Проблема сознания в философии включает в себя следующие аспекты:
· природа сознания;
· структура сознания;
· функции сознания.
По вопросу о природе сознания, (об источнике духовности) условно можно выделить несколько подходов к решению данного вопроса.
Первый подход ярче всего представлен в религиозной философии, а также в объективном идеализме. Согласно ему сознание – надмировое явление. Второй подход исходит из принципа гилозоизма (от греч. zoe – жизнь), согласно которому космос в целом одушевлен и разумен. Сознание человека является производным и зависящим от космического разума, Логоса, мировой души и т.п.
Третий подход, утверждающий, что сознание – свойство всех живых организмов, представлен в социобиологии и эволюционных теориях. Согласно ему, сознание – биологическая реакция самосохранения, биологические механизмы социальной организации присущие и человеку и животному
Четвертый подход доказывает, что сознание – атрибут человека, т.е. свойство присущее только человеку. Данный подход представлен многими философскими учениями, но ярче всего, пожалуй, диалектическим материализмом.
Сегодня большинство философов видят специфику человеческогосознания в том, что:
· оно активно, характеризуется творческим преобразованием действительности, целесообразностью и рациональностью;
· связано с членораздельной речью и способностью к абстрактному мышлению;
· ему присуще самосознание и рефлексия, т.е. способность оценивать себя и свое место в мире.
.
Многообразие подходов к решению вопроса об источнике и природе сознания обуславливает и многообразие трактовок и определений самого термина «сознание».
Объективный идеализм утверждает, что сознание есть особая субстанция, первичная по отношению к материи, независимая от нее (Платон, Аристотель, Гегель).
Субъективный идеализм полагает, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – лишь его порождение. (Д. Беркли, И. Фихте, сторонники имманентной школы).
Вульгарный материализм XIX в. (Л.Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт) и сторонники физикализма ХХ в. (Д. Армстронг, Дж.Дж. Смарт) отрицают само существование сознания как качественно особой реальности.
В экзистенцианализме сознание выступает как специфически человеческий способ адаптации к миру через свободу и выбор. ( Ж.П. Сартр, А.Камю
При всем многообразии трактовок сознания и трудности рассмотрения содержания данного понятия можно дать в качестве рабочего определения следующее: сознание – это способность человека воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего мира и целенаправленно взаимодействовать с данными объектами.
Сущность сознания состоит в способности направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.
Наличие сознания у субъекта предполагает взаимодействия, как минимум, трех компонентов:
· осознание внешней среды (природного и социального окружения);
· самосознания (самочувствия, самопредставления, самоконтроля);
· рефлексии (оценки себя и своего места в мире).
В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом.
В структуре сознания можно выделить такие формы как образное и абстрактное мышление, рассудок и разум, чувства и ощущения, память и волю, аффекты и представления, фантазии и оценки, интересы и потребности и т.д. Сознание – не сумма перечисленных элементов, а их определенная взаимосвязь, интегральное единство, целостная система.
Носителем сознания является как отдельно взятый человек, индивид (индивидуальное сознание), так и социальная общность (общественное сознание).Общественное и индивидуальное сознание находятся во взаимодействии, диалектически связаны между собой.
Сознание присуще субъекту и в этом смысле оно всегда уникально, субъективно, не присуще материальным вещам: книгам, зданиям, машинам и т.д. В то же время сознание объективно, т.к. обладает способностью существовать наряду с другими сознаниями и материальными вещами. Объективность (реальность) сознания позволяет его изучать.
В философии принято выделять основные свойства сознания: идеальность, интенсиональность и идеаторность.
Идеальность – главный признак, атрибут сознания, т.к. последнее не существует без первой. Сознание выступает как бесконечный поток непрерывно меняющихся чувственных и умственных образов, оценок и представлений, существующих во внутреннем опыте человека и реализующихся в его практической деятельности.
Сознание как идеальное противоположно материальному (мысли, образы лишены массы, запаха, размера и т.п.); независимо от материальных объектов (в нем возможно то, что невозможно в материальном, вещественном мире); в некоторых случаях сознание первично по отношению к материи (музыкальный образ возникает первоначально в сознании композитора); неуловимо (его нельзя познать с помощью физических приборов и инструментов).
Следующее свойство сознания – интенциональность, т.е. направленность мысли на предмет. Сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность. В сознании всегда есть что-то, что является предметом сознания. Интенциональность означает, что сознание распадается на то, что в нем и на то, как в нем
Идеаторность сознания суть способность сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.
Указанные свойства, атрибуты сознания и дают человеку возможность познания и самопознания.
Как писал Р.Рорти, «решающее различие между людьми и животными состоит в том, что мы можем познавать, т.е. что мы можем познавать не только единичные факты, но и универсальные истины, числа, сущности, вечное» [Рорти Р. Философия и зеркало природы/ Пер. с англ. В.В. Целищева. – Новосибирск, 1997. – С. 26].