Бесспорно, значима роль внутренних аудитов системы менеджмента качества (СМК) в ряду процессов поддержания в рабочем состоянии и совершенствования всех ее элементов. Из огромного числа факторов (методических, методологических, психологических и др.), влияющих на действенность и приносящих пользу внутренним аудитам, можно выделить основополагающие. К этой категории относятся: уровень подготовки аудиторов, методики составления оптимальной с точки зрения результативности и эффективности программы аудитов, тонкости формулировок несоответствий, подбор доказательной базы для рекомендаций по улучшению, мотивация аудиторов. Перечень факторов можно продолжить, но его полнота и варианты предлагаемых решений могут быть предметом другой статьи.
Поставив цель – сделать внутренние аудиты действенным инструментом выявления слабых мест и областей для улучшения, сузим задачу рассмотрения факторов, влияющих на действенность внутренних аудитов, до формы отчета. Кто вплотную занимался аудитами, знает, что отчеты не блещут глубиной анализа объекта аудита в целом и зачастую сводятся к перечислению незначительных недостатков. Поверхностная оценка, даваемая в ходе аудита, приводит к потере интереса руководством предприятия к этому виду деятельности и подрывает веру в то, что внутренние аудиты способны помочь в решении проблем предприятия. Потеря поддержки на высшем уровне резко снижает мотивацию аудиторов и статус аудитов. Как следствие, аудиты вырождаются в формальные мероприятия для демонстрации сертификационным органам. Так как внутренние аудиты все-таки являются обязательным элементом измерения системы, попробуем обойти эту проблему, задавшись формой отчета как ключевым инструментом для анализа текущей деятельности организации. Возражения о том, что без компетентных аудиторов и творческого подхода не обойтись, принимаются сразу. Любое дело не терпит равнодушного, механического к нему отношения. Но определение рамок и уровня сложности задач инициирует процесс селекции и самообразования персонала.
|
В качестве исходных предпосылок зададимся фактом внедрения процессно ориентированной модели СМК на предприятии и наличием программы аудитов, рассчитанной на полгода или год. Объектом аудитов принимаем процессы СМК, а не в целом деятельность подразделений. Только в этом случае логично ожидать, что реальное состояние проверяемого процесса или процессов будет отражено в отчете о результатах аудита.
Традиционные стандартные разделы отчета содержат общую информацию о проведенном внутреннем аудите:
· сроки проведения;
· объект аудита (проверяемые процессы СМК);
· проверяемые подразделения;
· критерии аудита (регламентирующие процесс документы);
· группа аудита (в том числе руководитель группы или главный аудитор, технические эксперты и т.д.);
· цели и задачи аудита;
· график аудита;
· уведомления о несоответствиях;
· другое.
К целям внутреннего аудита могут также относиться (учитывая требования п. 8.2.2 стандарта ИСО 9001:2000 и п. 6.2.2 ИСО 19011:2002):
· определение степени соответствия объекта критериям аудита;
· оценка результативности внедрения и поддержания в рабочем состоянии объекта аудита;
· оценка результативности СМК или отдельного процесса СМК для достижения конкретных целей;
|
· идентификация областей улучшений. Предположение о наличии перечисленных выше целей для внутренних аудитов организации позволяет представить содержательную часть отчета о внутреннем аудите в форме таблицы, а в задачи аудита на полных основаниях включить:
· оценку документации СМК (критериев аудита) для проверки соответствия законодательным актам и требованиям стандарта ИСО 9001:2000, а также для подтверждения того, что определены все необходимые требования для достижения поставленных целей;
· оценку соответствия выполнения требований документации (оценка практики работы);
· анализ причин выявленных несоответствий;
· оценку результативности проверяемого процесса;
· определение сильных и слабых сторон в СМК.
Для удобства назовем эту «содержательную» часть отчета «Оценка функционирования и результативности процесса». Если на аудит запланирована проверка нескольких процессов СМК, то соответственно на каждый из процессов заполняется предлагаемая форма.
Системность оценки функционирования и результативности процесса обеспечивается планированием и рассмотрением цикла PDCA (plan – do – check – action) на аудите. Составляющие цикла PDCA, в свою очередь, содержат обязательные элементы деятельности, оценка которых и приводится в отчете.
1. Планирование процесса (Plan):
определение целей и задач процесса. Установленные показатели качества процесса и соответствующие цели в области качества;
составление графиков, планов; выдача заданий исполнителям; установленные нормативы производительности (нормы выработки);
|
обеспечение ресурсами (данный элемент может быть выделен отдельно. Но, выбрав в качестве отправной точки цикл
Оценка функционирования и результативности процесса
Номер п.п. | Составляющая для оценки и собранный фактический материал | Оценка составляющей.% | Весовой коэффициент для общей оценки, к, | Уровень выполнения, K1 Q1 | Примечания | |
Планирование процесса (Plan) | ||||||
1.1 | Определение целей и задач процесса. Установленные показатели качества процесса и соответствующие цели в области качества | 0,25 | ||||
1.2 | Составление графиков, планов; выдача заданий исполнителям; установленные нормативы производительности (нормы выработки) | 0,35 | ||||
1.3 | Обеспечение ресурсами | 0,4 | ||||
1.3.1 | Персонал | 0,1 | ||||
1.3.2 | Методики, технологии | 0,1 | ||||
1.3.3 | Инфраструктура | 0,1 | ||||
1.3.4 | Производственная среда | 0,1 | ||||
Итого (Plan) | 1,0 | N= E k1 q1 | ||||
Осуществление процесса (Do) | ||||||
Документация на рабочих местах | 0,2 | |||||
Соответствие практики работы установленным требованиям | 0,4…. | |||||
Оценка взаимодействия с другими процессами | 0,4 | |||||
Итого (Do) | 1,0 | |||||
Проверка (контроль) и анализ процесса (Check) | ||||||
Контроль соблюдения графиков, выполнения заданий | ||||||
Мониторинг процесса (по показателям качества) | ||||||
Отчетность по процессу | ||||||
Итого (Check) | 1,0 | n =Еkq | ||||
Коррекция и улучшение процесса (Action) | ||||||
Установленные процедуры коррекции | ||||||
Наличие процедур и их соответствие требованиям | ||||||
Результативность установленных процедур | ||||||
Полномочия руководителя процесса для коррекции и улучшения процегга | ||||||
Итого (Action) | 1,0 | n =Еkq | ||||
PDCA, оставим элемент в качестве составляющей «планирования процесса»);
персонал (наличие, требования к компетентности);
методики, технологии (наличие, соответствие установленным требованиям, грамотность и т.д.);
инфраструктура (технологическое оборудование, аппаратное и программное обеспечение и т.д.);
производственная среда (например, значимые физические факторы, система мотивации).