Как отмечалось выше, функции и задачи контроллинга в различных организациях имеют существенные отличия в зависимости от количества реализуемых функций и задач и от особенностей их реализации. В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным функциональным областям менеджмента.
1. В области учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия
управленческих решений на разных уровнях руководства. Это необходимо для разработки и поддержания в дальнейшем системы ведения внутреннего учета, получения информации о протекании технологических процессов. Важным является подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.
Основные задачи в сфере учета:
• сбор и обработка информации;
• разработка и ведение системы внутреннего учета;
• унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
2. В области планирования поддержка процесса заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определении необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.
Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов по времени и содержанию, проверку составленных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.
Служба контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.
Основные задачи контроллинга в области планирования:
• информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
• формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования;
• установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
• координация процесса обмена информацией;
• проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
• координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
• составление сводного плана предприятия.
3. В области контроля и регулирования контроль за реали
зацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, оп
ределение места его проведения и объем. На основании плановых доку
ментов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксиру
ются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций.
Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных
величин. В соответствии с контрольными документами проводится со
поставление фактических и плановых характеристик и выявляется сте
пень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклоне
ний с выяснением причин их появления. По результатам анализа выра
батываются предложения по уменьшению отклонений.
Основные задачи контроля и регулирования:
• определение параметров, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
• сравнение плановых и фактических показателей для измерения и оценки степени достижения цели;
• определение допустимых границ отклонений величин;
• анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
4. В области информационно-аналитического обеспе
чения руководства в задачи контроллинга входят разработка архи
тектуры информационной системы, стандартизация информацион
ных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.
Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и пре
доставление руководству существенной для принятия управленческих решений аналитической информации.
Основные задачи данного направления:
• разработка архитектуры информационной системы;
• стандартизация информационных носителей и каналов;
• предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
• сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
• разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
• консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;
• обеспечение экономичности функционирования информационно-аналитической системы.
5. Специальные функции и задачи. В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.
В каждом отдельном случае даже основные функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый перечень наиболее часто встречающихся специальных функций и задач контроллинга, представленный ниже:
• сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
• сравнение с конкурентами;
• обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
• проведение калькуляции для особых заказов;
• расчеты эффективности инвестиционных проектов.