Тенденции развития туризма




ПОНЯТИЕ ТУРИЗМА

 

Туризм частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, и именуется в общем случае туристом.

В отличие от путешествий, туризм — категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы явления.

Туризм это:

(а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и

(б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

Был ли туризм у древних? Ответ прост. Единичные случаи путешествий, которые можно рассматривать как туризм по цели и даже по организационной форме осуществления, были, в том числе у древних римлян, возможно и ранее. В средние века можно было даже найти начала организованной деятельности по сопровождению групп паломников. При детальном рассмотрении процесса можно уверенно отнести эти явления к туризму, точнее к началам туризма.

Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющим. Сразу отметим, что довлеющими были, есть и всегда будут экономические предпосылки, потому что туризм в значительной мере категория экономическая, политическая и лишь затем — социальная (впрочем, все зависит от политической ориентации государства). В СССР туризм был всегда категорией социальной. В России в эпоху новых реформ, после 1991г., туризм — одна из первых отраслей, перешедшая в сферу предпринимательства. Туризм стал бизнесом, ориентированным на капиталистические методы управления и организации, услуги стали стоить свою истинную цену, а жители, привыкшие получать отдых задарма с профсоюзной дотацией до 90%, все еще ждут социальных позывов и голосуют за коммунистов. Это четко прослеживается при изучении постулата «любой труд почетен, кроме бесплатного» — в стране были и есть заслуженные шахтеры, артисты, учителя и много других профессий, но нет заслуженного работника туризма, хотя услугами туризма пользовались практически все граждане 300-миллионного государства, занимающего одну шестую часть суши.

Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте.

Еще раз отметим, что:

(а) значительная часть отграничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе;

(б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая в свою очередь действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.;

(в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа определений категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.

Во-вторых, в различных государствах в национальных законах и нормативных актах, регулирующих туризм и смежные с ним сферы деятельности, к определению туризма и туриста подходят не достаточно единообразно, при этом на установление категорий и толкование понятий довлеющее влияние оказывает, прежде всего, политика и уже потом — экономика.

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих — путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами' лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

a деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

a туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Тенденции развития туризма

Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек, в 1996г. их количество составило 592 млн. человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн. долл., при этом около 60% путешествующих—люди, проводящие свой отпуск.

По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC), на 1997г. в сфере туризма и путешествий в мире было занято в общей сложности 260 млн. человек, а годовой оборот отрасли составил 3,8 трлн. долл.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, то есть факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются: величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.

Таблица 1.1

Год Число прибытий туристов в целом по всем странам, тыс. чел.* Изменение, % Доходы от туризма в целом по всем странам, млн. долл.** Изменение, %
  338 993 (rf) 3,40 142 415 (rf) 21,06
  362 295 (rf) 6,87 174 609 (rf) 22,61
  395 024 (rf) 9,03 202 5 56 (rf) 16,01
  426 636 (rf) 8,00 219 477 (rf) 8,35
  458331(rf) 7,43 266 207 (rf) 21,29
  463 647 (rf) 1,16 272 684 (rf) 2,43
  503 148 (rf) 8,52 310 785 (rf) 13,97
  517 973 (rf) 2,95 317790(rf) 2,25
  544 524 (rf) 5,13 351 179 (rf) 10,51
  564 025 (rf) 3,58 398 898 (rf) 13,59
  593 745 (ре) 5,27 425 047 (ре) 6,56

 

* Включая однодневные посещения (rf—обновленные данные; ре—предварительные данные).

** За исключением доходов от международных перевозок.

 

В практике туристской деятельности различают страны—поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым— Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира (табл.1.1). Число прибытий в 1996г. достигло почти 600 млн., годовой рост составил 5,27%. Доля регионов в прибытиях международных туристов (по данным ВТО) представлена в табл.1.2. Доля Европы и Америки в прибытиях уменьшилась, а Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки—увеличилась.

