\ На втором уровне исследования предметом анализа выступают культурные системы, такие, как, например, язык, мораль, этничность. Для их изучения создаются такие направления исследования, как:
— социокулътурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
— этнокультурология, исследующая культурные системы, склады
вающиеся по этническому признаку; |
— историческая культурология, изучающая различные историче-
ские варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип куль-
туры, исламскую культуру и т.п.).
Третий уровень исследования связан с анализом культурных
форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной
культуре. Примерами таких культурных форм могут служить: нормы и
стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуаци-
ях (традиция приветствовать знакомых при встрече), эталонные образцы
и стили (например, господствующие художественные стили) и т.д. Имен-
но культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культурные формы распространены по всему миру столь широко, что их называют культурными универсалиями.
И наконец, четвертый уровень исследования выводит нас на анализ собственно фактов культуры, их принято называть артефактами. Они представляют собой частные случаи реализации культурных форм, варьирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. Так, традиционный свадебный или похоронный обряд является культурной формой. Но конкретная свадьба или похороны реальных людей — это артефакт культуры. Так что артефакты представляют собой продукты массового использования данного, исходного образца. Но изучение артефактов уже выходит за рамки собственно культурологии и вводит нас в историю культуры, представляющую собой более или менее систематизированное описание множества артефактов.
|
Психология культуры. Реальным творцом культуры является человек. Поэтому нельзя рассматривать культуру только в ее коллективном аспекте. Не менее важно изучать проблемы личности как субъекта и объекта культуры, процессы, в ходе которых человек становится личностью, овладевает навыками жизни в конкретной культуре.
На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью изучение личности как носителя и интерпретатора культуры.
?
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
В результате этого выдвигается общая социокультурная теория личности позволяющая понять, как детерминируется поведение человека в культуре, а также проанализировать причины нарушения этой регуляции, выявить общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности.
Второй уровень исследования можно назвать психологией группового взаимодействия и социального воспроизводства личности. На этом уровне разрабатываются теории и методики воспитания личности. Основное внимание уделяется изучению:
— механизмов социализации — овладение общими знаниями и на
выками жизни в обществе, освоение человеком различных видов соци
альной практики;
—механизмов инкулыпурации — овладение «азбукой» своей культуры, усвоение ее норм и ценностей, стереотипов поведения, что делает человека культурно компетентным в обществе, в котором он живет;
|
— механизмы социокультурной самоидентификации личности —
самоопределение человека, осознание своей принадлежности к опреде
ленным политическим, этнической, социальной и другим группам.
Поскольку все процессы, которые изучаются на втором уровне психологии культуры, осуществляются в ходе социального взаимодействия, важнейшим направлением исследования становится также изучение коммуникации (общения) и взаимодействия людей в обществе.
Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования обретенных культурных знаний и навыков. При этом изучаются комплексы устойчивых социокультурных стереотипов в сознании людей Речь идет о совокупности определенных социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных в процессе социализации и ин-культурации и работающих без участия сознания, так сказать, автоматически. Эти установки можно назвать ментальностью. По сути дела, ментальность представляет собой культурные формы, усвоенные отдельным человеком. Это — те «кирпичики», из которых складывается комплекс черт, нравов и обычаев, присущих целому народу. Иногда совокупность таких черт называют национальным характером.
Четвертый уровень исследования предполагает анализ творческой деятельности, в ходе которой создаются все новации в культуре. При этом речь идет не только о гениях, чьи открытия становятся частью мировой культуры, но и об обычных людях, для которых процесс усвоения новых знаний тоже является творчеством. Иными словами, на этом уровне изучается, как человек способен преодолеть традиционные культурные нормы и стереотипы, создавая что-то новое.
|
Культурная семантика изучает знаковую и коммуникативную функцию культуры. Любой процесс, происходящий в культуре, невозмо-
\
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
жен без постоянного общения людей между собой. Поэтому культурология закономерно изучает механизмы обмена информацией между людьми. Общение людей невозможно без единого языка, понятного для всех членов данного общества. При этом важно помнить, что язык — это не только слова, но и другие системы символов — рисунки, знаки, эмблемы, материальные предметы, обряды и ритуалы. Исследование всех многообразных языков социальной коммуникации, механизмов их действия, принципов формирования и функционирования является задачей культурной семантики.
