Успокойте ощущения и они исчезнут




Меня часто спрашивали о значении саддха, или о вере и уверенности. Под саддхой мы подразумеваем веру в прекращение всех санкхар, веру в ниббану. Это ни сколько вера в три драгоценности – Будду, Дхамму и Сангху – сколько вера в то, на что они указывают. Настоящая вера – это вера в прекращение и конец страданиям, а так же вера в то, что все это может быть достигнуто. Если вы верите в возможность успокоение всех санкхар, тогда эта возможность реальна. Откуда взять эту веру? Она появляется, как только вы слегка успокоили санкхары, погрузившись в глубокую и спокойную медитацию. В конце концов, санкхары успокаиваются настолько, что их больше нет. Когда вы целиком и полностью что-то успокоили, оно исчезает.

Хороший пример – моё собственное тело. Я становлюсь старше, поэтому зачастую, стоит мне сесть в практику, тело болит или нос чешется. Но когда я сидя практикую, эти ощущения начинают исчезать. Через некоторое время исчезает всё тело, и это приносит глубокое облегчение. Много лет назад на одном из моих ретритов была женщина, у которой исчезли руки – она их не чувствовала! Отлично! Немного санкхар успокоилось. Она отбросила в сторону страх и шок и на вопрос: «Как это ощущается?» – ответила, что это прекрасно и это освобождает.

Когда появляются такие виды счастья и умиротворения, вы обретаете веру в путь успокоения и отпускания ситуаций. Следуя по этому пути, вы понимаете, как успокоить ещё больше санкхар. Почему исчезает та или иная часть тела? Потому что вы не вовлекались в них, не пытались изменить или сделать удобнее, вы их полностью игнорировали, позволили им быть и разъединились с ними. Это всё равно что пытаться удержать спокойной воду в стакане. Как бы вы ни старались, вода никогда не будет полностью спокойной. Лишь когда вы поставили стакан – когда вы отпустили желания – вода успокаивается сама по себе. В медитации, когда ощущения успокаиваются, они исчезают. Вы понимаете, что в результате успокоения части активных санкхар – действия, воли, желания, выбора, делания – исчезают пассивные санкхары. Весь путь становится искусством постепенного исчезновения.

Успокоить время

Время – великий палач человеческих созданий. Как много осталось дней ретрита? На сколько длинная эта глава? Когда я смогу пойти в туалет? Когда я засыпаю, как много часов я сплю? Сколько времени до завтрака? Когда я смогу выпить чашку чая? Подобные переживания о времени просто мучают людей. Вам необходимо успокоить время.

Время это желание или жажда, которое создаёт будущее, и так же это неприязнь, которая создаёт прошлое. Когда вы отпускаете желание, время начинает исчезать, и это прекрасное переживание. Вы испытывается глубокое понимание безвременья: вы практиковали медитацию, но не имеете понятия, как долго. Вы полностью пробудились, но неважно, сколько прошло времени. Вы сидите в практике два, три часа или пять минут – это всё одно. Есть лишь этот момент, и он — единственное, что есть. Поскольку вы усмирили активные санкхары – то есть желание – вы так же усмирили и время. Когда успокоено время, вы без проблем медитируете снова и снова в течение двух, трёх часов. Такое может произойти, даже если медитация не очень глубокая. Успокоение времени, это потрясающий опыт с огромной отдачей: свободой, счастьем и блаженством.

Успокоить мысль

Прежде чем успокоить время, необходимо успокоить думающий и блуждающий ум. Чтобы это получилось, нужно тонкое волевое усилие: специально ничего не делать. Это желание поставить охранника у ворот ума, как вышибалу в ночном клубе, и сказать: «Есть такие вот проблемы, не впускай их». Подобного рода сдерживание на начальной стадии — это тип силы воли, тип контроля. Сознательное усилие подчинить себе ум, обуздать его нездоровые стремления. Вы просто рисуете линию и ставите на ней стражу. Вы подобны садовнику, который, посадив много цветов и деревьев, бережёт и защищает их, дабы убедиться, что ничто им не вредит. Всё, что вам необходимо сделать – это с ясными намерениями установить охрану. Затем, когда ум стал неподвижным, этот стражник остается на месте, защищая эту неподвижность, заботясь о ней, ценя и развивая её. Таким образом, моменты неподвижности и покоя без размышлений длятся всё дольше и дольше.

Что-то теряется, когда вы перестаёте думать, и это что-то – «вы». Многие люди оценивают себя уровнем своего интеллекта, способностью ясно мыслить и убедительно рассуждать. Но всё, что они делают на самом деле – это противопоставляют модели мышления друг другу, как два борца сумо, сражающихся в круге концепций. Истинная же победа наступает после успокоения всего. Ум останавливается до такой степени, что концепции больше не возникают. Вы обрели тишину – вы спокойны и свободны.

Даже если у вас не получается надолго успокоить думание – пусть лишь на несколько секунд, порадуйтесь этим ощущениям. Если вы исследуете эти ощущения, поймёте, как они прекрасны. Вы начинаете осознавать, что каждый раз, когда появляются мысли, вас мучают. Это как быть замужем за тираном, который вас всё время терзает, или иметь работу, где босс постоянно указывает, что делать или даже унижает. Но так приятно, когда всё это выключается. Вы наслаждаетесь тихим умом и растёте в своей вере и уверенности. Поначалу вам может быть немного страшно от того, что вам кажется, будто вы исчезаете. Потому что думание заставляет вас ощущать контроль над ситуацией, а не-думание на первых порах создаёт чувство, будто вы убираете руки с руля мотоцикла. Можете удивиться, как же вы сохраняете равновесие, когда мысли не здесь и не могут сообщить вам, что делать. Но после всего, вы видите, что это нормально – не думать и не контролировать, что предпочтительнее всё отпустить и исчезнуть. На самом деле, это ощущение очень хорошее. Кроме того, вы получаете свои первые познания анатты, прекращения и исчезновения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: