Гигиеническое значение массажа и самомассажа.
Тема17. Профилактика спортивного травматизма.
Тема18. Общие основы лечебной физической культуры
Тема19. ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
Тема20. ЛФК при заболеваниях суставов.
Тема21. Корригирующая гимнастика для глаз.
Тема 22. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности и послеродовом периоде.
Тема 23. ЛФК при повреждениях кисти и стопы.
Тема24. ЛФК при некоторых деформациях опорно-двигательного аппарата и дефектах осанки.
Тема 25. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
Тема26. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов.
Тема27. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
Тема 28. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля (бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, национальная экономика, юриспруденция, таможенное дело).
Тема29. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста.
Тема30. Социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе.
Тема31. Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте.
Тема32. Социологические методы изучения физической культуры и спорта.
Тема33. Физическая культура и спорт в системе социально-культурных ценностей.
Тема34. Социальные ценности и нормы в спорте, этика спорта. Спорт как социальный институт. Спорт и политика.
Тема 35. Отношение к физической культуре и спорту социально-демографических групп населения, факторы их формирования.
Тема36. Мотивация и стимулирование занятий физической культурой и спортом.
Тема37. Организация валеологической службы (диагностика, выбор оздоровительной технологии, коррекция здоровья, прогноз оздоровления).
Тема 38. Формы, методы и средства валеологии, направленные на улучшение физического, психического, социального и сексуального здоровья людей различного пола и возраста.
Тема39. Роль средств физической культуры в совершенствовании организма человека.
Тема 40. Утомление при умственной и физической деятельности человека.
Тема41 Значение занятий физическими упражнениями на открытом воздухе.
Тема 42. Значение утренней гигиенической гимнастики.
Тема43. Двигательный режим в период экзаменационной сессии и напряжённых умственных нагрузок.
Тема 44. Воздействие направленной физической тренировки на совершенствование отдельных систем организма.
2 курс – второй семестр
Тема 1. Влияние гиподинамии и гипокинезии на организм человека.
Тема 2. Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональной деятельности.
Тема 3. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.
Тема 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как разновидность специальной физической подготовки.
Тема 5. Организация, формы и средства ППФП в ВУЗе.
Тема 6. Влияние условий и характера труда специалиста на содержание ППФП студентов экономического (юридического) факультета.
Тема 7. Средства и формы самостоятельных занятий с элементами
ППФП.
Тема 8. Профилактика профессиональных заболеваний и
травматизма средствами физической культуры.
Тема 9. Оздоровительные системы физических упражнений.
Тема 10. Современные популярные системы физических упражнений.
Тема 11. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.
Тема 12. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под воздействием
направленной физической тренировки.
Тема 13. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и
устойчивости организма человека к различным условиям внешней
среды.
Тема 14. Общие основы психологии физического воспитания и спорта.
Тема 15. Психологическое значение возрастно-половых факторов в физическом воспитании.
Тема 16. Психологические основы обучения, воспитания и
спортивного совершенствования.
Тема 17. Развитие психомоторных и познавательных способностей
эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания.
Тема 18. Влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности и коллектива (команды), методы его изучения и коррекции.
Тема 19. Психорегуляция, спортивная психодиагностика.
Тема 20. Анализ функциональной и физической подготовленности
студентов экономического (юридического) факультетов (1-2 курс).
Тема 21. Меры, способствующие ускорению восстановления после физических нагрузок.
Тема 22. Здоровье, физическая подготовленность и организация
двигательного режима в связи с особенностями возрастных изменений организма человека.
Тема23. Рациональное питание и использование восстановительных мероприятий при повышенных физических и умственных нагрузках. Контроль за весом тела.
Тема 24. Методика составления комплексов в различных видах
производственной гимнастики.
Тема 25. Круговая тренировка в домашних условиях.
Тема 26. Гигиенические основы закаливания.
Тема 27. Педагогические требования к физическому воспитанию детей в семье.
Тема 28. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Тема 29. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Тема 30. Современные представления о красивой фигуре и пропорциях тела.
Тема 31. Методика корригирующей гимнастики, направленной на исправление дефектов фигуры.
Тема 32. Особенности занятий физическими упражнениями с
женщинами.
