При ответе на первый вопрос важно отметить, что насколько важно обладать необходимыми коммуникативными качествами в профессиональной деятельности. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, чистота и выразительность. Приведите примеры этих качеств речи. Охарактеризуйте основные вилы тропов: метафору, метонимию, синекдоху, сравнение, эпитеты.
При рассмотрении второго вопроса укажите, что языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Укажите, что нормы различаются на: орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные. Охарактеризуйте основные нормы литературного языка и приведите примеры каждой нормы.
При ответе на третий вопрос следует дать определение названным понятиям и привести примеры по употреблению омонимов, омофонов, паронимов.
Литература
А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева Русский язык и культура речи.- М.: Феникс, 2011.
С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая Культура речи. Стилистика Флинта.-М.: Наука, 2009.
Максимов В.И., Казаринова Н.В., Сретенская Л.В. и др. Русский язык и культура речи. Практикум.- М.: Гардарики, 2008.
Е. Ганапольская, А. Хохлова Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий Питер, 2010.
Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. - М.: Айрис-пресс, 2009.
Тема 4. Основные категории и задачи психологии делового общения.
Вариант 4.
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение».
|
3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины «Деловое общение», но и проанализировать актуальность, причины возникновения и динамику изменений названных вами социально-психологических проблем. При этом, под деловым общением следует понимать вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела, создающих условия для сотрудничества и партнерства.
Во втором вопросе следует перечислить и проанализировать некоторые базовые понятия, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения дисциплины в целом. Это такие категории как: «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы» и другие.
В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику дисциплины «Деловое общение».
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5-е изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
|
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.
Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Изд- во «Союз», 2000.
Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Тема 5. Взаимосвязь науки «Деловое общение» и «Социальная психология».
Вариант 5.
1. Соотнесите предмет науки «Социальная психология» и «Деловое общение».
2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение».
3. Какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:
а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенные в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
б) наука изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии;
в) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности индивидов.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что социальная психология представляет собой и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Укажите, что общего между этими науками, если рассматривать социальную психологию как отрасль психологического знания, изучающую закономерности общения и деятельности людей, включенных в разные социальные группы, а так же сами эти группы.
|
Во втором вопросе следует подробно рассмотреть такие функции как: прогностическую, познавательную, инструментальную.
В третьем вопросе соотнесите предложенные определения и объясните, чем обусловлен ваш выбор.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.: Союз, 2002.
Психология. Учебник для экономических вузов, под общ. Ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер,2000.
Шибутани Т. Социальная психология (пер. с английского).- М.: Изд-во «Прогресс», 1969.
Тема 6. Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли.
Вариант 6.
1. Охарактеризуйте основные социально-психологические идеи Г. Тарда и В.Парето.
2. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона.
3. Назовите и проанализируйте психологические характеристики толпы согласно Г.Лебону.