 

Таблица 1.2

Регион 1960 г. 1980 г. 1994 г. Совокупный годовой прирост за 1960—1994гг., %
прибытие, млн. чел. доля, % прибытие, млн. чел. доля, % прибытие, млн. чел. доля, %
Европа 50,351 72,6 186,362 65,5 322,250 60,0 5,6
Северная и Южная Америка 16,705 24,1 61,356 21,6 107,052 19,9 5,6
Восточная Азия/ Тихоокеанский регион   1,0 20,955 7,4 76,695 14,3 14,8
Африка   1,1 7,337 2,6 18,408 3,4 9,9
Ближний Восток   0,9 5,992 2,1 9,053 1,7 8,2
Южная Азия   0,3 2,280 0,8 3,908 0,7 9,5
По всему миру 69,320 100,0 284,282 100,0 537,366 100,0 6,2

 

Наиболее популярные страны мира, посещаемые туристами, представлены в табл.1.3.

Таблица 1.3

Страна Количество прибытий туристов * Средний ежегодный прирост прибытий Доля прибытий от общего мирового показателя, % Место (по прибытиям)
1985г. 1994г. 1985—1994гг. 1985г. 1994г.   1994г.
Франция 36,748 60,640 5,72 11,2 11,28    
США 25,399 45,504 6,69 7,75 8,47    
Испания 24,477 43,232 5,16 8,39 8,05    
Италия 25,047 27,480 1,04 7,65 5,11    
Венгрия 9,724 21,425 9,17 2,97 3,99    
Китай 7,133 21,070 12,79 2,18 3,92    
Великобритания 14,449 20,885 4,16 4,41 3,88    
Польша 5,664 18,800 14,26 1,73 3,50    
Мексика 11,907 17,113 4,11 3,63 3,18    
Чехия 17,0 3,16  
Канада 13,171 15,971 2,16 4,02 2,97    
Германия 12,686 14,494 1,49 3,87 2,70    
Швейцария 11,900 12,200 0,28 3,63 2,27    
Греция 6,574 10,072 4,85 2,01 1,87    
Гонконг 3,657 9,331 10,97 1,12 1,74    
Португалия 4,989 9,132 6,95 1,52 1,70    
Малайзия 3,109 7,197 9,77 0,95 1,34    
Сингапур 2,738 6,68 9,64 0,84 1,17    
Нидерланды 3,329 6,178 7,11 1,02 1,15    
Всего в мире 327,570 537,366 5,65    

* Исключая визиты одного дня.

 

Средний ежегодный прирост прибытий в мире за период с 1985 по 1994гг. составил 5,65%. Наибольший средний ежегодный прирост прибытий за тот же период у Польши 14,26%, Китая 12,79, Гонконга 10,97%. Высоки позиции США, Испании, Италии, Венгрии и Великобритании. Наиболее посещаемой страной мира является Франция.

Как и следовало ожидать, туристы из наиболее развитых стран мира—США, Германии и Японии—тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран.

Увеличение доходов, связанных с потоками прибытий международных туристов, также было очень заметным. Доходы от мирового туризма (исключая доходы от международных перевозок) увеличивались с I960 по 1994гг. не более чем на 12% ежегодно (с 6,9 млрд. долл. в 1960 г. до 425 млрд. в 1994г.). Затраты, осуществляемые туристами за границей, помогают оценить размеры национальных внешних рынков. В табл. 1.4 представлены расходы международных туристов (исключая международные транспортные расходы) из 20 стран мира.

Таблица 1.4

Страна Расходы туристов, млн. долл. Средний темп годового роста, % Доля общественного расхода, % Место
1985г. 1994г. 1985—1994гг. 1985 г. 1994г. 1985г. 1994г.
США     6,58 24,21 14,28    
Германия     14,03 12,63 13,69    
Япония     22,86 4,75 10,07    
Великобритания     12,44 6,28 6,00    
Франция     13,17 4,49 4,55    
Италия     20,45 2,25 3,99    
Канада     12,24 4,07 3,83    
Нидерланды     13,74 3,40 3,60    
Австрия     14,66 2,68 3,06    
Тайвань     20,90 1,41 2,59    
Бельгия     15,90 2,02 2,54    
Швейцария     11,37 2,36 2,07    
Мексика     10,09 2,23 1,76    
Швеция     10,62 1,94 1,6    
Австралия     9,49 1,89 1,42    
Испания     16,86 0,9 1,35    
Республика Корея     23,63 0,6 1,34    
Норвегия     9,60 1,70 1,29    
Сингапур     21,98 0,60 1,2    
Дания     10,92 1,39 1,17    
Всего в мире     13,01    

 

Средний темп годового роста расходов за 1985—1994гг. составил около 13%, при этом наибольший годовой рост расходов наблюдался в Республике Корея (23,63%).

Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет на спад. Обычно если другие факторы, такие, как относительные цены, остаются неизменными, то при темпах роста общего реального потребления на 1% объем поездок остается неизменным, при 2,5% объем поездок увеличивается на 4%, а при росте потребления на 5% расходы на путешествия возрастают на 10%. Если темпы роста потребления ниже 1%, объем поездок падает. Указанные соотношения могут отличаться от приведенных средних величин для различных стран выезда туристов.

Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.

Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).

Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны. Поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, напитками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру — водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.

Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т. д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.

Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него, включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам, чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье «Туризм».

Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда вактивплатежного баланса по статье «Туризм» включаются следующие доходы:

a поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;

a поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;

a поступления от продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);

a транспортные расходы въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;

a инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;

a поступления от кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

Впассив платежного баланса по статье «Туризм» включаются следующиерасходы:

a на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;

a на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;

a на приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);

a на перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;

a на инвестиции за рубежом на развитие туризма в других странах;

a на долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. Данные табл.1.5, 1.6 и 1.7 рассчитывались по методике ОЭСР и в некоторых случаях расходятся с данными ВТО.

Таблица 1.5

10 стран мира с положительным сальдо туристского баланса*

(млн долл.)

Страна Доход Расход Сальдо
Испания 25892,2 4620,7 21271,5
Италия 28 245,2 12681,5 15563,7
США 64 374,0 52 567,0 11807,0
Франция 28181,7 17505,0 10676,3
Турция 6000,0 1180,0 4820,0
Мексика 6897,0 3335,7 3561,3
Греция 3684,1 1176,8 2507,3
Португалия 4325,2 2321,5 2003,7
Австрия 13821,5 12104,9 1716,6
Венгрия 2260,1 930,2 1329,9

* Данные приводятся по состоянию на 1996г.

 

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает скромное место на международном туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. Так, по данным Госкомстата России, в 1997г. выезжало за границу 11181,7 тыс. российских граждан, из них по туристским визам—4142,9 тыс. человек, в основном (9311,2 тыс. человек) в страны дальнего зарубежья, включая страны Балтии. В том же году (1997г.) в Россию прибыло 17462,6 тыс. иностранных граждан, из них с целью туризма—2515,0 тыс. человек, что в 1,33 раза больше, чем в 1996г. Динамика прибытий иностранных граждан в Россию и выезда граждан из России (по данным Госкомстата РФ) представлена на рис.1.2.

 

Таблица 1.6

10 стран мира с отрицательным сальдо туристского баланса *

(млн долл.)

Страна Расход Доход Сальдо
Германия 49557,6 15787,5 33770,1
Япония 37977,4 4281,0 33 696,4
Великобритания 25046,1 20019,7 5026,4
Нидерланды 11112,0 6144,3 4967,4
Бельгия 9038,1 5593,7 3444,4
Швеция 6263,8 3674,0 2589,8
Канада 11 168,2 8811,3 2356,9
Норвегия 4144,6 2342,6 1802,0
Дания 4141,9 3425,0 716,9
Финляндия 2366,4 1673,9 692,5

* Данные приводятся по состоянию на 1996г.

 

Таблица 1.7

Расстановка 10 стран мира по величине туристского оборота

(общий объем работы туристских организаций в международном туризме) *

(млн. долл.)

Страна Доход Расход Оборот
США 64374,0 52567,0 116941,0
Германия 15787,5 49577,0 65344,5
Франция 28181,7 17505,4 45687,1
Великобритания 20019,7 25046,1 45065,8
Япония 4281,0 37997,4 42278,4
Италия 28245,2 12681,5 40926,7
Испания 25892,2 4620,7 30512,9
Австрия 13821,5 12104,9 25926,4
Канада 8811,5 11168,2 19979,7
Швейцария 8723,2 7789,6 16512,8

* Данные приводятся по состоянию на 1996г.

 

Основная доля туристского потока в Россию (около 72%) приходится на страны СНГ и Балтии. По данным Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации от 22 декабря 1995г. №1284, дефицит платежного баланса по статье «Туризм» составил в 1994г. около 5 млрд. долл. Материальная база туризма более чем на 80% нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Такое положение объясняется неустойчивой экономической ситуацией в стране, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующей увеличению потока туристов. В 1997г. из России с туристскими целями выехало в 1,78 раза больше туристов, чем прибыло.

 

 

I—прибыло всего, млн. чел.;

II—прибыло по туристским визам, млн. чел.;

III—выехало всего, млн. чел.;

IV—выехало по туристским визам, млн. чел.

Рис.1.1. Динамика прибытий иностранных граждан в Россию и выездов граждан из России в 1993—1997гг.

 

По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого турпродукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.

В мире наблюдается и другая современная тенденция — рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристского рынка. В настоящее время групповыми турпакетами на западном туристском рынке пользуются, как правило, только молодые одинокие люди, туристы с ограниченными финансовыми возможностями, пенсионеры и паломники.

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:

a создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;

a широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;

a развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;

a рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии;

a при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);

a осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;

a повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма;

a развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером). В последнее время наряду с традиционными видами туризма все большее влияние приобретает такая разновидность туристской индустрии, как система владения отдыхом, более известная как таймшер. Концепция таймшера связана с предложением всем желающим проводить в течение установленного периода времени в каждом году отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса. В 1996г. число семей, владеющих таймшером, составило 3,5 млн. (в том числе в России до 20000 семей), а число курортов (мест отдыха) превысило 4500 (в 81 стране мира). За период с 1994 по 1996гг. объем продаж превысил 9 млрд. долл., а темпы экономического роста достигли примерно 15%.

 

ЦЕЛИ ТУРИЗМА

 

Важнейшей категорией являются цели туризма, которые позволяют четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные иммиграционные, таможенные, налоговые и иные льготные режимы и преференции, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.

Рассматривая туристское путешествие и его мотивацию, можно выделить множество целей, присутствующих одновременно и имеющих различные приоритеты у путешествующего. В каждом туре или путешествии есть главная цель, ради которой оно и предпринимается. Утрата этой цели или ее недостижение лишает это путешествие основания быть причисленным к данному виду туризма (в смысле получения льгот или преференций) или турист не получает удовлетворения. Таким образом, в любом путешествии или туристской поездке есть главная, самая главная, цель, по которой и определяют принадлежность этого путешествия к тому или иному виду или разновидности туризма, относят в ту или иную категорию статистики самого туриста или его тур, предоставляют льготы и преференции.

Так, априори всякий турист прямо или опосредовано ставит целью что-либо приобрести в посещаемой стране, например сувенир или предметы для личного пользования. Но есть туристы, следующие в тур с целью приобретения мелких партий товаров и перемещения их в свою страну для последующей перепродажи. Именно эта цель у них главная. Хотя, закупив все планируемые товары в лавках местных рынков, эти туристы еще и гульнут напоследок в местном ресторане или пару дней отдохнут на пляже. Такие туристы относятся к категории шоппинг-туристов, и для них организуют специальные шоп-туры. В России таких туристов именуют «челноками». К. «челночному туризму» в России относятся трепетно и с почтением, его проблемы волнуют даже премьер-министра страны, издаются особые законы и постановления, регламентирующие «челночную» деятельность, как особо прибыльную. Кроме того, «челноки» создают 3 млн. рабочих мест, что немаловажно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: