К основным психолингвистическим механизмам речевой деятельности относятся следующие: механизм порождения речевого высказывания, механизм смыслового восприятия речи и механизм коммуникативного взаимодействия общающихся, имеющие сложную структуру.
- Механизм порождения речевого высказывания:
– речевое намерение (появление мотива говорения, возникающего на основе речевой задачи в созданной учителем речевой ситуации);
– внутреннее программирование высказывания (возникновение плана будущего высказывания);
– семантическая грамматикализация (подбор структур/моделей);
– моторное программирование (наполнение структур/моделей конкретным языковым материалом);
– моторная реализация (подключение органов речи);
– фонация (озвучивание высказывания).
- Механизм смыслового восприятия речи:
– акустическое (звуковое) восприятие речи;
– членение звукового потока (на синтагмы, фразы, слова и т.д.);
– семантизация значения (раскрытие значения слов);
– восприятие контекста, смысла;
– усвоение смысла;
– принятие решения (реакция на воспринятое сообщение, которая может иметь проявления, например, смех, вопрос к собеседнику, решение запомнить информацию и т.п.);
– обратный механизм порождения речевого высказывания (может отсутствовать).
- Механизм коммуникативного взаимодействия общающихся:
…
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4.2
Роль мотивации в процессе обучения и овладения ИЯ, виды мотивации, пути и способы их формирования, сохранения и развития
Мотивация – один из главных компонентов учебной деятельности.
Структура мотивации: 1. потребность к учению; 2. смысл учения; 3. мотив учения; 4. цель; 5. эмоции; 6. отношение и интерес.
|
Виды мотивов: 1) социальные; 2) познавательные; 3) коммуникативные; 4) мотивы самореализации или самоактуализации; 5) мотивы, созданные родителями, учителями по отношению к учению.
Мотивационные ориентации: 1. ориентация на результат; 2. ориентация на учебный процесс; 3. ориентация на оценку преподавателя; 4. ориентация на избежание неприятностей.
Мотивационная сфера формируется одновременно с психическим развитием учащихся. Условия формирования мотивации:
1. правильная организация самой учебной деятельности.
2. учет зависимости мотивации от характера и обязательности учебной ситуации, контроля учителя (чем младше школьник, тем теснее зависимость).
Отношение учащихся к учению:
1. отрицательное.
2. нейтральное.
3. положительное:
а) положительное неявное активное (готовность включения школьника в учебную деятельность);
б) положительное активное познавательное;
в) положительное активное личностно-пристрастное (включение школьника в учебную деятельность как субъекта общения, как личности и члена общества).
Мотивация должна быть направлена на пути осуществления учебной деятельности, а не на результат (оценку, отметку). Важнейшими факторами полноценного речевого общения являются его коммуникативно-познавательное значение и жизненно важная, личная заинтересованность в таком общении. При обучении ИЯ как новому средству общения в школьных условиях коммуникация часто носит учебный и условный характер, поскольку учащиеся и учитель располагают и постоянно пользуются родным языком как естественным средством коммуникации в языковом коллективе и в общении друг с другом. Поэтому от методики требуется изыскание таких средств и способов мотивации учения, которые могли бы порождать внутреннюю потребность, желание говорить на ИЯ, интерес к результатам такого общения. В зависимости от возраста, уровня владения языком учащимися способы мотивации могут быть разными. Так, на начальном этапе сильным мотивационным фактором являются ролевые игры, а на среднем – содержательная сторона коммуникации на ИЯ.
|
NB! Изучите материал по данному вопросу, представленный в работах следующих авторов:
1. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в школе / Е.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – С. 165-170. (см. файл «Пассов Е.И. Урок ИЯ в школе»)
2. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-19.
3. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – С. 22-24. (см. также Информационный блок 1.3)
ГЛОССАРИЙ
1. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.
2. Мотивация – совокупность потребностей, мотивов, разнообразных побудителей (чувства, желания, интерес); то, что определяет, стимулирует побуждения человека к совершению какого-либо действия.
3. Коммуникативная мотивация – естественная потребность изучающих иностранный язык пользоваться им для общения.
4. Лингвопознавательная мотивация – положительное отношение учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков.
5. Инструментальная мотивация – положительное отношение учащихся к определенным видам работы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4.3