В первом вопросе следует ответить на вопрос, каково значение психодиагностики, какова область ее применения. Укажите, как давно появились психодиагностические методы. Применялись ли психодиагностические методики в древности.
Во втором вопросе важно отметить, какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами. Назовите области применения тестов и охарактеризуйте их виды. Укажите в чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики.
В третьем вопросе важно отметить, что названная методика основана на представлении о том, что в основе всех проявлений личности лежат явные и скрытые побуждения, предпочтения, желания и конфликты. Опишите ее специфические черты и назовите тесты, относящиеся к проективным.
Литература
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003.
Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж.: Модэк, 1995.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 1997.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск.: Петроком, 1992.
Тема 19. Деловое общение в рабочей группе.
Вариант 19.
1. Социально-психологические особенности рабочей группы.
2. Охарактеризуйте понятие «социально-психологический климат» в коллективе.
3. Укажите, какие процессы включает в себя групповая динамика:
а) формирование взаимосвязей;
б) возникновение подгрупп на неформальной основе;
в) влияние одного члена группы на другого;
г) принятие решений;
д) лидерство.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно охарактеризовать рабочую группу, перечислив присущие ей черты: разделение функций, наличие должностной иерархии, система позитивных и негативных санкций и т.д. Укажите, в чем заключается профессиональная зрелость рабочей группы. Перечислите существующие типы отношений в системе «руководитель – подчиненный».
|
Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «социально-психологический климат», указав на то, что это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это сплав установок, настроений и чувств членов группы. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения.
В третьем вопросе важно обосновать ответ и проиллюстрировать его конкретным примером из деловой практики.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. - М.: Автор, 1993.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология.- СПб.: Речь, 2000.
Тема 20. Референтная группа и лидерство.
Вариант 20.
1. Сущность и признаки референтной группы.
2. Социально-психологическая характеристика понятия «лидер».
3. Укажите правильное определение понятия «конформизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющих на него:
а) стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы;
б) возрастание активности и продуктивности деятельности индивида вследствие присутствия рядом других людей:
|
в) снижение индивидом своей активности и продуктивности в присутствии других людей.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно охарактеризовать понятие «референтная группа», то есть группа с которой личность отождествляет или сравнивает себя. Рассмотрите виды референтных групп: нормативные, сравнительные, негативные. Раскройте содержание понятий «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция».
Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «лидер», рассмотреть выделяемые три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле) и ситуативный лидер. Проанализируйте их характеристики. В чем отличие взаимодействия руководителя и руководимых им людей, от взаимодействия лидера и ведомых.
В третьем вопросе следует указать на правильное определение понятия «конформность», раскрыть его содержание и отметить, что именно оказывает влияние на индивида, побуждающего его к конформному поведению. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000.
|
Тема 21. Стиль руководства.
Вариант 21.
1. Сущность понятия «стиль руководства».
2. Типы стилей руководства
3. Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и не относится к понятию «лидер»:
а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;
б) выполняет несколько социальных ролей;
в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;
г) имеет психологическую природу;
д) даны права и полномочия законом.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует начать с уточнения понятия «руководство» и соотнесения этого понятия с «управлением» и «лидерством». Важно указать, что под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а так же форму исполнения этих методов. Охарактеризуйте три основных типа методов управленческого воздействия: командный, договорной, социально-психологический.
Во втором вопросе перечислите наиболее принятые стили руководства: автократический, демократический и свободный. Укажите, существуют ли постоянные связи между различными стилями руководства и продуктивностью подчиненных. Важно отметить, что хотя в разных работах выделяют разные стили руководства, каждый из этих стилей определенным образом связан с продуктивностью и удовлетворенностью членов группы (организации).
В третьем вопросе важно указать, что отечественные исследователи выделяют «руководство» и «лидерство» как два различных явления, присущих организованным (в той или иной степени) общностям. Укажите является ли наличие лидера, в отличие от руководителя необходимым признаком любой официальной организации.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000.
Тема 22. Типология конфликтов.
Вариант 22.
1. Виды и структура конфликта.
2. Стадии протекания конфликта.
3. Укажите причины:
а) внутриличностного конфликта;
б) межличностного конфликта;
в) межгруппового конфликта;
г) организационного;
1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;
2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3) фрустрация;
4) конфликт между формальной и неформальной группой.