Так мало-помалу успокаивая ум, вы на каждом шагу уменьшаете страдание. Пока существуют санкхары, будет существовать и дуккха. Как сказано в суттах: «Все обусловленные феномены (т.е. санкхары) страдательны» (например, AН 3:136). Я не знаю, что вы чувствуете сейчас, но знаю, что это дуккха. Если даже вы испытываете прилив вдохновения от чтения, это всё равно дуккха. Всё страдательно. Если же вы можете всё это успокоить, то исчезает и страдание. По мере того, как всё исчезает и испаряется, шаг за шагом вы получаете всё больше веры и мудрости.
Дело не в том, что вы начинаете практиковать, имея много веры, но с малой мудростью, а заканчиваете с горой мудрости, но почти без веры. Скорее, они растут вместе. По мере того, как вы обретаете веру и уверенность на данном пути, накапливаются понимания, а по мере увеличения мудрости, вера становится всё больше и больше. Когда вы достигаете просветления, уверенность становится абсолютно непоколебимой.
Но многие люди не имеют даже немного веры, поскольку у большинства из них слишком много «пыли в глазах», как метафорически об этом говорится в суттах (к примеру, МН 26.21). Это особенно верно в наше время, когда люди чрезмерно потакают и наслаждаются мирскими вещами. Им очень сложно понять сабба-санкхара-саматха, успокоить желания и всё то, что создано желаниями, то есть успокоить самсару. Им трудно осознать, что стремиться нужно именно к этому. Но те, кто достаточно спокойны, у кого пыли в глазах лишь немного, могут понять, что это – единственный путь к счастью и свободе. Не вступая на этот путь, вы бесконечно суетитесь, устаёте, разочаровываетесь, выполняете непосильный труд, переживаете проблемы – не только лишь в одной жизни, а жизнь за жизнью, вечность за вечностью. Будда говорил, что «слёз, которых вы пролили, больше, чем воды в четырёх великих океанах» (СН 15:3). «Вы умирали так много раз, что если сложить все ваши кости, получилась бы груда высотой с гору» (СН 15:10). «Крови, что вы пролили, когда вам отрубали головы по мере ваших блужданий и скитаний, больше, чем воды в четырёх великих океанах» (СН 15:13). Это должно дать вам ощущение ниббиды – отторжения и раз-очарования — ко всему процессу потенциально бесконечного страдания.
|
К счастью, выход есть. Практикуя, вы понемногу продвигаетесь по этому пути, и ваша уверенность крепнет. Помните, что всё это для того, чтобы умиротворить ощущения, успокоить их. Поставьте охрану на каждой стадии медитации. Не обманывайтесь, думая, что отпустить – означает позволить воображению укатиться или спать столько, сколько захотите. Неделание это также и сдержанность, охрана, защита. Лучшие охранники в ночных клубах должны там и оставаться – им даже не нужно что-то делать, достаточно одного их присутствия, чтобы сдерживать всякую шпану. Всё, что вам нужно, это иметь осознанность – сильную, мудрую, защищающую и заботливую – и нежелательные состояния ума не будут иметь даже шанса на возникновение. В то же время, мало-помалу, ваша вера и мудрость будут расти, так же как и ваше ощущение мира и свободы. Вы поймёте, что такой путь и глубокие медитации ведут к ниббане.
Нет такой вещи, как медитация прозрения без джханы. Нет другого способа, кроме восьмеричного пути. Только отпускание, успокаивание санкхар и переживание результатов – джхан. По мере того, как вы испытываете джхану всё больше и больше, в конечном счёте, вы успокаиваете каждую прошлую санкхару, и в процессе всего этого вы отказываетесь от ложного чувства себя и своего бесконечного блуждания по сансаре. Вы оставили все страдания и стремитесь к ниббане. Вот каким образом появляется прозрение от успокоения ума. Это то, что мы делаем, и в этом весь буддизм.
|
Когда вам хочется быть прямо здесь и прямо сейчас, вы формируете свободу. Вы практикуете третью благородную истину – прекращение жажды и остановку делателя. Это очень мощная стратегия: где бы вы ни были и что бы вы ни делали, просто спросите себя: «Хочу ли я быть здесь или хочу быть где-то ещё?». Отвечая, что хотите быть где-то ещё, каждый раз вы создаете дуккху. Это попросту лишь вторая благородная истина Будды. Каждый раз, думая: «Я счастлив находиться здесь», вы прекращаете некоторые из грубых проявлений страдания. Вы следуете учению Будды и третьей благородной истине.
Удивительно, чему вас может научить момент «здесь и сейчас», когда вы наполнены этим моментом. Мой опыт показывает, что из-за простого сидения и желания быть здесь, нимитта – этот прекрасный старый друг – приходит сразу же лишь потому, что ум неподвижен. Вы осознали, что эта неподвижность — когда ум не двигается, когда ничего не хочется или не пытаешься быть где-то ещё. Тем не менее, многие люди склонны думать: «Я туда доберусь. Я сделаю это и сделаю то, и тогда позже придёт неподвижность». Но позже ничего не придёт. Вы можете создать неподвижность прямо сейчас, и единственный способ сделать это – позволить этому моменту быть. Каким бы он ни был, вы должны сказать: «Это вполне хорошо. Я хочу быть здесь, в этом моменте, прямо сейчас». Неважно, что вы испытываете, важно лишь то, что вы хотите быть здесь или где-то ещё.
Таким образом, вы можете быть абсолютно свободны, находясь в тюремной камере, или быть в тюрьме, будучи в пятизвёздочном отеле. Очень приятно знать, что вы можете быть свободными в любом месте и с любым состоянием ума. Поймите это и поймёте то, как мудрость может вас освободить. Это аналайя, нецепляние, третьей благородной истины, где нет места, где что-то может зацепиться. В этом истинный смысл бесстрастия и суть просветления.