На первом уровне исследования культурная семантика создает общую теорию семантических порядков в культуре, которая описывает процессы накопления, фиксации и трансляции социокультурного опыта различных обществ. При этом важно выявить общую структуру семантического поля культуры, проследить динамику процессов социальной коммуникации, создать типологию семантических объектов, разработать методологию исследований.
Второй уровень ориентирован на изучение семантических систем, в их числе:
• система межличностного информационного обмена, обеспечи-вающая взаимодействие между людьми в обществе. Это происходит на основе использования вербальных (словесных) и невербальных средств общения;
• система массовой информации, которая обеспечивает одновременную передачу социально значимой информации большому числу людей;
• система социальной идентификации представляет совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также символических действий (обрядов и ритуалов), с помощью которых обозначаются люди, вещи, территории и т.д.;
• система хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.
На третьем уровне анализируются семантические формы. Речь идет о том, что все культурные формы в большей или меньшей степени обладают семантическими характеристиками, так как любая вещь, созданная руками человека, непременно обладает чертами знака. Поэтому найденный археологами черепок от глиняного горшка способен сообщить довольно много информации о том обществе, в котором использовался этот горшок. Семантические формы представляют собой те образцы, которые воплощают в себе тот или иной семантический образ, способ символизации каких-то смыслов, идей или ценностей.
Эти формы воплощаются в конкретных объектах, артефактах культуры. Изучением семантических признаков отдельных артефактов, выяв-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
лением их индивидуальных признаков занимаются на четвертом уров
не исследований.
Прикладная культурология. Основной задачей прикладной культу
рологии является изучение и формирование технологий целенаправ
ленного управления культурными процессами. Для этого прежде всего
нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, опреде
лить цели, объекты воздействия, используемые методы и средства воз
действия.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные общественные организации (политические партии, профсоюзы), воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей.
Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества. Для этого нужно разработать ценностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия между людьми, сформулировать конкретные цели для каждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государственной идеологии.
Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достигается через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные институты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:
1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени
ем, в их числе можно выделить:
• просветительские институты — библиотеки, музеи, лектории и т.д.;
• институты эстетического воспитания — художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;
• досуговые институты — клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;
2) творческие институты — театры, студии, оркестры, ансамбли,
съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие
союзы;
\
\ КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
3) культуроохранные институты — организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.
Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее большая часть культурологического знания вписывается в приведенную классификацию и подробнее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного пособия.
Методы культурологии
Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или метод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения действительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно избранного метода исследования.
Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.
В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и осмыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предполагает применение самых различных общенаучных методов познания — наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.
Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существуют и собственно культурологические исследовательские методы и подходы. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным типам.
1. Генетический — позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели.
2. Компаративный — требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специ-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
фику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.
3. Системный — предлагает рассматривать культуру как универса
ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе
номен с точки зрения системного подхода представляются целостными
образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов
и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоя
щий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме
тод ориентирован на изучение конечного результата культуры —
материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру
как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социаль
ными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.
4. Структурно-функциональный — рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это позволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кроме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека.
5. Социологический — изучает культуру и ее феномены как социальный институт, придающий обществу системное качество и позволяющий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.
6. Деятелъностный — понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.
7. Аксиологический (ценностный) — заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром ценностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение для его жизни.
8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиоло-гического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть прочитан исследователем.
9. Герменевтический — характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отличаются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.
10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.
11. Просветительский (гуманитарный) — основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих человеческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.
Применяя названные выше методы к исследованию культурных форм, следует помнить, что серьезное исследование не должно базироваться на слепом преклонении перед авторитетами, на механическом заучивании их идей и взглядов. Только творческое, критическое отношение к любой из исследуемых концепций позволяет понять тот или иной фе-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
номен. Отсюда — необходимость знать не одну, а несколько различных точек зрения на интересующий нас вопрос, только так можно сформировать свое собственное к нему отношение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1.
2. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000.
3. Иконникова СИ. История культурологии. СПб., 1996.
4. Кармин А. С. Культурология. СПб., 2003.
5. Кононенко Б. И. Основы культурологии: Курс лекций М: ИНФРА-М, 2002.
6. Культурология: Учебник / Под ред. ЮН. Солонина, М.С Кагана М., 2005.
7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Культурология:
основные школы
Раздел |
и направления
ГЛАВА 1
ПРЕДЫСТОРИЯ
Несмотря на то что культурология — молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена
Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.
Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям. Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии:
• доклассический (античность, Средневековье);
• классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);
• неклассический (конец XIX — первая половина XX в.);
• постнеклассический (вторая половина XX в.).
Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого традиционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культурология является детищем только европейской традиции познания мира, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура».
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
1.1. Античные представления о культуре
Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые историки и систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Само же слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон (234— 149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura». И в наши дни мы говорим о культивировании сортов растений, например, используем термин «культура картофеля», а среди помощников земледельца есть машины, которые называются «культиваторами».
Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать трактат римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.) «Тускуланские беседы». В этом сочинении, написанном в 45 г. до н. э., Цицерон применил агрономический термин «культура» метафорически, т.е. в ином, переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он предложил обозначать этим словом все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию — «натура» (природа). Им начали именовать все предметы человеческой деятельности и качества человека, способного их создавать. С тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат деятельности самих людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.
При этом культура по-прежнему продолжала пониматься как возделывание и обработка земли. Но отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, но и сам человек Цицерон полагал, что дух, разум человека необходимо возделывать, так же как возделывает землю крестьянин. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых остается физический труд — обработка земли. Важным аспектом Цицеронова понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государ-
ПРЕДЫСТОРИЯ
ства. Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
Это представление Цицерона, а вслед за ним и других античных авторов целиком укладывается в русло традиционных античных представлений о культуре, восходящих еще к эпохе образования древнегреческих полисов, но получивших свое теоретическое осмысление лишь в эллинистически-римские времена
Античное понимание культуры — гуманистично, в его основе лежал идеал человека, т.е. человек-гражданин, подчинявший законам своего полиса и выполнявший все гражданские обязанности, человек-воин, защищавший его от неприятеля, человек, способный наслаждаться прекрасным. В этом и состояла цель культуры: развивать в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, чтобы позволить ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
Достоверно известно, что такая система воспитания и образования существовала в Древней Греции, она называлась «пайдейя». Ее результатом было не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос — универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежал закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.
Такое положение дел казалось ему незыблемым, он верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» — необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам. Так что не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ). Ведь античные боги — это природные стихии в человеческом облике. Земля в представлении греков — это богиня Гея, ее возделывание, обработка одновременно становится и ее почитанием.
Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, свойственное античности. Для греков было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой считалось, что развитие общества представляет некий временной цикл от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному веку. Золотой век в такой модели находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом, современное же состояние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Максимальное отклонение от идеала железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Однако уже в период эллинизма, а затем и в эпоху Римской империи прежние идеалы культуры разрушаются. Общество переставало нуждаться в гражданах, в условиях социальной и политической нестабильности актуальны были другие человеческие качества. О них говорили философы-стоики и эпикурейцы, предлагая воспитывать в человеке скепсис (сомнение во всем), невозмутимость духа и веру в судьбу. Античный человек все более настойчиво испытывал потребность в чуде. Появление христианства, давшего человеку эту веру, последовавший кризис и разрушение античного мира лишь завершили развитие этих тенденций, отразившихся в средневековых представлениях о культуре.
1.2. Средние века
Долгая и упорная борьба с язычеством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нем средневековой культуре. Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму (многобожию) античности оно противопоставило монотеизм (единобожие), интересу к предметному миру — духовность, гедонизму (стремлению к чувственным наслаждениям) — аскетизм, познанию мира с помощью разума — книжное знание, опирающееся на Библию и ее толкования.
Если в основе античной культуры лежало признание вечности космоса, существующего на основе универсального космического закона, обес-
печивавшего стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов,
также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность
и целиком обратилось к Богу. Отныне Бог считается творцом мира, един-
ственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же создан-
ной. Античное единство природы и богов уходит в прошлое. Смысл мира
заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранили-
щем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна — это символ божественной Церкви, ветер — символ Святого Духа. Знающий человек мог таким образом «прочесть» весь окружающий мир. Например, в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры. Задача человека состояла в умении понять и прочесть эту книгу. Поэтому культура вновь предстала перед ним как необходимость «возделывания» собственных способностей. Но цели культуры существенно изменились по сравнению с античностью. Если там все силы направлялись на воспитание идеального гражданина, гармоничного человека, то в Средние