Плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей, в общем случае, эти предприятия относятся к категории туристских фирм. Наиболее распространено разделение на две категории туроператоров и турагентов.
Туроператор формирует, продвигает и реализует оптово туристский продукт. Оптово или в розницу — вопрос спорный. Туроператоры, естественно, считают своей прерогативой продавать любым способом. Но — по всем канонам теории туризма — туроператор должен продавать туристский продукт оптово — то есть туристским агентствам, а, если есть желание продавать и туристам, то создавать свое центральное туристское агентство. Туристское агентство реализует туристский продукт в розницу собственно туристу.
В каждой стране свои законы, регулирующие туристскую деятельность, в том числе и разделение туроператорской и турагентской деятельности. Так, в Израиле для занятия туроператорством надлежит внести залог или предоставить гарантию банка до 250 тыс. USD, в других странах эта сумма гарантии отличается в меньшую сторону. В России в законе введено разделение понятий туроператорской и турагентской деятельности, но существенных различий в регулировании путем лицензирования не имеется, хотя такие попытки реструктурирования рынка постоянно предпринимаются.
Особо выделяются экскурсионные и туристско-экскурсионные бюро, а также бюро гидов-переводчиков. Есть и другие организации, по формальным признакам, деятельность которых может относиться к туризму (предприятия социального туризма, подразделения профсоюзов, ведомственные структуры, организующие отдых работников и служащих).
|
Так, в Москве более 3000 туристских фирм, занимающихся международным туризмом, в Санкт-Петербурге 900-1200, а всего в России выдано более 13000 лицензий на такую деятельность. Сколько туристских фирм в России всего — никто не знает и оценить не может, поскольку в уставе практически любой организации присутствует туризм, как вид деятельности. Туризм перспективен, и на всякий случай его включают в разрешенные виды деятельности. Внутренний туризм не требует лицензии, и поэтому, кто и как им занимается — совершенно не известно. Пока!
Директории туристских фирм (агентств и туроператоров) зарубежных стран составляют огромные гроссбухи о двух тысячах страниц, где мелким шрифтом указываются адреса и реквизиты связи предприятий. Электронные каталоги насчитывают до полумиллиона адресов туристских фирм.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Социальный туризм social tourism — чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условия для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.
Система социального туризма — это совокупность объектов и участников социального туризма, а также его принципов, целей, средств, включая льготы, распространяемые на участников социального туризма.
|
Объекты социального туризма — средства и системы перевозки, размещения, общественного питания, отдыха и развлечения, учреждения и организации оздоровительного, познавательного и иного назначения, другие составляющие туристской индустрии и туристских ресурсов, действующие в системе социального туризма.
Участники социального туризма — юридические и физические лица, занятые формированием и реализацией туристских услуг в системе социального туризма, защитой прав, интересов граждан и соответствующей деятельности.
Социальные туристы — физические лица — потребители туристского продукта, реализуемого через систему социального туризма.
Отметим, что социальный туризм в некоторых странах распространяется на государственных служащих, военных и другие категории населения, священнослужители получают дотации на путешествия от своих общин. Положение о социальном туризме было закреплено в Манильской декларации по туризму 1981г. К таковым относятся любые виды и разновидности туризма, субсидируемые, например, из средств профсоюзов.
Туристские путевки, санаторные курсовки в пансионаты, санатории, курорты, дома отдыха, школьникам и студентам на каникулы, в лагеря даются работникам предприятий, учащимся и студентам дневных вузов со значительной дотацией, иногда достигающей 70—90% общей стоимости или вовсе бесплатно. Отдельную категорию составляют пенсионеры, инвалиды войны, участники мероприятий повышенного риска и другие, отнесенные к льготным категориям населения.
Многие предприятия сферы туризма (гостиницы, рестораны, аттракции) прямо или опосредовано участвуют в системе социального туризма. Дети и молодежь всегда получают скидки при перевозках. Молодежь в возрасте до 25 лет и студенты в системе социального туризма получают существенные скидки при размещении и питании. Во всем мире имеет действие система молодежных хостелей (дешевых гостиниц, типа студенческих общежитии), способствующая осуществлению путешествий категории молодых. Это неплохая идея — молодые люди, пока еще не обзавелись семьей, должны посмотреть мир, узнать, как живут другие народы, обогатиться знаниями и жизненным опытом. И цивилизованное общество помогает им в этом. Путешествующие молодые люди даже получают право бесплатно позвонить один раз в неделю родителям и сообщить о своих делах.
|
Уровень социального туризма и доля его в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения данного общества. В СССР на долю социального туризма приходилось более 80% объема всего национального туристского оборота и до 50% международного обмена. В России часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, ведомственные туристские базы и детские лагеря) вновь возвратились к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей, преимущественно детей. Действует Российская Ассоциация Социального Туризма — PACT.
В настоящее время в России активно развивается система социального страхования, участвующая в развитии внутреннего туризма. Из бюджетных источников по статье «здравоохранение», внебюджетных — «социальное страхование» и «медицинское страхование» гражданам оплачиваются путевки в санатории и пансионаты. Сохранились и развиваются ведомственные дома отдыха, туристские базы. Получают государственные дотации и чиновники, для них были устроены и сохранились до сего времени специальные санатории и дома отдыха, в которых отдыхают госслужащие высших эшелонов власти и депутатский корпус.
Формы и методы социального туризма проявляются при установлении льготных транспортных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодежи, льготные прейскуранты на размещение для определенных категорий туристов. Большое значение имеет система обмена туристами, в частности в рамках детского и молодежного туризма. Это относится как к внутреннему, так и к международному туризму.
Особо рассматривается туризм для инвалидов.Так, например, в Германии есть особая цепочка христианских отелей, в которых преимущественно обслуживаются члены приходов, а также инвалиды, престарелые и иные нуждающиеся. При выяснении уровня фактической стоимости оказалось, что обслуживание в таком отеле, специально приспособленном для лиц с ограниченной подвижностью, престарелых и др., значительно дороже, чем в обычном. Повышенная стоимость услуг компенсируется дотацией из соответствующих фондов приходов. Справедливости ради отметим, что в этих отелях не было роскоши, развлечений, телевизоров, нельзя было употреблять крепкие спиртные напитки, но зато имелось специальное оборудование, лифты, сантехническое оборудование повышенной сложности, позволяющее оказывать надлежащее обслуживание. Уход за инвалидами и престарелыми осуществляли члены монастырских общин.
Однако социальные льготы не должны носить дискриминационного характера для других категорий путешествующих — это положение определяет, что льготы обычно даются только в определенных классах обслуживания, например, в экономическом, туристском, бюджетном на воздушном транспорте, во втором классе в железнодорожных поездах и др. Направления и социальные туристские путевки предоставляются по линии социального туризма преимущественно в не сезон. Давая дотации малоимущей части населения, органы, предоставляющие таковую, выбирают туры в не сезон, самые дешевые услуги.
Социальный туризм при всей своей полезности имеет и негативные воздействия на туристскую индустрию туристских центров. Хотя стоимость основной части туристского обслуживания (перевозки, размещения и питания) компенсируется дотацией и не сказывается на финансовом результате подавляющей части предприятий сферы туризма, негатив есть. Категории туристов, получающие дармовые поездки по линии социального туризма, не могут востребовать высокого качества обслуживания, обслуживающий персонал теряет свою квалификацию, малообеспеченная часть населения, отдыхающая по социалу, не способна тратить большое количество денег на товары и сопутствующие услуги. Это отрицательно сказывается на развитии индустрии развлечения и аттракции. Именно этим фактором обусловлен общий низкий уровень туристского обслуживания в туристских центрах и курортах, доставшийся нам от прежних времен. В большинстве периферийных городов и курортов гостиницы не имеют номеров с санузлом, что ставит существенные препятствия в организации приема туристов на уровне общепринятых норм европейского уровня.
Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.
Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.
Пример. Г-н и г-жа В. уже многие годы ездят отдыхать в небольшой пансионат для семейных пар. За завтраком они прочитывают свою местную газету, которая присылается для них по заказу. После завтрака они часто доезжают на машине до парка и идут на прогулку. Иногда они ездят в ближайший город, немного гуляют по улицам и остаток времени проводят в каком-нибудь уютном кафе.
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
Пример активного участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного участия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.
Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
Политический туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
a Пример дипломатического туризма: члены Российского парламента едут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях;
a Пример туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. симпатизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии.
Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям:
a по происхождению туристов; по организационной форме;
a по длительности пребывания в путешествии; по возрасту;
a по транспортным средствам; по времени года или сезону.
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.
Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.
Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего противопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего, паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников.
Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.
Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92-365 ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, то есть они включают минимально один, максимально — три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:
a дети, путешествующие со своими родителями;
a молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);
a относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25-44 лет;
a экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);
a пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Пример. Сезоном отдыха на побережье Средиземного моря считается лето, сезон познавательного туризма по Сицилии — весна, осень, а летние месяцы попадают в межсезонье.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма (см. рис. 1.1). Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону (термин «регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран). Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» — въездной и выездной туризм.
Рис. 1.1. Категории туризма (с точки зрения спроса)
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.
Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг—365 млн. руб. (в ценах 1989г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50—70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963г. в Брюсселе.
БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980г.): «Социальный туризм—это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом:
«К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма при этом должна подтверждаться следующими подлежащими проверке условиями:
a Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.
a Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.
a Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.
a Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.
a Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.
a Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:
a проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
a отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
a информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
a растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
a формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них — отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии—Швейцарская касса путешествий.
Категории лиц, имеющих предпочтительное право на льготы социального туризма, приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Категории потребителей | Тип учреждений | Время пребывания |
Дети из многодетных семей, учащаяся молодежь | Школьные лагеря, лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, санатории отдыха, санатории | Школьные каникулы, студенческие каникулы, отпуска |
Малоимущие слои населения | Турбазы, дома отдыха, санатории | Межсезоны, несезон |
Пенсионеры | Турбазы, дома отдыха, санатории | Межсезоны, несезон |
Инвалиды | Турбазы, дома отдыха, санатории | Межсезоны, несезон |
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, то есть лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, какСША и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых — в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.
В силу экономических и социальных проблем создание систем «отпускных чеков» и социального туризма в России в ближайшее время представляется достаточно проблематичным, так же как и принятие проекта Федерального закона «О социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998г.
ПОНЯТИЕ ТУРИСТА
Имеется множество определений туриста, которые отражают направленность нормативного акта и определенные экономические интересы государства по принадлежности. Собственно над этим определением специалисты трудятся более 50 лет. Первые определения туриста были сформированы в 1937г. специальным комитетом Лиги Наций.
В 1963г. на конференции ООН по международному туризму в Риме (Rome Conference Definition) рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято следующее определение для туриста: tourist — temporary visitors staying at least 24 hours in the country visited and the purpose of whose journey can he classified as
(a) leisure, i.e. recreation, holiday, health, study, religion or sport; or
(b) business,
(c) family,
(d) missions; or
(e) meeting.
В теории туризма, применительно к российским условиям, это определение в полном виде выглядит следующим образом:
Турист — потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг — временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника. Это толкование несколько шире и, надо отметить, точнее определения, приведенного в законе «Об основах туристской деятельности в РФ».
ЦЕЛИ ТУРИСТА
Что-то должно служить мощным побудительным мотивом к тому, чтобы человек длительное время экономил свои средства и затем на короткий промежуток времени уехал от своего дома на отдых и в поисках приключений и интенсивно их потратил на развлечения и отдых.
Рассмотрим побудительные мотивы туризма, привлекающие иностранных туристов Travellers Expactations of Foreign Distillation. К главным мотивам эксперты относят следующие:
a изучение и знакомство с новой культурой и образом жизни, едой и обычаями;
a знакомство с развлечениями, ночной жизнью, возможность посетить хорошие рестораны, дансинги и др. увеселительные заведения;
a возможность побыть немного в другом образе жизни, покутить, потратить свободно деньги, которые копились длительный период, хоть немного почувствовать себя человеком другого, более высокого уровня;
a смена общей обстановки, снятие стресса, отдых;
a посещение театров, представлений, фестивалей, карнавалов;
a встречи с новыми интересными людьми;
a изучение условий для потенциального бизнеса в данной стране;
a шоппинг-цели;
a приобретение сувениров и подарков;
a отдых на море, спорт;
a зимний спорт и отдых;
a лечение, оздоровительные цели;
a религиозные цели, паломничество;
a встречи с родственниками и друзьями.
Для туристов разных стран данные мотивы имеют различные весовые показатели.
Интересно, что туристы обычно пользуются услугами одного и того же агентства. Если только в первом путешествии они получили удовольствие и достаточный комфорт, высокий уровень обслуживания, адекватный уплаченным средствам, они вновь придут в это же агентство или туристскую компанию в следующий раз, разумеется, если компания может удовлетворить их пожелания в направлении и виде туристской поездки. Именно поэтому крупные компании ежегодно разрабатывают новые маршруты. Это в значительной мере объясняется постоянством обслуживаемого контингента туристов и желанием агентства предложить им что-либо новое, не потерять клиента. Так, немецкие маркетологи, изучая покупательский спрос на туристский продукт, пришли к следующему выводу: когда немецкие туристы обращаются к своему постоянному туристскому агентству, для них имеет большое значение:
a наличие квалифицированных экспертов, которые могут дать хороший совет — куда лучше совершить путешествие или как провести отдых — 68%;
a месторасположение агентства — 51%;
a приятная атмосфера в офисе фирмы— 51%;
a хорошее обслуживание — 46%;
a приемлемые цены — 42%;
a широкий ассортимент предлагаемых услуг и туров — 42%.
Однако любой турист всегда на первое место ставит вопрос надежности туристской фирмы. Самый распространенный вопрос, который задают туристы: «А надежна ли туристская фирма, куда обратиться, чтобы не обманули?» Последнего боятся все без исключения. Цена экономии средств и ущербного отдыха слишком велика, и люди, естественно, боятся получить плохое обслуживание, утратить или не получить ожидаемое туристское впечатление.
Для собственно туриста, являющегося главным субъектом в сложном сплетении отношений в сфере туризма, и самих организаторов туризма, опосредовано для себя преследующих получение выгоды, главными целями являются получение туристом удовольствия и отдыха, а также познавательные цели.
Органы статистики (по методике статистического управления Санкт-Петербурга, инструкция по заполнению формы государственного статистического наблюдения за деятельностью туристских фирм (форма 1-СПбтур), например, так определяют эти цели, выделяя их в отдельный разделы: досуг, рекреация, отдых, осмотр достопримечательностей, посещение спортивных и культурно-зрелищных мероприятий и участие в них, занятия спортом, пешие и альпинистские походы, отдых на пляже, посещение магазинов и приобретение товаров, азартные игры, отдых и рекреация для военнослужащих, летние лагеря для школьников и молодежи, медовые месяцы и др.