В 1971г. создана глобальная система RCI — Resort Condominiums International, которая занимается обеспечением совместного владения недвижимостью на курортах высшего класса и «обменом отдыхом». В систему входит свыше 2300 комплексов, расположенных на курортах 70 стран мира. На конец 1992г. владельцами таймшера в системе RCI были около 3 млн. семей. В 1996 г. RCI открыло в Москве свое представительство, а в настоящее время активно продвигает услуги таймшера на российском туристском рынке.
Interval International —II
Аналогичные услуги предлагает престижная система таймшерных клубов Interval International, в которую входит более 1000 отелей высокого класса (как правило, не ниже *****). В правилах обмена установлено, что можно поменять за RCI, а вот обратно нет. Внеся примерно 22000 USD, любой желающий, независимо от гражданства, может стать совладельцем — на одну неделю ежегодно в пределах 25 лет — фешенебельного коттеджа на Канарских островах или на побережье Флориды, например в известнейшем местечке — Кипарисовая бухта (Cypress Hartbour) в Орландо. В отличие от RCI — система Л более высокого класса, коттеджи предлагаются площадью 160 кв.м. и лучше оборудованные; две спальни, холл, кухня, color-video TV, а также масса других удобств и развлечений. Одновременно в коттедже (несколько потеснившись) могут отдыхать до восьми человек без дополнительной оплаты. Для отдыха можно выбрать любую неделю в течение всего года, заявив об этом заблаговременно. Если данный курорт надоел, клиент может подать заявку и с легкостью променять его на любой другой в этой же системе или системе RCI, Клиенты получают скидки на авиабилеты до 20% и более.
Holiday rights — применительно к TimeShare — права временного пользования или право предоставления третьим лицам права пользования коттеджем, виллой, указанной в свидетельстве на право собственности на определенный период (например, на 25 лет). Особенностью классического таймшера является наличие сертификата собственности на определенный период отдыха, причем эти права передаются по наследству, могут быть предметом залога, уступки, обеспечения кредита и др. (все признаки имущественных прав).
|
Продажа таймшера дело достаточно деликатное, поэтому фирмы, занимающиеся маркетингом и работой с клиентами, применяют тактику работы с индивидуальным клиентом, так называемые индивидуальные презентации. В печать, разумеется информация не передается, основная информация сообщается клиенту приватно, все переговоры и достигнутые соглашения — строго конфиденциальны. Некоторые маркетинговые компании используют агрессивную практику продаж таймшера, что вызывает споры и претензии потребителей.
Spacebank — торговая марка клуба RCI для банка периодов отдыха, в которой резервируется одна неделя для каждого собственника члена RCI.
Two-for-One — право члена клуба RCI поменять одну неделю отдыха на Канарских островах на две недели отдыха в США или Канаде или на три недели в Австралии или Новой Зеландии. Права обмена также предусматривают возможность «копить» время отдыха, если в текущем году собственник не использует время отдыха, то он может зарезервировать две недели отдыха на следующий год.
Практически в каждой стране есть национальные таймшерные клубы. Например, в Греции успешно функционирует Timeshares Hellas. Клуб предлагает кондоминиум на 60 лет — одну неделю ежегодно за 750000 драхм. Клуб имеет 5000 коттеджей в Греции, которые могут быть обменены на различные другие на (2300) курортах в 70 странах.
|
На полюсе, противоположном социальному туризму, в последнее десятилетие наблюдается существенное развитие одного из наиболее динамично развивающихся секторов туризма—системы владения клубным отдыхом, более известной как таймшер. По данным журнала «Travel Industry Monitor» за январь 1997г., рост индустрии владения отдыхом за последние десять лет в сравнении с общим ростом индустрии туризма более значителен.
Система владения отдыхом является быстрорастущим сектором мирового туристского бизнеса:
a она получила свое развитие в 81 стране;
a существует более 4500 курортов-туркомплексов, работающих в данной системе;
a владельцы системы отдыха живут в 174 странах мира;
a более 3,14 млн. семей в мире владеют системой отдыха;
a объем продаж составил приблизительно 4,76 млрд. долл. (1994г.).
По статистике ВТО, количество прибытий в мире за период 1985—1995гг. выросло на 22,2%, а количество обменов в системе владения отдыхом увеличилось на 87,8% и составило 1,9 млн. обменов. На европейском рынке эти цифры были еще выше— 158,7% роста и 517000 обменов. В последнее десятилетие темпы роста этого сектора туризма превышали темпы роста индустрии туризма в целом и достигали 10—12% ежегодного прироста.
Покупатели в системе владения отдыхом—это лица с достаточно высоким годовым доходом и повышенными требованиями к качеству и месту нахождения средств размещения. Система владения отдыхом и ее разновидности—таймшер, клубный отдых, отдых в гостиницах представляет собой один из способов оплаты и использования в определенный период времени высококачественного средства размещения, которое по желанию можно обменять на отдых в другом месте (на 4350 курортах во всем мире или на 1289 курортах в Европе). Владение отдыхом—это туристский продукт, максимально приспособленный под потребности покупателя.
|
Из исследований, проведенных ассоциацией Ragatz Accociates в Европе, Азии и Австралии, следует, что высокие социально-экономические показатели покупателей системы владения отдыхом просматриваются во многих странах мира. Возраст более половины владельцев отдыха в Северной Америке колеблется от 35 до 55 лет. Большинство владельцев (85%)—семьи, только 33% из них имеют детей. Средний годовой доход владельцев составляет более 60000 долл.; у них, как правило, престижное образование (54% глав семейств окончили колледж или университет).
Так, типичный владелец таймшера в Англии женат, старше 35 лет, не имеет детей, нуждающихся в опеке. Мотивы покупки таймшера различны. По данным исследований Ragatz Accociates, считается, что примерно 72% владельцев таймшера сочли возможность обмена места отдыха одной из важных причин для приобретения клубного отдыха. Другие причины покупки таймшера— уверенность в качестве предоставляемых апартаментов (62%); привычка отдыхать на данном курорте (58%) и экономия денег на будущих расходах на отдых (56%).
Концепция владения отдыхом предлагает владельцам право пользоваться в течение определенного периода времени (сезона и интервала) ежегодно номером, апартаментом или другим типом жилья, которые, в свою очередь, являются частью туристского комплекса (клуба), оборудованного для предоставления различных услуг. Покупатель платит определенную сумму для приобретения права владения членством в клубе отдыха, а после этого осуществляет ежегодные взносы: предназначенные на обслуживание клубной собственности (местные платежи); за обмен отдыхом в другом клубе. Период продажного времени основывается обычно на неделях (интервалах) и не может быть, как правило, больше 51 недели в год.
Время пребывания в апартаментах (модулях) подразделяется в ряде случаев на сезоны—красный, белый и синий (сезон, межсезонье и несезон). Таким образом, покупаются интервал, модуль и сезон. В последнее время получило распространение членство в клубе, оцениваемое в виде баллов (кредитных очков).
Удобства средств размещения и размеры модулей различаются:
a студия, комната-люкс (на 2 места)—Т-0;
a номер с одной спальной и гостиной (на 4 места)—Т-2;
a номер с двумя спальнями и гостиной (на 6 мест)—Т-2;
a номер с тремя спальнями и гостиной (на 8 мест)—Т-3 и т.д.
Специально сформированные модули размещения часто включают такие элементы, как терраса, балконы, бассейны, джакузи, видеосистемы и т.д., а также кухни (полные, неполные, отдельные и т.д.). Последние, как правило, укомплектовываются набором посуды, холодильниками, микроволновыми печами, комбайнами, стиральными и посудомоечными машинами и т.д.
Средний размер курорта (комплекса) составляет 50 номеров. Курорты, расположенные в местностях, представляющих наибольший интерес для клиентов, различаются на: пляжные (Испания, Португалия), городские (Лондон, Париж, Вена), горные (Австрия), тематические парки отдыха (США—Орландо, штаты Флорида и Калифорния, северо-восток Испании). Курорты аффинируются в систему по особым программам. Средняя цена модуля колеблется от 6,500 до 9,5 долл. Так, в Испании средний номер с двумя спальнями стоит примерно 7,500 долл., однако средний показатель составляет 8,000 долл. в сезон; 5,200 и 3,800 долл.—соответственно в межсезонье и несезон.
Большинство курортов продают 50 или 51 интервал (неделю) в год.
Европа является самым часто посещаемым регионом отдыха. В 1996г. в ней зарегистрировано 347 млн. посещений (51% общего числа) с объемом продаж 214,7 млрд. долл. При этом 47% посещений приходится на Западную Европу и лишь 4% на страны Центральной и Восточной Европы. Россия, как известно, занимает 18-е место в мире (данные 1996г.)—1,6% посещений и 1,2% поступлений от туризма (для сравнения в 1994г.—23-е место); однако число семей, владеющих таймшером, достигает 20 000 (по данным RCI).
Индустрия владения отдыхом фрагментирована. В ней задействовано несколько участников: промоутеры (разработчики проектов); специалисты по продажам; компании по управлению курортами; компании по обмену места отдыха; трастовые компании или попечительские организации для охраны прав владельцев отдыха; компании по перепродаже интервалов (вторичный рынок); профессионалы, работающие в индустрии, включая адвокатов, аудиторов, консультантов и т.д.
Задачи, решаемые разработчиками, включают: выбор местоположения курорта, организацию финансирования, создание юридической структуры, привлечение или создание компаний по маркетингу и управлению курортом, создание ассоциаций владельцев, организацию сотрудничества с компаниями по обмену.
Служба размещения на курорте—первое место, которое посещает клиент. Она служит трем целям: место встречи владельцев и гостей по обмену, основной пункт для потенциальных покупателей, посещающих курорт в ходе покупки таймшера. Курорт может быть выставлен на внутреннюю продажу (на самом курорте), внешнюю продажу (вне курорта) или обоими из перечисленных способов.
В настоящее время компания RCI — ведущая компания в мире по организации обмена владения отдыхом. Она имеет 64 офиса в 32 странах мира (в том числе в России, Москва) и издает материалы для членов клуба на 20 языках. В 1996г. компания обеспечила почти 1,7 млн. подтвержденных обменов. Таким образом, от 3 до 5 млн. человек смогли провести свой отдых с помощью RCI. Количество членов компании превышает 2,2 млн. семей, которые проживают более чем в 190 странах мира.
Сеть курортов RCI состоит из более чем 3000 комплексов (клубов) отдыха в 80 странах мира. Рост компании является результатом инвестирования в трех ключевых областях: компьютерное оборудование, сеть представительства в разных странах, персонал (на RCI работает более 4000 специалистов).
Компания RCI включает ряд компаний, среди которых: RCI-Спейбанк, RCI-Тревел, RCI-Консалтинг, RCI-Менеджмент, RCI-Компьютер. При внесении недели в Спейсбанк ей устанавливается цена, которая зависит от сезона, размера модуля, спроса на курорт и его местоположения, времени взноса и уровня качества курорта.
Система контроля качества курорта зависит от клиентов. Если качество его ниже установленных RCI стандартов, то либо приостанавливается членство курорта в RCI, либо он исключается из обменной сети. Программа определения уровня курорта разработана в 1991 г. для стимулирования улучшения качества. Программа включает два типа качества — «Курорт золотой короны» и «Курорт высшего уровня обслуживания международного класса», присуждаемые аффинированным в систему RCI курортам.
Общепринятого определения системы владения отдыхом не существует. Некоторые рассматривают систему как заранее оплаченный отдых, в то время как другие видят в ней приобретение недвижимости. Самое точное определение, по мнению автора, дано в самом названии документа Европейского парламента и совета (94/47/ЕС от 26 декабря 1994г.) «Директива по защите покупателей в отношении некоторых аспектов контрактов, касающихся приобретения права использования недвижимой собственности в режиме разделенного времени» (приложение 4).
Директива вводит такие основные понятия, как контракты (договоры), касающиеся приобретения права использования одного или более объектов собственности в режиме разделенного времени, заключенные минимум на три года, минимальные обязательства, которые должны нести продавцы в отношении покупателя; право покупателя отменить контракт без объяснения причин в течение 10 календарных дней с момента подписания контракта обеими сторонами; информация о составных частях контракта и обеспечении передачи этой информации, а также ряд других не менее важных понятий, таких, как «продавец», «покупатель», «недвижимая собственность». Если понимать под таймшером не куплю-продажу собственности, недвижимости (на что прямо указано в Директиве ЕС), а куплю-продажу членства в клубе отдыха, гарантирующего предоставление клубом определенных услуг, то контракт таймшера подпадает под определение «возмездное оказание услуг» (глава 39 Гражданского кодекса РФ, статьи 779, 780, 781, 782), а минимальные обязательства являются существенными условиями договора купли-продажи туристского продукта (статья 10 Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»).
В 1998г. Комитет по туризму и спорту Государственной Думы на проведенных им парламентских слушаниях рассмотрел проект Федерального закона «Об основах единого рынка владения клубным отдыхом», в котором осмысливаются приведенные выше понятия, описываются договор владения клубным отдыхом и его обязательные условия. Принятие проекта федерального закона послужит толчком к развитию системы владения отдыхом в Российской Федерации.
В ряде стран мира действуют законодательные и правовые нормы, связанные с системой владения отдыхом. Так, в Великобритании—это Акт о таймшере королевы Елизаветы II, 1992г.;
Акт об использовании собственности в режиме разделенного времени острова Мэн, 1994г.; законы Германии от 1996г.; Португалии от 1993г. и ряд других.
В США действует Акт о недвижимости и владении отдыхом от 1983г. с поправками 1993г. и 1995г. Специфическое законодательство существует во Франции, Греции, Португалии и Великобритании. Все страны Европейского союза до 1997г. должны были адаптировать свое законодательство в области владения отдыхом применительно к Директиве ЕС по таймшеру от 1994г., упомянутой выше.
ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
В дореволюционное время санкт-петербургские аристократы и причислявшие себя к таковым, которые не могли позволить себе отдых на spa в Баден-Бадене, а таких, как оказывается, было достаточное количество, скромно снимали дачи в курортном районе в Мартышкино (на южном берегу Финского залива suburb of St. Petersburg) или в Финляндии (например, в Териоках), благо Финляндия начиналась буквально через 30 км от столицы, да и в загранпаспортах для этой цели особой нужды не было. В постреволюционный период дачи также пользовались спросом, правда, опять же у интеллигенции. В любом советском довоенном фильме мы непременно видим пожилого профессора с красивой дочкой на летней даче, к которым в гости наезжают элегантно подтянутые военные или рассеянные молодые очкастые творческие работники фронта науки или искусства.
Летный отдых вне города, в общем случае в сельской местности — на даче или в деревне в собственном имении или в гостях у родственников — весьма близок и понятен горожанину. Даже знаменитый городской кот Егор из детской книжки и тот регулярно ездил на дачу в деревню. А каникулы в Простоквашино... Ну, чего говорить — это образ жизни. Чаще всего дачу снимали годами у проверенных (временем) хозяев. Но, если в пригороде крупного мегаполиса это вполне реально, то в отдаленной местности или в другой стране — требуется помощь специализированных агентств, если, разумеется, таковые есть. В противном случае все придется решать испытанными и проверенными временем методами:
а) случайного поиска и тыка или
б) по совету родственников или знакомых.
Конкретнее, для целей организованного туризма, как отрасли, отдых в сельской местности туристов-индивидуалов, организованный посредством туроператоров и туристских агентств, и именуется деревенским туризмом rural tourism и составляет сегодня отдельную сформировавшуюся ветвь специализированного туризма. В соответствии с принципами и целями туризма, согласно теории и законодательству, из него должны быть исключены индивидуумы, направляющиеся в деревню на лето в целях заработка, но участие в сельхозработах в виде развлечения — не возбраняется. К какой категории относить работников крупных производств, направляемых принудительно в подшефные совхозы и колхозы на сельхозработы в летнее время на уборку урожая в застойный годы — абсолютно не ясно. С одной стороны, к туристам причислить невозможно, с другой стороны, и денег они из местного источника не получали. Это загадка того времени для непосвященного и секрет Полишинеля для политолога. А что делать, если таковое совершается за тарелку супа или попросту харчевание. Будем давать небольшое послабление и рассматривать это не как заработокизместных источников, а рудиментарный бартер, поскольку съедаются местные продукты, хотя это рабочие из другой местности или даже иностранные, которые в классическом варианте, строго говоря, непричисляемы к туристам.
Разумеется, все зависит от особенностей региона. Например, в сельскохозяйственном регионе, каковым является Сицилия (но не прибрежные курорты, разумеется, а внутренние аграрные области острова), где и собственных рабочих рук предостаточно, такой номер не пройдет ни в коем разе. В годы горбачевской перестройки, когда было модно посылать гуманитарную помощь жителям СССР, рассматривался вариант посылки апельсинов из Сицилии на Урал. В сезон эти фрукты в Сицилии в излишке и их попросту закапывают в землю, равно как на Кубани помидоры. Мы долго обсуждали возможные способы сбора плодов и их доставки. Последнее могло быть решено с помощью военных летчиков. Но в вопросе сбора и погрузки местный профсоюз был неумолим — только силами местных крестьян и никаких русских студентов. Фрукты сгнили и помощь не состоялась. Но, отметим, что в некоторых странах именно многие сельскохозяйственные коммуны и отдельные предприимчивые фермеры привлекают бедных туристов или студентов к таким работам за кров и пищу. Такому «отдыхающему» остается только добраться до места за свой счет и обратно. А по дороге можно на пару дней и на пляже задержаться или посетить музеи и достопримечательности туристского центра. Русская история также не обошлась без этого феномена, достаточно обратиться к литературным источникам, например, бестселлеру «О попе и его работнике Балде». Балда, путешествуя, встретил первого и был нанят им на работу за кров и пищу, а в свободное от работы время развлекался азартными спортивными играми с представителями потусторонних сил.
В настоящее время в профессиональном туристском бизнесе деревенский туризм, как весьма доходный вид деятельности, занимает прочно свое место на мировом туристском рынке и имеет немалые объемы. Разумеется, соперничать с объемами туристских потоков на морские курорты или в такой туристский центр, как Париж, он не может, но тем не менее по значимости становится важным направлением туристского бизнеса, достойным внимания и изучения.
Применительно к условиям России — это неплохая ниша для деятельности, довольно слабо освоенная, как плановый бизнес, на туристском рынке и, как ни странно, привлекающая пристальное внимание зарубежных туроператоров, правда, весьма одностороннее — на вывоз российских туристов в свои деревни, будто бы в России деревень и природных малонаселенных экологически чистых пространств мало. Тем не менее, отметим, что трудятся эти зарубежные эмиссары-туроператоры, завлекающие туристов в свои родные деревни, честно и на благо своего народа и страны, привозят туристов, создают рабочие места, реализуют туристские ресурсы своей страны, обеспечивают ввоз валюты, как собственной, так и иностранной, благочинно пополняют закрома государства уплатой налогов.