Тема 33. Физическая культура студентки – будущей матери.
Тема 34. Система природного оздоровления и закаливания
П.К.Иванова.
Тема 35. Основы лечебного массажа.
Тема 36. Государственные и общественные структуры управления физической культурой и спортом. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений.
Тема 37. Правовые, организационные, материально-технические и финансовые основы менеджмента и предпринимательства в сфере физической культуры и спорта. Любительский и профессиональный спорт.
3 курс – первый семестр
Тема 1. Определение понятий «система физического воспитания», «физическая культура», «физическое развитие», «спорт».
Тема 2. Физическая культура личности.
Тема 3. Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья, физического и спортивного совершенствования.
Тема 4. Цель и задачи физического воспитания.
Тема 5. Профессиональная направленность физического воспитания.
Тема 6. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.
Тема 7. Функциональная система организма.
Тема 8. Физиологические системы организма.
Тема 9. Функционирования организма спортсмена в процессе мышечной работы.
Тема 10. Характеристика механизма энергопродукции при мышечной деятельности.
Тема 11. Определение понятия «техника физического упражнения».
Тема 12. Определение понятия «стандартная техника», ее разновидности.
Тема 13. Основа техники физического упражнения.
Тема 14. Детали техники физического упражнения.
Тема 15. Фазы техники физического упражнения, их характеристика.
Тема 16. Характеристика подготовительной, основной и заключительной фазы физического упражнения.
Тема 17. Пространственные характеристики физического упражнения.
Тема 18. Временные характеристики физического упражнения.
Тема 19. Пространственно- временные характеристики физического упражнения.
Тема 20. Динамические характеристики физического упражнения.
Тема 21. Характеристика ближайшего (следового) и кумулятивного эффекта упражнений.
Тема 22. Характеристика фаз относительной нормализации, суперкомпенсаторной фазы, редукционной фазы.
Тема 23. Средства физического воспитания.
Тема 24. Понятие и сущность физического упражнения.
Тема 25. Характеристика структуры физического упражнения.
Тема 26. Оздоровительная сила природы, её характеристика.
Тема 27. Гигиенические факторы, их характеристика.
Тема 28. Классификация физических упражнений.
Тема 29. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
Тема 30. Естественно – научные основы физической культуры и спорта.
3 курс – второй семестр
Тема 1. Принцип целостности организма и его единства с окружающей средой.
Тема 2. Само регуляция и самосовершенствование организма.
Тема 3. Общее представление о строении тела человека.
Тема 4. Перечислите виды тканей организма и их свойства общего и специфического характера.
Тема 5. Физиологическая классификация физических упражнений.
Тема 6. Принципы обучения двигательным действиям.
Тема 7. Методы обучения двигательным действиям.
Тема 8. Этапы обучения двигательным действиям.
Тема 9. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.
Тема 10. Понятие – «здоровье». Его содержание и критерии.
Тема 11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.
Тема 12. Основные понятия и закономерности развития физических качеств.
Тема 13. Физическое качество – сила, его развитие.
Тема 14. Физическое качество – выносливость, его развитие.
Тема 15. Физическое качество – ловкость, его развитие.
Тема 16. Физическое качество – быстрота, его развитие.
Тема 17. Физическое качество – гибкость, его развитие.
Тема 18. Развитие средствами физической подготовки специальных качеств
Тема 19. Приемы преодоления препятствий, их характеристика
Тема 20. Предупреждения травматизма на занятиях по физической подготовке.
Тема 21. Характеристика техники выполнения страховки и само страховки
Тема 22. Характеристика техники лыжных ходов.
Тема 23. Характеристика и содержания лыжной подготовки.
Подготовка лыжного инвентаря, уход за ним и его сбережение.
Тема 24. Характеристика техники подъемов, спусков, поворотов и торможений в лыжной подготовке.
Тема 25. Характеристика техники старта и стартового разгона при беге на короткие дистанции.
Тема 26. Характеристика техники бега на длинные дистанции.
Тема 27. Особенности подготовки к марш-броску.
Тема 28. Утренняя физическая зарядка, ее характеристика.
Тема 29. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений.
Приложение 2