Онтология: понятие и предмет




Тема 6. Онтология – учение о бытии.

 

1. Онтология: понятие и предмет. Философские картины мира.

2. Исходные категории онтологии.

3. Проблема сознания в философии.

 

Онтология: понятие и предмет

Раздел философии, изучающий проблемы бытия мира (его происхождение, структуру, сущность, закономерности развития), традиционно называется «онтология ». Сам термин существует с 17 века, но имеет греческие корни (ontos – сущее, logos – слово, учение). Онтология – это умозрительное учение о сущем, о бытии, философская дисциплина, изучающая первоначала всякого бытия, включающая в себя совокупность основополагающих принципов философствования.

Предмет онтологии включает в себя вопросы происхождения мира, его универсальных связей, основных характеристик и законов.

Главный вопрос, на который пытаются ответить философы, что такое мир? Можно ли его познать и выразить в понятиях? Отвечая на данные вопросы, исследователи сталкиваются с проблемами:

· происхождения мира:

· бытия Бога;

· бытия природы;

· материи и духа;

· пространства и времени;

· единства и множественности мира и т.д.

Философские картины мира

Важнейшей особенностью человеческого самосознания является стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Данная задача решается при помощи понятия «картина мира ». Оно означает как бы зримый портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной. Это понятие тесно сопряжено с категорией «мировоззрение». «Картина мира» рисует мир сам по себе, «мировоззрение» – наше отношение к нему.

Мирсвязная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории «Универсум», «Космос», «Вселенная».

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где он является главной фигурой. Никакие другие миры (будь то космический, природный, божественный или иной) человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют.

Религиозная картина мира, в частности христианская, строятся вокруг понятия Бог. Мир как бы удваивается. Есть вечное, непреходящее истинное бытие – царствие небесное, и наш конечный, тварный, несовершенный мир – земное царство. Мир земной познаваем средствами разума, небесный – веры.

Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каков он есть», поэтому ее ядро – объективная реальность.

Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения «мир – человек». Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Можно классифицировать их по разным основаниям.

В зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир - человек или человек - мир п ринято выделять подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским. Примером первого подхода можно считать диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиозно-идеалистическую концепцию П. Тейяра де Шардена. Ярким примером второго подхода служат философии Ж.-П. Сартра и Д. Беркли.

По качеству первоначал мира (по тому, что является субстанциональной основой миропорядка) принято различать материалистические, идеалистические, теистические и пантеистические картины.

Материализмпринцип, утверждающий, что единственной субстанцией, вечной и несотворимой основой мира является материя. Идея, дух, сознание лишь атрибуты, модусы, свойства материи. Этой позиции придерживались представители многих философских школ и направлений, в частности, Демокрит, Эпикур, Т. Гоббс, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах и др.

Идеализмпринцип, согласно которому единственной основой мира является некое духовное начало (мир идей, абсолют, Логос, сознание и т.п.). Материя его воплощение, произведение. Представители: Платон, Аристотель, Д. Юм, Дж. Беркли, Г. Лейбниц, И. Фихте, Г. Гегель и пр.

Теизм утверждает, что творец и первоначало всего сущего – Бог, мир – его создание. Данного принципа придерживаются сторонники теологии (учения о Боге) и религиозной философии: Аврелий Августин, Фома Аквинский, У. Оккам, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.

Пантеизм считает единственной субстанцией природу, растворяя Бога в материи, отождествляя Бога и Природу. Наиболее яркие сторонники данного подхода: Дж. Бруно, Н. Кузанский, Б. Спиноза.

По количеству первоначал картины мира условно можно подразделить на монистические, дуалистические, деистические и плюралистические.

Монизм (от греч. monos – один, единственный) исходит из утверждения, что мир имеет одно начало, одну субстанцию. Например, идеалистический монизм Г. Гегеля, теистический монизм Августина, материалистический монизм К. Маркса), натурфилософский монизм Б. Спинозы.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания двух равных начал – духа и материи (философия Р. Декарта).

Деизм (от лат. deus – Бог) – религиозно-философское учение, признающее Бога мировым разумом, творцом природы, давшим ей законы и движение, но отвергающее дальнейшее вмешательство Бога в жизнь природы и общества (философия Ф. Бэкона, Вольтера).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько или множество независимых начал бытия (монадология Г. Лейбница).

Можно привести классификацию и по способу бытия, согласно ей все картины мира делятся на статистические (метафизические) и динамические (диалектические).

Метафизика (от греч. metá ta physika) рассматривает мир как завершенное, неподвижное целое, в котором постоянно количество материи и духа, движения и покоя (Парменид, Ф. Бэкон).

Диалектика (от греч. dialektikē – искусство вести беседу, спор) –рассматривает мир и все его элементы в процессе изменения, развития (Гераклит, Гегель, Маркс).

Общими являются следующие положения:

· мир существует (здесь и сейчас, он есть, наличествует);

· мир един (существуют универсальные связи и отношения между явлениями и процессами действительности);

· мир реален (мы можем с ним взаимодействовать, это не фикция, не иллюзия);

· мир познаваем (т.е. проникаем для сознания человека в той или иной степени, теми или иными методами).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: