Психолингвистические механизмы речевой деятельности




К основным психолингвистическим механизмам речевой деятельности относятся следующие: механизм порождения речевого высказывания, механизм смыслового восприятия речи и механизм коммуникативного взаимодействия общающихся, имеющие сложную структуру.

  1. Механизм порождения речевого высказывания:

– речевое намерение (появление мотива говорения, возникающего на основе речевой задачи в созданной учителем речевой ситуации);

– внутреннее программирование высказывания (возникновение плана будущего высказывания);

– семантическая грамматикализация (подбор структур/моделей);

– моторное программирование (наполнение структур/моделей конкретным языковым материалом);

– моторная реализация (подключение органов речи);

– фонация (озвучивание высказывания).

  1. Механизм смыслового восприятия речи:

– акустическое (звуковое) восприятие речи;

– членение звукового потока (на синтагмы, фразы, слова и т.д.);

– семантизация значения (раскрытие значения слов);

– восприятие контекста, смысла;

– усвоение смысла;

– принятие решения (реакция на воспринятое сообщение, которая может иметь проявления, например, смех, вопрос к собеседнику, решение запомнить информацию и т.п.);

– обратный механизм порождения речевого высказывания (может отсутствовать).

  1. Механизм коммуникативного взаимодействия общающихся:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4.2

 

Роль мотивации в процессе обучения и овладения ИЯ, виды мотивации, пути и способы их формирования, сохранения и развития

 

Мотивация – один из главных компонентов учебной деятельности.

Структура мотивации: 1. потребность к учению; 2. смысл учения; 3. мотив учения; 4. цель; 5. эмоции; 6. отношение и интерес.

Виды мотивов: 1) социальные; 2) познавательные; 3) коммуникативные; 4) мотивы самореализации или самоактуализации; 5) мотивы, созданные родителями, учителями по отношению к учению.

Мотивационные ориентации: 1. ориентация на результат; 2. ориентация на учебный процесс; 3. ориентация на оценку преподавателя; 4. ориентация на избежание неприятностей.

Мотивационная сфера формируется одновременно с психическим развитием учащихся. Условия формирования мотивации:

1. правильная организация самой учебной деятельности.

2. учет зависимости мотивации от характера и обязательности учебной ситуации, контроля учителя (чем младше школьник, тем теснее зависимость).

Отношение учащихся к учению:

1. отрицательное.

2. нейтральное.

3. положительное:

а) положительное неявное активное (готовность включения школьника в учебную деятельность);

б) положительное активное познавательное;

в) положительное активное личностно-пристрастное (включение школьника в учебную деятельность как субъекта общения, как личности и члена общества).

Мотивация должна быть направлена на пути осуществления учебной деятельности, а не на результат (оценку, отметку). Важнейшими факторами полноценного речевого общения являются его коммуникативно-познавательное значение и жизненно важная, личная заинтересованность в таком общении. При обучении ИЯ как новому средству общения в школьных условиях коммуникация часто носит учебный и условный характер, поскольку учащиеся и учитель располагают и постоянно пользуются родным языком как естественным средством коммуникации в языковом коллективе и в общении друг с другом. Поэтому от методики требуется изыскание таких средств и способов мотивации учения, которые могли бы порождать внутреннюю потребность, желание говорить на ИЯ, интерес к результатам такого общения. В зависимости от возраста, уровня владения языком учащимися способы мотивации могут быть разными. Так, на начальном этапе сильным мотивационным фактором являются ролевые игры, а на среднем – содержательная сторона коммуникации на ИЯ.

 

NB! Изучите материал по данному вопросу, представленный в работах следующих авторов:

1. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в школе / Е.И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – С. 165-170. (см. файл «Пассов Е.И. Урок ИЯ в школе»)

2. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-19.

3. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – С. 22-24. (см. также Информационный блок 1.3)

 

ГЛОССАРИЙ

1. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.

2. Мотивация – совокупность потребностей, мотивов, разнообразных побудителей (чувства, желания, интерес); то, что определяет, стимулирует побуждения человека к совершению какого-либо действия.

3. Коммуникативная мотивация – естественная потребность изучающих иностранный язык пользоваться им для общения.

4. Лингвопознавательная мотивация – положительное отношение учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков.

5. Инструментальная мотивация – положительное отношение учащихся к определенным видам работы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4.3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: