Ирвинг Гофман: Техники презентации





6.1 Социолог массового общества

Едва ли найдется социолог, который не слыхал бы что-нибудь об Ирвинге Гофмане. Бесспорно, что «его работа часто обеспечивают единственный контакт с социологией антропологам, правоведам, психологам, психиатрам, криминологам, представителям других социальных наук».[1] Оценки творчества Гофмана настолько противоречивы, насколько это вообще возможно. Так, в 1972 г. в одном обзоре в журнале «New York Times Book Review»он был назван самым видным из ныне живущих писателей, имеющим наибольшие основания называться «Кафкой нашего времени». Интересно, что такая оценка дана в статье под заголовком «Таинственный свет на нашем пути».[2] Эта оценка наряду с другими обстоятельствами способствовала росту популярности Гофмана. Он прослыл таким социологом, который в точных выражениях рассказывает, что особенного и даже немного тревожного на самом деле творится с нами. В одном из номеров журнала «The Sociological Quarterly», в котором была опубликована серия рецензий на его исследование «Отношений на публике» (1971), один рецензент назвал Гофмана одним из самых видных послевоенных социологов[3], в то время как другой рецензент считает, что Гофман просто сочиняет романы, в которых гротеск переводится на уровень китча. Тем не менее он тоже сравнивает Гофмана с выдающимися личностями, причем заявляет, что ничего лучшего этих произведений, не уступающих Достоевскому или Диккенсу, он не читал.[4] Третий рецензент не видел в оценке Гофмана как писателя ничего удивительного, так как, по его мнению, Гофман является, во-первых, необычайно одаренным писателем, а во-вторых, его исследования настолько оригинальны, что их можно сравнить лишь с работами Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса и Макса Вебера.[5]

Репутация Гофмана, как пояснил Р. Коллинс, сложилась в основном в среде простой публики, которая воодушевляла его своей поддержкой изображения вещей такими, каковы они есть.[6] Одним он казался политическим радикалом, другим — консервативным представителем среднего слоя или вообще аполитичным человеком.[7] Социологическому сообществу с самого начала было непросто с Гофманом. В то время как уже при жизни он пользовался чрезвычайно большим авторитетом у философов, антропологов, лингвистов, психиатров и политологов, он был практически изолирован от своих современников-социологов, которые как традиционные ученые придерживались строгого систематического мышления в исследованиях. Конечно, эту ситуацию следует рассматривать и с другой точки зрения: Гофман принес академической социологии своего времени немало «хлопот». Мы еще не раз вернемся к этому сюжету.

Кто же такой Ирвинг Гофман? Гофман родился в 1922 году в маленьком канадском городке Манвилл (провинция Альберта) в еврейской семье. Он изучал социологию сначала в университете Торонто, затем в Чикагском университете.[8] После окончания учебы работал в Эдинбургском университете. В 1949-1951 годах проводил полевые исследования на Шетландских островах. По результатам этих исследований в 1953 г. он защитил диссертацию на тему «Коммуникативное поведение в исландской общине» («Communication conduct in an island community»), выполненную в Чикагском университете под руководством А. Стросса, ученика Блумера. Свою первую книгу «Представление себя другим в повседневной жизни» («The presentation of self in everyday life») он написал в 1959 году. Несомненно, это его самое известное произведение, которое из всей социологической литературы наиболее часто цитируется представителями других наук.

В 1954-1957 годах Гофман работал в качестве приглашенного исследователя в клинике, наблюдая за поведением пациентов. В результате длительного включенного наблюдения он написал книгу «Сумасшедший дом» («Asyle», 1961) с подзаголовком «Об обращении с нарушенной идентичностью», исследование о «Поведении в социальных ситуациях» (1967) и фрагменты книги «Ритуал взаимодействия» (1967). В 1958-1968 годах он преподавал в университете Беркли на том же факультете, что и Г. Блумер. Там и зародился так называемый «миф о Гофмане. Гофман в 60-е годы стал у студентов своего рода культом»,[9] который по-видимому, благодаря статье под многообещающим заголовком «Где действие»(«Where the action is»)[10] получил социологическое обоснование.

В 1969 году он переехал в Филадельфию. В 1981 году избран президентом Американской социологической ассоциации, но уже был не в состоянии произнести вступительное послание к коллегам и умер в 1982 году.

Тема, вокруг которой вращаются все мысли Гофмана, в наиболее развитой форме изложена в книге «Представление себя другим в повседневной жизни» (1959 г.) В ней Гофман пишет: «Резюмируя, можно отметить, что у человека в обществе других людей есть достаточно оснований для того, чтобы управлять впечатлениями, которые возникают у участников социальной ситуации».[11] Основную цель своей книги он формулирует так: «Это исследование посвящено некоторым обычным повседневным приемам, с помощью которых люди поддерживают создаваемые друг у друга впечатления, и некоторым следствиям, связанным с применением этих техник... Здесь исследуются исключительно драматургические проблемы, касающиеся человека в социальной группе, связанные с презентацией себя перед другими людьми».[12] Этой теме посвящено все творчество Гофмана, в том числе и его непрочитанное послание президента Американской социологической ассоциации под названием «Порядок социального взаимодействия». Гофмана интересует основной вопрос — «как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия».[13] По этой причине Скотт и Лаймэн называют Гофмана «корифеем в управлении впечатлениями».[14]

Однако дело не ограничивается лишь проблемой презентации. Другой постоянной темой всего творчества Гофмана были «опасности, которые подстерегают человека в социальном взаимодействии».[15] В этой связи С. Уильямс назвал социологию Гофмана «типичной социологией человека в массовом обществе».[16]

Здесь невозможно рассмотреть все богатство социологии Гофмана. Остановимся лишь на четырех темах, которые позволят коснуться творчества Гофмана в целом. Прежде всего рассмотрим, как вообще работает Гофман. Ключевым здесь является так называемое «смещение перспектив». Затем вкратце проанализируем наиболее важные работы Гофмана и покажем, как в них трактуется проблема угрозы идентичности человека. В третьей части нашего рассмотрения остановимся на наиболее известном произведения Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», причем в центре внимания будет вопрос о репертуаре и реквизитах представления себя другим. Это ведет нас к проблеме изучения сложного балансирования человека между нормативными требованиями и сохранением уникальности личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: