ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ




Под конкуренцией понимается экономическое соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Рыночная мудрость гласит: «Кто забывает о своих конкурентах, того завтра забудет рынок ». Поэтому о своих потенциальных конкурентах необходимо знать все, иначе от них можно отстать безнадежно. Все усилия необходимо приложить для того, чтобы их опередить.

В данном разделе бизнес-плана должны содержаться следующие показатели работы предприятия:

- основные производители аналогичных товаров, оказываемых услуг;

- характеристика товара;

- способы продвижения товара на рынке (каналы сбыта);

- цена товара;

- формы расчета с покупателями;

- реклама.

По совокупности приведенных выше показателей и производится сравнительная оценка конкурентоспособности своей фирмы с основными конкурентами (двумя-тремя).

В связи с этим возникает вполне законный вопрос о том, где взять информацию о своих конкурентах.

Самыми доступными источниками информации о своих конкурентах следует считать:

- статьи в периодической печати;

- рекламные объявления;

- материалы судебных разбирательств;

- заявки на торгах;

- совещания, встречи, симпозиумы, выставки, ярмарки и т.д.;

- персонал конкурирующих фирм;

- рекламные агентства;

- отчеты фирм;

- специальные организации по исследованию рынка;

- опытные образцы товаров.

По источникам информации о своих конкурентах необходимо выбрать наиболее эффективные методы сбора информации, среди них:

- опрос отдельных лиц;

- систематизация материалов публикаций;

- заключение специальных формуляров о конкурентах.

Характеристику товара, каналов сбыта, цены, форм расчета с покупателями и организацию рекламы представляют в виде таблицы, как показано в табл. 1.

Таблица 1.

№ п/п Показатель Ваше предприятие Конкурент
А Б В
I. ТОВАР        
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. Качество Дизайн Гарантийный срок Надежность Срок службы Защищенность патентом Упаковка Право замены Ремонтопригодность Престиж торговой марки и т.д.        
           
Продолжение табл. 1
№ п/п Показатель Ваше предприятие Конкурент
А Б В
П. КАНАЛЫСБЫТА        
2.1. 2.2. 2.3. 2.4.   2.5.   Прямая доставка Самовывоз Оптовые посредники Косвенные каналы сбыта: - одноуровневый - двухуровневый - трехуровневый Торговые агенты и т.д.        
Ш. ЦЕНА        
3.1. 3.2. Уровень цены Система скидок в зависимости от: - партии продукции; - времени размещения заказа; - и др. факторов        
IV. ФОРМЫРАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ        
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Предоплата По платежным поручениям По аккредитиву Чековая система        
V. РЕКЛАМА        
5.1. 5.2.   5.3. 5.4. Организация выставок, ярмарок Использование средств массовой информации Издание буклетов, проспектов Товарный знак        
Сумма баллов        

 

Оценку показателей конкурентоспособности производят по 10 бальной системе. Высшая оценка выставляется за высшее достижение среди конкурентов включая и свою фирму. При выставлении балов по конкретному показателю не идет о каких то утвержденных кем-то критериях, эталонах и т.д. Присвоенные баллы позволяют в результате составления соответствующих показателей работы конкурирующих фирм методом экспертных оценок. В качестве экспертов обычно выступают ведущие специалисты по производству соответствующих товаров. Экспертов как правило, должно быть несколько.

В случае выполнения дипломных проектов студентами и выпускных работ слушателями переподготовки руководителей и специалистов количество экспертов может быть ограничено одним-двумя специалистами: автором бизнес-идеи и ее разработчиком (руководителем дипломного проекта, выпускной работы с одной стороны и дипломником – с другой).

Перечень, приведенный выше показателей конкурентоспособности, может быть дополнен, сокращен или изменен. Следует помнить, что оценка конкурентоспособности является обязательным элементом любого бизнес-плана и прогнозировать ее нельзя, т.к. все познается в сравнении.

Итак, каждый эксперт самостоятельно, независимо от других экспертов выставляет каждому предприятию по всем оценочным показателям свой балл. После этого подводится итог оценки конкурентоспособности сначала каждым экспертом, затем в целом по совокупности экспертов как сумма баллов по всем показателям.

Конкурентным преимуществом по данной методике перед другими конкурентами обладает предприятие, имеющее максимальную сумму баллов.

Предлагаемая методика определение конкурентоспособности проектируемого предприятием продукта или услуги позволяет с достаточной степенью достоверности убедить будущего инвестора в предпочтительности данного продукта или услуги. Это будет только в случае объективной оценки продукта или услуги, производимых данных предприятием и его основными конкурентами.

Данная методика привлекательна и тем, что позволяет заключить по каким показателям имеется у данной фирмы отставание от своих конкурентов и позволяет вовремя предпринять усилия по его (отставание) устранению.

На успех фирмы в конкурентной борьбе заметное влияние оказывают способы продвижения товаров на рынке.

Под движением товара понимается система, обеспечивающая его доставку к местам продажи от мест производства в целях удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителей.

В интересах фирмы важна минимизация расходов на движение товара, но они не должны сказываться на уровне обслуживания.

Уровень обслуживания зависит от целого ряда факторов:

- скорость выполнения заказа;

- готовность принять обратно товар, в котором обнаружен брак, и заменить его в кратчайший срок;

- умение воспользоваться наиболее подходящим видом транспорта;

- служба сервиса (для технических изделий);

- хорошо поставленная складская сеть;

- достаточный уровень запасов товаров;

- уровень цен на услуги по движению товара к покупателю.

Важно найти разумное состояние средств, отпускаемых для продвижения товара на рынке, с уровнем обслуживания.

При проектировании системы продвижения товара следует учитывать все элементы, относящиеся как к внутренней, так и внешней среде маркетинга.

К элементам внутренней среды относятся:

- обработка заказов потребителей;

- подбор партий товаров по заказам покупателей;

- упаковка в соответствии с требованиями транспортных служб;

- оформление документов и страховка;

- отгрузка и контроль за движением товара.

К элементам внешней среды относятся:

- фирмы, обеспечивающие перевозки;

- посредники и их склады;

- сеть сбыта (магазины).

В зависимости от вида товара и характера товара значение отдельных элементов системы его продвижения будет меняться, также как и полнота их освещения в бизнес-плане.

Следует обосновать принятый способ продвижения товара от производителя к потребителю. Среди наиболее распространенных способов продвижения товара известны следующие:

- прямой контакт;

- использование услуг агента (агентской фирмы);

- продажа товара через оптовика.

Прямая продажа товара выгодна при большом объеме товара и небольшом числе потребителей.

Использование услуг агента предпочтительно, когда осуществляется выход на плохо изученный рынок, товар можно отгрузить без предпродажного сервиса.

Продажу товара через оптовика рекомендуют при наличии большого количества потребителей в каждом секторе экономики, рынок разбросан географически, требуются срочные поставки небольших партий.

В бизнес-плане принято сделать выбор между возможными вариантами каналов сбыта своей продукции и обосновать его.

Различают прямой и косвенный каналы сбыта (рис. 3).

 

ПРЯМОЙ КАНАЛ

Потребитель
 
 
Производитель


КОСВЕННЫЕ КАНАЛЫ

       
   
Розничный торговец
Потребитель
Производитель


ОДНОУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ

           
     
Потребитель
Розничный продавец
Оптовый торговец
Производи-тель


ДВУХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ

Потреби-тель
               
       
Рознич-ный торговец
Мелко-оптовый торговец
Оптовый торговец
Произво-дитель


Рис. 3. Прямой и косвенный каналы сбыта

 

Канал сбыта выбирается исходя из конкретной ситуации. Безусловно, наиболее предпочтительным каналом сбыта считается прямой канал.

В бизнес-плане требуется выбрать не только тот или иной канал сбыта, тот или иной способ продвижения товара от производителя до потребителя, но и его обоснование, оценка расходов, описание принятых элементов системы продвижения товаров.

Цена как фактор конкурентоспособности имеет большое значение. Широко распространенно ошибочное представление о том, что чем ниже цена на поставленный покупателю товар, тем выше конкурентное предпочтение. Это не так. Цена должна максимально соответствовать потребительским свойствам товара. Конкурентные преимущества по критерию цены на товар определяются также наличием или отсутствием обоснованной системы скидок в зависимости от размера поставляемой партии продукции от времени (сезона) размещения заказа, от предпочтений в отношении покупателей и т.д.

Конкурентные преимущества по формам расчета с покупателями определяются исходя из достижения сокращения сроков и надежности производства, платежей покупателя за поставленный товар.

Эффективность рекламы определяется разнообразием рекламной компании, ее масштабностью и адресностью.

 

 

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

Стратегия маркетинга разрабатывается в форме плана. К основным элементам которого относятся:

1. Схема распространения товаров.

2. Ценообразование.

3. Организация рекламы.

4. Организация сервиса (для технических товаров).

При изложении схемы распространения товаров следует привести и обосновать принятую Вами систему сбыта (реализации) изделий, целесообразность создания своей сбытовой службы, привлечения посредников, торговых агентов и т.д.

Для фирмы цена является наиболее важным показателем, т.к. ее основная функция – обеспечение прибыли от реализации товара.

Уровень цен в системе определяется покупателем. Потребители предпочитают покупать товары по высоким ценам, но хорошего качества. Ценовая конкуренция все более уступает место неценовым формам конкуренции: конкуренции качества, систем обслуживания, сроков поставки, престижности.

Предприниматель должен выработать конкретную ценовую стратегию и дать ее краткое обоснование.

В маркетинге существуют следующие основные виды ценовой стратегии:

1. Высоких цен, или стратегия «снятия сливок». Предусматривает продажу товаров по ценам значительно превышающим цену производства. Это может иметь место при выпуске новых товаров, защищенных, как правило, патентами.

2. Низких цен, или стратегия «проникновения». Применяется в целях стимулирования спроса, вытеснения конкурирующих товаров с рынка, а затем постепенно повышается.

3. Дифференцированных цен. Она предлагает установление определенной шкалы скидок, надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

4. Льготных цен. Льготные цены на товары могут устанавливаться для покупателей, в которых фирма-продавец имеет определенную заинтересованность. Это наиболее низкие цены, по которым фирма продавать свои товары.

5. Неокругленных цен. Такие цены покупатели воспринимают как свидетельство тщательного анализа фирмой своих цен и желания установить их на минимальном уровне.

6. Единых цен. Эта стратегия укрепляет доверие покупателей, легко применима, удобна, дает возможность продажи по каталогам, посылочной продажи.

7. Конкурентных цен. Связана с проведением агрессивной ценовой политики снижения цен фирмами- конкурентами.

Выработка разумной ценовой стратегии необходима предпринимателю для достижения успеха, а инвестору – для обеспечения гарантии возвращения кредита.

В стратегии маркетинга важное место занимает реклама. Ее можно использовать для решения целого ряда задач:

1. Содействия узнаваемости товара.

2. Стимулирования спроса и конкретный товар.

3. Сокращения сроков вывода на рынок нового товара или услуги.

4. Объявления о льготных сделках или предложениях.

5. Обеспечения роста товарооборота.

При организации рекламы предприниматель должен исходить из того, что любое рекламное послание обязано быть юридически безупречным (честным и правдивым) благопристойным. Никакое рекламное послание не должно подрывать общественное доверие к рекламе.

В данном разделе следует изложить перечень предлагаемых мер по рекламированию своей продукции. Среди этих мер могут быть:

- издание специальных буклетов о своей фирме, производимой продукции, оказываемых услугах;

- организация ярмарок, выставок;

- использование средств массовой информации (национальных систем связи);

- формирование марки предприятия, товарного знака и т.д.

При составлении текста рекламы следует:

- высказываться прямо, интересно и просто;

- быть кратким и оригинальным;

- повторять наиболее важные коммерческие аргументы;

- говорить читателю, что он должен сделать;

- избегать прямых сравнений с конкурентами, называть их по имени.

В этом разделе бизнес-плана по организации рекламы можно ограничиться следующими вопросами:

- изображением марки предприятия и товарного знака;

- написание текста рекламы своей продукции;

- перечислением предлагаемых средств рекламы.

Спрос на сервис порождается спросом на товар, а хороший сервис расширяет спрос на обслуживание изделия. Поэтому организация сервиса является обязательным элементом бизнес-плана во всех случаях, когда производимый товар требует технического обслуживания.

Современный сервис заключается в том, что фирма-производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности выпущенного изделия в течение всего времени его эксплуатации. Это способствует не только высокой конкурентоспособности товара, но может стать важной статьей дохода фирмы.

Сервис обычно подразделяют на предпродажный и послепродажный, а последний на гарантийный и послегарантийный.

Предпродажный сервис состоит в том, что фирма-производитель изучает требования потенциальных покупателей к предлагаемому товару во всех его аспектах. Персонал сервиса участвует так или иначе в проектно-конструкторских работах, испытаниях и их оценке, подготовке технической документации, производит монтаж и регулировку оборудования, приводит его в рабочее состояние.

Послепродажный сервис в период гарантийного срока производится (за исключением некоторых случаев из строя изделия) бесплатно, а в послегарантийный период фирма ведет планово-предупредительные ремонты, капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективной эксплуатации изделия, модернизирует его, обучает персонал покупателя. Все эти работы производятся по согласованному графику на основании заключенного договора. Это выгодно обеим сторонам.

Методы осуществления сервиса могут быть разные, в том числе с привлечением:

- службы сервиса фирмы-производителя;

- специализированных сервисных фирм (по договору с фирмой- производителем);

- сотрудников фирм-покупателей (под руководством и при активной помощи специалистов фирмы-продавца или производителя);

- агентов, продающих данные товары, и т.д.

При разработке бизнес-плана от предпринимателя требуется с учетом специфики, назначения товара выбрать и обосновать метод сервисного обслуживания производимого изделия на протяжении всего срока его эксплуатации. Отсутствие сервисного обслуживания товара серьезно затрудняет его сбыт, снижает конкурентоспособность и может осложнить получение банковского кредита.

Надлежащая организация сервиса производимого товара способствует:

- закреплению покупателей за фирмой;

- повышению конкурентоспособности товара на рынке;

- увеличение дохода от этого вида деятельности;

- созданию доброй репутации фирмы.

 

 

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

План производства представляет собой заранее намеченный порядок осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий.

Главная задача – доказать своим потенциальным партнерам, инвестору свою состоятельность реально производить нужное количество товаров в определенные сроки и с требуемым качеством.

Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции.

План производства рекомендуется составлять на срок до 1 года.

Планирование производства включает систему расчетов по обоснованию объемов, номенклатуры, ассортимента и качества продукции. Это значит, что предприниматель должен показать, в каком количестве, какого ассортимента и качества товары будут производиться по месяцам планируемого периода. Планируемый период должен быть не меньше того времени, в течение которого будет не только достигнута критическая программа выпуска продукции, но и существенно перекрыта.

Кроме количественных и качественных показателей планируемой продукции, предприниматель должен дать ответ на следующие вопросы:

1. Где будут изготовляться товары (на действующем или вновь создаваемом предприятии)?

2. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

3. Где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия? Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними?

4. Предлагается ли производственная кооперация и с кем?

Исходными данными для определения объема производства продукции, ее ассортимента и качества являются результаты маркетинговых исследований на эту тему, т.е. выявленные потребности, к удовлетворению которых и стремится предприниматель. Лучшим доказательством гарантированного сбыта планируемой продукции для инвестора является не выявленная потребность и готовность предпринимателя ее удовлетворить, а наличие заключенных договоров с будущими потребителями продукции. Поэтому ссылка в плане производства на наличие заключенных договоров есть весьма солидный аргумент в пользу целесообразности финансирования открываемого дела.

Инвестор хочет знать, есть ли необходимые производственные мощности для производства запланированного объема производства продукции. Поэтому надо отразить, будут ли использоваться действующие производственные мощности или производство организуется на вновь создаваемом предприятии. Желательно указать техническое оснащение и дать краткое описание технологического процесса, перечислить стандарты, ГОСТы, ОСТы и ТУ, которые предполагается использовать. Очень полезным элементом здесь может быть схема производственных потоков на предприятии. На ней должно быть наглядно показано, откуда будут поступать на предприятие и по каким ценам все виды сырья, материалов и комплектующих изделий, как они будут перерабатываться в продукцию.

Данный раздел бизнес-плана должен завершаться оценкой возможных издержек производства и их дальнейшей динамики. При этом не следует забывать о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды.

В качестве исходных данных при составлении плана производства приводятся перечень основных фондов, расчет амортизационных отчислений, расшифровка материальных затрат.

План производства служит основой для составления прогноза продаж.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Требуется осветить организацию управления и производственную структуру. Для наглядности желательно изобразить это на схеме. Следует дать подробную профессионально-квалификационную характеристику всего персонала предприятия, прежде всего управленцев, с указанием образовательного уровня, квалификации, опыта работы.

Далее необходимо отразить, на какой основе принят или будет принят персонал на работу: на общих основаниях, по контракту, на условиях совместительства, по трудовому соглашению и т.д.

Заработную плату нанимаемых специалистов лучше указать поименно. Фирма должна заботиться о материальном благополучии работников, чтобы привлечь к работе специалистов высокой квалификации.

Не будет лишней информация о взаимодействии отделов, служб и производственных подразделений, связях с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий и потребителями своей продукции.

В этом разделе бизнес-плана следует показать инвестору реальность воплощения задуманной идеи, составить мнение об имидже фирмы. Для этого желательно указать местоположение фирмы, наличие современных средств оргтехники и вычислительной техники, данные об организации и стимулировании труда персонала, организации производственных и технологических процессов, управлении производством, привести схему технологического процесса, установленного оборудования.

 

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материал предыдущих. В состав финансового плана входят следующие подразделы:

- прогноз объемов продаж;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- сводный баланс активов и пассивов предприятия;

- график достижения безубыточности.

Прогноз объектов продаж производится на основе составленного плана производства, например на год. Для этого плановый объем производства следует умножить на цену.

Задача баланса расходов и поступлений – проводка синхронности поступления и расходования денежных средств. Предпринимателю и инвестору небезразлична регулярность поступления денежных средств. Любая их задержка требует привлечения дополнительных заемных средств. Если сбыт продукции связан с длительным «омертвлением» средств в расчетах с покупателями продукции, то необходимо прибегать к дополнительному инвестированию, что, в свою очередь, может привести к банкротству.

На своевременность поступления средств влияют различные факторы. Среди них можно выделить такие, как принятие ценовая политика, система сбыта, платежеспособность покупателя, условия заключенных договоров в части взаимной ответственности сторон и т.д.

Свободный баланс активов предприятия составляется при разработке бизнес-планов по крупным инвестиционным проектам и поэтому методика его составления нами не рассматривается.

Приведен пример составления баланса денежных расходов. Частный предприниматель решил с 1 июля 2003 г. открыть предприятие по изготовлению и продаже дискет для компьютеров. Первоначальный его капитал составляет 300 тыс. руб., что меньше требуемой суммы. Коммерческий банк, у которого предприниматель хочет взять кредит настаивает на обосновании размера кредита на первые шесть месяцев работы под 25 % годовых.

Рыночная цена одной дискеты составляет 10 руб./шт. Расходы на зарплату составляют 1,5 руб./шт, на материалы – 1,7 руб./шт. Накладные расходы, включающие амортизационные отчисления, содержание здания и оборудования, общехозяйственные расходы и т.д., составляют 150 % от прямых расходов на зарплату и материалы.

Прогнозируемый объем продаж: июль – 0, август – 20000 шт., сентябрь – 25000 шт., октябрь, ноябрь и декабрь – по 30000 шт.

Двадцать процентов сбыта будет осуществляться за наличные. Остальную часть планируется реализовать с условиями оплаты в течение месяца после сбыта.

Ежемесячный объем производства должен соответствовать сбыту, запланированному на следующий месяц.

Помещение, необходимое для размещения производства, предприниматель нашел. Оно стоит 300 тыс. руб. Денег на приобретение помещения не хватает. По условиям договоренности с собственником 1/3 указанной суммы нужно внести в июле, т.е. 100 тыс. руб., а остальную часть в течение года. Оборудование стоит 70 тыс. руб., заплатить за него необходимо в январе.

Чтобы определить необходимый размер кредита, следует рассчитать окончательное сальдо, т.е. остаток средств на начало каждого месяца.

На начало июля остаток составляет + 16508 тыс. руб., на 1 августа остаток средств вычисляется как сумма разницы доходов и расходов за август (- 164,2 тыс. руб.) и остатка средств на 1 июля, т.е. 165,8 тыс. руб., и составит + 1,6 тыс. руб.

Дальнейшие вычисления по расчету окончательного сальдо производят аналогично.

Необходимый размер кредита определяется умножением наибольшей суммы недостатка средств (в нашем случае в октябре – 36,8 тыс. руб.) на коэффициент погрешности в вычислениях, принимаемых в пределах 1,1…1,3.

Таким образом, необходимый размер кредита составит тыс. руб.

Чтобы не испытывать нехватки денег кредит придется взять в начале августа.

Далее приступаем к построению графика безубыточности.

Автору бизнес-идеи необходимо знать, когда наступит время безубыточной работы, каков должен быть объем выпуска продукции для обеспечения условий рентабельной работы и т.д.

Для этой цели исследуется зависимость объема продаж (выручки), затрат на производство продукции (себестоимости) с одной стороны и объема выпуска продукции – с другой.

При построении графика безубыточности (рис. 4) рекомендуется выбрать масштаб величин, откладываемых по осям ординат и абсцисс из такого расчета,


       
 
Объем продаж, тыс. руб.
   
4
 

 


1800

 

 
 
3


1500

 
 
А

 


1200

 

 

2
900

 
 

 


600

 

 

1
300

 

       
   
Программа выпуска, тыс. шт.
 
 

 


0 30 60 90 120 150 180

 

Рис. 4. График зависимости объема продаж, затрат на производство от выпуска продукции.

 

Примечание: 1 – расходы на материалы, заработную плату;

2 – условно-постоянные расходы (косвенные расходы + процент за ссуду);

3 – себестоимость (прямые + косвенные расходы);

4 – объем продаж.

 


чтобы длины осей абсцисс и ординат были примерно равными. В этом случае достигается безупречная наглядность изучаемых явлений и процессов.

Предприниматель избрал форму налогообложения, при который налог устанавливается на прибыль и составляет 15 %.

Баланс доходов и расходов, представленный в табл. 2, позволяет ответить на следующие вопросы:

1. Какие поступления ожидаются в планируемом периоде (в нашем случае за первые шесть месяцев работы)?

2. Какие затраты будет нести предприятие?

3. В каком соотношении находятся поступления средств и затраты (доходы и расходы)?

4. Требуется ли кредит? Ели да, то можно определить его необходимый размер.

5. Каков размер критической программы выпуска продукции. Который обеспечит предприятию рентабельную работу.

 

Таблица 2

№ п/п Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого
I Доходы              
1.1 Взнос предприятия 500,0 - - - - - 500,0
1.2 Продажа за наличные - 40,0 50,0 60,0 60,0 60,0 270,0
1.3 Продажа за безналичные - - 160,0 200,0 240,0 240,0 840,0
Итого 500,0 40,0 210,0 240,0 300,0 300,0 1610,0
П Расходы              
2.1 Заработная плата 30,0 37,5 45,0 45,0 45,0 45,0 247,5
2.2 Материалы 34,0 42,5 51,0 51,0 51,0 51,0 280,5
2.3 Проценты за ссуду 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 25,2
2.4 Косвенные расходы, 150% 96,0 120,0 144,0 144,0 144,0 144,0 792,0
2.5 Стоимость здания 100,0 - - - - - 100,0
2.6. Стоимость оборудования 70,0 - - - - - 70,0
Итого 334,2 204,2 244,2 244,2 244,2 244,2 1515,2
  Прибыль (убыток) 165,8 -164,2 -34,2 -4,2 55,8 55,8 -
  Окончательное сальдо 165,8 1,6 -32,6 -36,8 19,0 74,8 -
  Необходимый размер кредита тыс. руб.
  Налог на прибыль (15%) - - - - 2,85 11,22 -
  Чистая прибыль - - - - 16,15 63,58 -

 

Пояснения к расчету.

Перечень поступлений для вновь создаваемого предприятия ограничен:

- взносом предпринимателя в размере 30 тыс. руб.;

- выручкой от продажи производимой продукции как наличной, так и за безналичный расчет.

Выручка за продажу дискет в зависимости от условий их реализации поступает в разные сроки. Так, при продаже дискет за наличный расчет деньги поступают сразу, т.е. в августе, а при продаже за безналичный – только через месяц после поставки дискет покупателю, т.е. в сентябре.

Итоговая строка табл. 2 показывает крайне неравномерное поступление средств по месяцам, что характерно для новых предприятий, начинающих свою производственную и коммерческую деятельность.

Обратимся к статье «Затраты».

Для начала произведем классификацию затрат. Все затраты по своему назначению делятся на:

1) единовременные (стоимость здания и оборудования);

2) текущие (все остальные) – формируют себестоимость выпускаемой продукции.

В свою очередь, текущие затраты состоят из: прямых (зарплата, материалы) и косвенных.

Если прямые затраты изменяются прямо пропорционально объему выпускаемой продукции, то косвенные или не зависят вообще от объема производимой продукции (расходы на отопление помещения, освещение, амортизацию здания, оборудования и т.д.), или зависят незначительно (расходы на текущий ремонт оборудования, заработная плата управленческого персонала и т.д.).

Косвенные расходы в целях упрощения расчетов принято определять в процентах от прямых затрат. Косвенные расходы в зависимости от сложности, характера и масштаба производства колеблются в широких пределах (от нескольких десятков до сотен процентов от прямых затрат).

В нашем случае доля косвенных расходов принята равной 15 % от прямых.

Расходы на материалы рассчитываются путем умножения объема производства за соответствующий период на цену единицы материала. За июль расходы на материалы составят:

Проценты за ссуду рассматриваются как текущие расходы и по этой причине включаются в себестоимость продукции.

Как сказано в исходных данных, 1/3 стоимости здания вносится в июле, т.е. 100 тыс. руб., а под 2/3 стоимости здания выделяется ссуда под 25 % годовых.

Расчет процентов за ссуду определяется так:

 

 

Таким образом, 50 тыс. руб. следует вернуть собственнику здания за год, за месяц в среднем 4,2 тыс. руб.

Произведя все расчету, определяем результат работы предприятия в виде прибыли (превышение доходов над расходами) или убытков (превышение расходов над доходами). В нашем примере затраты на производство продукции за август, сентябрь и октябрь не покрываются выручкой от реализации продукции. Следовательно, не обойтись без кредита.

Пояснения к построению графика безубыточности.

По оси ординат откладываем две величины:

- объем продаж (выручка), тыс. руб.;

- затраты на производство дискет, тыс. руб.

По оси абсцисс – объем производства, тыс. шт. Плановый объем производства за 6 месяцев составляет 180 тыс. шт.

В соответствии с плановым объемом производства объем прод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: