Функции и задачи контроллинга




Сущность контроллинга

Функции и задачи контроллинга

Функции контроллинга

Основные задачи контроллинга

 

Функции и задачи контроллинга

Функции контроллинга

Основные задачи контроллинга

Стратегический и оперативный контроллинг

В системе управления

Стратегический контроллинг

Оперативный контроллинг

Заключение

7.


Введение

Анализ организационных структур ряда крупных и средних оте­чественных предприятий показывает, что службы (отделы) контрол­линга уже перестали быть "экзотикой". На некоторых предприятиях даже вводятся должности заместителя генерального директора или директора по контроллингу. При этом не всегда подразделения, вы­полняющие функции контроллинга, носят одноименное название, важно, что на предприятии внедряются и реализуются методология и основные принципы контроллинга.

Естественно, что в настоящее время в России и за рубежом суще­ствуют и реализуются на практике различные концепции контроллин­га: от регистрационной до координационно-навигационной. Косвенно это проявляется в названиях учебных курсов и соответствующих им методических материалах. Например, очень распространены такие дисциплины, как "Планирование и контроллинг", "Учет и контрол­линг", "Финансовый анализ и контроллинг на предприятии" и т.п.

На практике доминируют учетно-аналитическая и координацион­но-интеграционная концепции, реализуемые в системе оперативного контроллинга предприятия. Стратегический контроллинг как в тео­рии, так и на практике пока не получил широкого распространения ввиду новизны и сложности предмета.

Сущность контроллинга

В настоящее время не существует однозначного определения понятия "контроллинг" (англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль), но практически никто не отрицает, что это новая концепция управ-ления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой кон-цепции системного управления ор­ганизацией лежит стремление обеспечить успешное функционирова­ние организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путем:

• адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;

• согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

• координации и интеграции оперативных планов по бизнес-про­цессам;

• создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

• создания системы контроля над исполнением планов, коррек­тировки их содержания и сроков реализации;

• адаптации организационной структуры управления предпри­ятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реаги­ровать на меняющиеся требования внешней среды.

Узловыми компонентами концепции контроллинга яв­ляются:

• философия доходности - ориентация на эффективную работу
организации в долгосрочной перспективе;

• разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее ите­ративность планирования, контроля исполнения и принятия коррек­тирующих решений;

• создание информационной системы, адекватной задачам целе­вого управления.

 

Философия доходностиозначает:

• приоритет рентабельности деятельности предприятия, пони­маемой как эффективность работы предприятия в целом и его со­ставляющих, над ростом объемных показателей (размеры предпри­ятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);

• устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной пер­спективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия -наличие организационной структуры с четко выделенными единица­ми управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ори­ентированной на достижение целей;

• мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимо­сти предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.

Цикл контроллинга включает итеративные этапы планирова­ния, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по техно­логии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". За­дачи контроллинга на этом этапе - разработка методики корректиров­ки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и фак­та предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерар­хии управления.

В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие.

Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководи­телей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компании мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не поль­зовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего.

Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руко­водства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управ­ления бизнес-процессами в организационной системе.

Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автома­тически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.

Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функ­циональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контрол­лер превращается в основного поставщика информации для руково­дителей.

С организационной точки зрения контроллинг - структурный эле­мент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляю­щие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией изме­рения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной дея­тельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измере­ния в различных ракурсах:

• ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);

• функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);

• элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).

Если измерения не обеспечивают точности, объективности, еди­нообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабообоснованными, либо вообще бес­смысленными.

 

Функции и задачи контроллинга

Контроллинг как концепция поддержки системы управления по­служила ответом на изменения внешних условий функционирования организаций (предприятий). Эволюция функций управления организа­цией с интегрированием их в систему контроллинга отражает основ­ную тенденцию комплексного подхода к управлению. Так, например, планирование эволюционировало в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами — в маркетинг, бухгал­терский и производственный учет - в систему контроля и регулирова­ния. На рис. 1 представлена пирамида контроллинга, в которой от­ражены базовые компоненты контроллинга в иерархии их влияния на эффективность деятельности предприятия.

Если оценивать современное состояние контроллинга, то боль­шинство его систем обеспечивают на предприятии функциональность, соответствующую верхней части пирамиды (отделена на рис. 1 ли­нией). По сути дела, современный контроллинг работает со вторичны­ми источниками информации, не выходя в те слои, которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организа­ции производства (за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15-30%). В на­стоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии, где, по разным оценкам, заложен потен­циал роста эффективности порядка 50-75%.

Цели контроллинга как направления деятельности непосред­ственно вытекают из целей организации и могут выражаться в эко­номических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

Отчетность и аналитическая информация для подготовки и принятия управленческих решений

Планирование и бюджетирование. Измерение, анализ и оценка отклонений

Расчет затрат по продуктам, клиентам,регионам
Расчет затрат по местам возникновения (центрам ответственности)

Расчет затрат

по видам

 

Отчет о прибылях и убытках
Финансовая бухгалтерия
Баланс

Статистика предприятия

 

Маркетинг
Сбыт
Производство
Закупки

 

Финансирование

Организация работы и процессов в функциональных подразделениях предприятия (научная организация труда и производства)

Инновационная деятельность в сфере продукции (изделий), технологий, производства, закупок, сбыта,

управления, финансово-экономических отношений

Философия и методология управления с ориентацией на долгосрочное существование и развитие

Рис. 1. Пирамида контроллинга на предприятии

 

Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и из­меняются по содержанию. Меняется весомость отдельных задач. Так, великая экономи-ческая депрессия 1930-х гг. показала амери­канским предпринимателям значи-мость управленческого учета и планирования для обеспечения выживаемости предприятия в долго­срочной перспективе. До этого момента практики забыва-ли об ука­занных функциях управления или не придавали им должного значе­ния. В результате середина 1930-х гг. стала в США периодом ин­тенсивного роста числа предприятий, внедряющих принципы и философию контрол-линга.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. по Европе прокатилась волна банкротств, и это подтолкнуло предпринимателей к пониманию не­обходимости внедрения на предприятиях современных инструментов планирования и управления. Крупные предприятия занялись децен­трализацией управления, что сразу же привело к необходимости вне­дрения системы координации деятельности хозяйствующих субъек­тов. Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной и достоверной информа­цией о состоянии предприятия в различных аспектах деятельности. Постепенно определялся основной круг обязанностей служб кон­троллинга.

В развитых странах Европы службы контроллинга на предпри­ятиях или услуги привлеченных экспертов-контроллеров вполне при­вычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в по­следнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективно­сти управления организацией на принципах контроллинга. В совре­менных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров.

На малых предприятиях основные функции контроллинга выпол­няет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом мно­гие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разра­ботки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если ее выполняет сам руководи­тель предприятия. Небольшие предприятия очень редко решают так­же проблемы покупки других фирм или продажи филиалов. На сред­нем по размерам предприятии с монопроизвод-ством объем функций и задач учета, планирования и отчета будет, естест-венно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием.

 

Функции контроллинга

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельно­сти, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

• поддержка процесса планирования;

• учет для целей управления;

• контроль за реализацией планов, в том числе выявление и ана­лиз отклонений;

• оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству;

• выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации.

Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процес­сов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традици­онной системы учета на предприятии к информационным потребно­стям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции кон­троллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также под­держивает и координирует процессы планирования, обеспечения ин­формацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организацион­ный, координационный и консультационный аспекты.

На объем реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы:

• экономическое состояние организации;

• понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;

• размер организации (численность занятых, объем производства);

• уровень диверсификации производства, номенклатуры выпус­каемой продукции;

• сложившийся уровень конкуренции;

• квалификация управленческого персонала;

• квалификация сотрудников службы контроллинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: