Человек наряду с другими живыми организмами Земли является частью ее живого вещества, его крупнейшей геологической силой и участвует во всех биогеохимических циклах биосферы. Но влияние человека на все планетные процессы намного превосходит возможности всех остальных живых организмов. Ведь человек способен к сознательному целенаправленному преобразованию мира С появлением науки возможности человека влиять на нашу планету неизмеримо увеличились. В XX в. наука стала непосредственной производительной силой общества, объединив всю Землю сетью транспортных и информационных коммуникаций, создав предпосылки для появления новой энергетики. Это позволяет говорить о науке как о новой мощной геологической силе, о научной мысли как планетном явлении.
С появлением на Земле человека, наделенного разумом и способностью к труду, начинается переход биосферы в новое состояние — ноосферу. Ноосфера (сфера разума) — это биосфера, преобразованная человеческой мыслью и трудом, и определяющим фактором ее динамики становится научная мысль, берущая все ее процессы под свой контроль.
Становление ноосферы происходит одновременно со становлением культуры. Подлинная культура как разумно сбалансированная экосистема нашей планеты появится только вместе с ноосферой. Следовательно, появление культуры становится закономерным этапом длительного процесса эволюции природы. А поскольку биосфера неразрывно связана с
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
космосом материальными и энергетическими потоками (Вернадский говорил о заносе жизни из космоса, отрицая возможность ее саморазвития на Земле), человек и его культура также являются частью этой системы, феноменом космического характера.
|
Идеи В.И. Вернадского были конкретизированы применительно к развитию человеческого общества основоположником гелиобиологии Александром Леонидовичем Чижевским (1897—1964). В своей работе «Земное эхо солнечных бурь» он отмечал, что все самые разнообразные явления на Земле — и химические превращения земной коры, и динамика самой планеты и составляющих ее геосфер — протекают под непосредственным воздействием Солнца. Особое внимание он обратил на влияние солнечной активности на биосферные процессы. Ему удалось доказать, что Солнце диктует ритм большинства биологических процессов на Земле. Когда на нем образуется много пятен, появляются хромосфер-ные вспышки и усиливается яркость короны (это характерно для периодов активного Солнца), на нашей планете разражаются эпидемии, ускоряется рост деревьев, особенно активно размножаются вредители сельского хозяйства и микроорганизмы — возбудители различных болезней. Подобное заключение было сделано после изучения наложения друг на друга графиков солнечной активности и активности биосферы.
Циклы солнечной активности оказывают свое влияние и на жизнедеятельность человека. На основе глубокого изучения старинных летописей и хроник Чижевский пришел к выводу, что физико-химические процессы, происходящие на Солнце, оказывают воздействие на исторические процессы, происходящие на Земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. Причем эти земные явления наступают синхронно с изменениями, происходящими на Солнце. На основании выстроенных им графиков он еще в 1930 г. предсказал, что в 1960—1962 гг. произойдет эпидемическая вспышка холеры, что и в самом деле случилось в странах Юго-Восточной Азии.
|
Говоря о влиянии Солнца на человека, нельзя забывать, что человек — это часть человечества, общественного организма, который также подвержен влиянию солнечной активности. Чижевский попытался установить взаимосвязь 11-летних солнечных циклов с насыщенностью историческими событиями разных периодов человеческой истории. В результате он сделал вывод, что максимум общественной активности совпадает с максимумом солнечной активности. Средние точки течения цикла совпадают с максимумом активной массовой деятельности человека — революциями, восстаниями, войнами, походами, переселениями, знаменуют собой начала новых эпох в истории человечества. В крайних точках течения цикла напряжение общечеловеческой деятельности военного или политического характера понижа-
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
ется до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического и военного энтузиазма, миром и спокойной творческой работой По подсчетам Чижевского, во время минимума солнечной активности социальная активность составляет не более 5%, во время максимума — достигает 60%.
Идеи о связи космоса, человека и биосферы, представленные концепциями Вернадского и Чижевского, легли в основу популярной сегодня гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913—1992) о пассионарном толчке, рождающем к жизни новые этносы.
|
Рассматривая проблемы происхождения этносов, Гумилев определяет их как биофизическое явление, что делает их природными феноменами. Для него этнос — замкнутая система дискретного типа, которая в момент своего образования получает заряд энергии и расходует его в ходе дальнейшего процесса этногенеза. Эта энергия есть не что иное, как биогеохимическая энергия живого вещества биосферы, открытая Вернадским, поток солнечной и космической энергии, преобразованной живым веществом.
Наличие особой составляющей в энергетическом потоке (особый вид космического излучения, сквозь него Земля проходит несколько раз за тысячелетие) приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностъю — повышенным стремлением (активностью) к действию. Если такие пассионарные толчки затрагивают территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему, стереотипом поведения и специфическим самосознанием.
Таким образом, этногенез — процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка, и продолжающийся примерно 1500 лет. При этом этнос проходит в своем развитии ряд стадий. Они связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.
После пассионарного толчка наступает фаза подъема продолжительностью 200—300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и энергично отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Затем наступает акматическая фаза, когда пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, думающих уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, — одна из самых тяжелых в жизни этноса, это период гражданских войн и культурных потерь.
В конце концов большая часть пассионариев истребляют друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Наступает фаза надлома — кризисная фаза, продолжающаяся 200 лет.
После пережитых потрясений люди жаждут не успеха, а покоя. Это свидетельствует, что этнос перешел в следующую — инерционную — фазу. И тогда следует некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идет укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» — законопослушного, работоспособного человека. Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения неуклонно снижается, что влечет неизбежный упадок, скрытый вначале под маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.
Наступает фаза обскурации — старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин. Это делает невозможным любую конструктивную деятельность, этнос существует за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей.
Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или переходу в состояние гомеостаза, которого способна достичь лишь незначительная, здоровая, часть этноса.
Иногда бывает возможна фаза регенерации — временного восстановления этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала обитания этноса пассионарности. Но в любом случае — это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, или накануне мемориальной фазы. В этой фазе этническая система уже утеряла пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА
Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического го-меостаза совершается очень плавно и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей — достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни.
В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Примером могут служить аборигены Австралии, народы Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, в результате которого возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.
Таким образом, этногенез — процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарно-сти. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной у каждого этноса. В культуре отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. Но при этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса. Разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов тех или иных народов, разнообразием же можно объяснить и специфику взаимодействия разных культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов.
Концепция пассионарности позволяет соединить космические, солнечные, геологические и социокультурные процессы, понять возникновение и развитие народов как движение в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию к среде обитания с минимальными затратами биогеохимической энергии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М, 1994.
4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2002.
5. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.
6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М., 1988.
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
7. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
8. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
9. Л оренц К, Агрессия. М., 1994.
10. Л оренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. №11.
11. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопр. философии. 1983. № 2.
12. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.
13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
14. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
17. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.
18. Чижевский А. А. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. Репринт.
19. Шендрик A.M. Теория культуры. М., 2002.
20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
21. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
ТЕОРИЯкультуры
Раздел II
ГЛАВА 4
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
4.1. Определение культуры
Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использования этого понятия в истории.
1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.
2. Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека — это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный человеком, из мира природы.
3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения некой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и