Порядок организации и проведения работ по сертификации призван обеспечить достаточную объективность сертификации, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний, должен быть экономически оправданным как для исполнителей, так и для потребителей услуг.
Основой для проведения работ по сертификации служат следующие предпосылки:
1) выбор таких критериев, по которым можно судить,что туристский продукт отвечает интересам потребителей, нормативно-техническая документация на услуги должна содержать четкие, однозначные толкования;
2) включение в систему сертификации элементов испытаний образцов отдельной продукции как необходимого средства выявления ее соответствия стандартам; приемлемость систем сертификации для третьей стороны, особенно при многостороннем сотрудничестве,; во многом базируется на репутации сертификационного органа;
3) стабильность технологических процессов с обеспечением высокого уровня эффективности производственной деятельности;
4) беспристрастность, независимость результатов сертификации: заверения изготовителя в том, что его туристский продукт соответствует требованиям стандарта, не всегда принимаются на веру, потребитель часто создает собственную систему проверки качества услуги; с точки зрения внешнеэкономических связей именно «независимость» (от исполнителя и от потребителя услуги) результатов сертификационной деятельности имеет преобладающее значение;
5) выбор такой системы сертификации, которая отвечает практическим и экономическим требованиям по каждому отдельному виду продукции;
6) применение таких принципов, методов и порядка проведения сертификации, которые обеспечивали бы взаимную сопоставимость с другими системами сертификации: такой подход способствует развитию внешнеэкономических связей, гарантированному выходу сертифицированной продукции на мировой рынок;
|
7) при положительных результатах сертификационных испытаний — наличие клейма, специального знака, этикетки, сопроводительного сертификационного документа или включение продукта в специальный перечень сертифицированных аналогов. Порядок сертификации туристских услуг включает:
a подачу заявки на сертификацию;
a принятие решения по заявке;
a выбор схемы сертификации;
a проведение испытаний (проверки) услуги и (или) оценки процесса оказания услуги, мастерства исполнителя, аттестации предприятия, сертификации систем качества;
a анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
a выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
a инспекционный контрольза сертифицированной туристской услугой;
a информацию о результатах сертификации.
Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.
1) Для проведения сертификации туристской услуги заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации однородных услуг. Заявка подается по определенной форме, где указывается полное наименование заявителя, его адрес, Ф.И.О. руководителя. Далее в заявке утверждается, что поименованная туристская услуга соответствует требованиям стандарта (указывается, какого). Заявитель просит провести сертификацию указанной услуги по выбранной им схеме. Испытания для сертификации (если они необходимы) заявитель просит провести в какой-либо выбранной им аккредитованной лаборатории (указывает). Завершается текст заявки следующим: заявитель обязуется выполнять все условия сертификации; обеспечить стабильность сертифицированных характеристик услуги; оплатить все расходы по проведению сертификации. Заверяется документ подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью.
|
2) Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок, не позднее 1 месяца после ее получения, сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации, в том числе указывается схема сертификации.
3) По требованию органа по сертификации заявитель обязан предоставить документы о соответствии услуги установленным требованиям; заявитель может представить в орган по сертификации другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций (протоколы, сертификаты).
4) Орган по сертификации при положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на право применения знака соответствия.
5) Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на услугу, а также срока, на который выдан сертификат на систему качества, но не более чем на 3 года.
6) При внесении изменений в условия обслуживания или технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие требованиям нормативных документов, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок.
|
7) При отрицательных результатах сертификационных испытаний (проверок), несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицированной услуге, или отказе заявителя от оплаты. работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
8) При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия.
9) Применением знака соответствия для сертифицируемой услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.
10) Маркирование знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги. Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой при оформлении сертификата соответствия. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг — при использовании знака соответствия — нормативным документам (образцу-модели).
СОСТАВ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Турист является потребителем — туристских услуг, работ и товаров— туристского продукта. (см. рис. 1.1.).
Это непреложная истина, и туристский центр, который забывает или пренебрегает хотя бы одной из составляющих этого триумвирата, не получает планируемых доходов от туризма. Наоборот, те туристские центры, в которых все поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, живут весьма безбедно и могут выделять огромные средства на дальнейшее развитие индустрии туризма. Примером тому является турецкая Анталья, которая еще в конце 80-х была пыльным захолустьем, а сегодня, по прошествию всего десяти лет, представляет собой отличный курорт с сотнями отелей европейского класса на побережье. На этом курорте в сезон отдыхает один миллион россиян, что составляет 10% от всего потока туристов. Здесь нет автосборочных заводов и домен, все поставлено на стезю туристского обслуживания. В развитие курортного дела вкладываются огромные инвестиции. Ежегодно строятся десятки новых отелей.
Рис. 1.1. Основные составляющие туристского продукта
Для туристов из России отменен визовый режим, установлены таможенные преференции. Только приезжай, отдыхай и покупай. И у турков получается. Занятость населения на побережье Анталии очень высока и для непрестижных работ привлекаются даже иностранные рабочие. Для такой интенсивно развивающейся страны, как Турция, это немаловажный показатель.
Дадим развернутые определения для туристской услуги, туристских работ и товаров.
Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта (туристско-экскурсионные услуги), отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Если обратиться к определению по ГОСТ 50690-94, то туристская услуга — результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Собственно услуги — это невидимый товар особого рода. Услуга возникает в процессе её потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара. Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги — потребитель доставляется к месту её генерации. Поэтому производство и реализация туристских услуг регулируются другим законодательством, нежели аналогичные действия в отношении обычных (материальных) товаров. И хотя в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» предпринята попытка применить нормы розничной купли-продажи к торговле услугами, это с юридической точки зрения некорректно, поскольку розничная купля-продажа регулирует торговлю материальными предметами.
В законе «О защите прав потребителей» отношения в части предоставления потребителям услуг выделены в особый раздел.
Сложность вызывает определение экспортной туристской услуги. В классическом варианте экспортная туристская услуга туристского лидера (руководителя) туристской группы в части, осуществляемой за рубежом, а также услуги водителя автобуса, направляемого для работы за рубежом должны быть отнесены к экспортным. Например, закон Грузии «О туризме» четко определяет обслуживание иностранных туристов на территории страны импортными услугами, а обслуживание туристов за рубежом экспортными услугами. Для России важно также определить туристские услуги для иностранных туристов, предоставляемые на территории России, к экспортным. Имеется соответствующее разъяснение МинфинаРФ, относящее туристские услуги, оказываемые иностранным туристам на территории России местными туристскими фирмами, к экспортным видам деятельности. Именно в силу этого эти фирмы могут получить вознаграждение за свой труд в валюте.
В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение и все иные, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страховку, услуги гидов-переводчиков и иное обеспечение. В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда могут выполнять роль экскурсовода, если не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов может быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов.
Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг — перевозки и ночевки. Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по пожеланию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор. Последнее весьма принципиально, поскольку принципы и традиции общеценовой конкуренции при продаже туров приводят к минимизации цены тура, путем минимизации прежде всего набора услуг. Кроме того, следует учитывать фактор менталитета, присущий практически туристам всех национальностей, за исключениемтех (интернациональных), которые денег не считают.
Отметим особо психологический фактор. Турист на стадии выбора и приобретения тура стремится любыми способами минимизировать трату денег на его приобретение. И не по тому, что он жадный или скряга, хотя, впрочем, и такие встречаются нередко. Трата денег — неотъемлемое удовольствие, но на отдыхе. Турист желает тратить деньги на отдыхе по своему усмотрению, и поэтому покупка дополнительных услуг в виде экскурсий и иных развлечений входит в круг действий, попросту именуемых «транжирство», свободная трата денег. Тезис, априори применяемый к туризму в данном случае — турист в путешествии тратит значительно больше денег, чем в своей обыденной жизни. Он их копил в общем случае целый год, а в отпуске или туристской поездке с удовольствием их тратит достаточно легко, бездумно, хоть на неделю-другую освобождаясь от тягот экономии. По международной статистике туристы за рубежом тратят до 600 USD в неделю в месте пребывания, немцы относятся к категории жмотов и тратят меньше других, а русские к транжирам, «новые русские» — к нуворишам. Определенная часть российских туристов, даже исключая шоппинг-туристов (челноков), за рубежом тратит в общем в два-три раза больше, чем туристы иных нации и стран.
ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».
Путешествия, туризм — это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, то есть работа туристических агентств. Непосредственно привлечены авиакомпании. Так же, как компании по прокату машин, железные дороги, автобусные маршруты, гостиницы и рестораны. Вся эта группа представляет собой инфраструктуру туризма. К соседствующим видам бизнеса можно отнести, например, финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания, обеспечивают кредитные карточки туристов и т.д.
Рост и усложнение туристической сферы поощряют специализацию. Например, обеспечивающие службы делают все необходимые приготовления — бронирование номеров в гостиницах, развлечения — особенно, для групповых путешествий (премиальные путешествия, вознаграждения за успех предприятия, ect.).
Другие факторы, конечно, тоже влияют на успехи в туристическом бизнесе: реклама, правительственная политика, общие экономические условия, курс валюты, отношения между правительствами стран, количество конкурирующих направлений (курортов), безопасность и репутация места отдыха.
История путешествия/туризма тесно связана с экономикой, технологией и общественной историей.
Технология устанавливает места путешествия. Каждое ее улучшение не только изменяет скорость, комфорт и стоимость путешествия, но и имеет влияние на все общество, экономику.
Технология путешествия определяет также число и размещение общественного жилья. Первые таверны были размещены в портовых городах или на реках, соединяющихся с Атлантическим океаном, чтобы обслуживать людей, путешествующих на кораблях. С наступлением эры дилижанса таверны стали строиться вдоль главных дорог. Железнодорожные пути принесли необходимость в отелях, расположенных рядом с железнодорожными станциями. Автомобильная система привела к необходимости в мотелях. Воздушные путешествия привели к сооружению огромных комплексов отелей рядом и в самих аэропортах.
Путешествие явно является феноменом XX века и появилось в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако еще со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоеваний и религиозных целей.
3000 лет до н.э. древние египтяне уже плавали по реке Нил, перевозя огромные глыбы, из которых строили пирамиды. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам, которые сейчас называются Сирия и Ливан, размещая там свои колонии и развивая торговлю.
Особо следует сказать о путешествиях во времена Римской империи. Около 200 лет до н.э. римляне расположились вдали от Италии. На протяжении последующих пяти столетий они завоевали множество земель, в том числе и Британию. Они путешествовали на кораблях, лошадях, в колесницах и пешком.
Преуспевающие римляне двинулись в Египет и Грецию: купание, места поклонения и морские курорты. Свидетельством их привычек отдыхать являются раскопки городов (Помпеи), похороненных под лавой, грязью и вулканическим пеплом.
Римские туристы интересовались историей и религией, посещали греческие храмы, ездили в фургонах, запряженных мулами, в места, где похоронен Александр Великий, где жил Сократ. Верите ли вы в это или нет, но они посещали Египет, чтобы увидеть пирамиды так же, как это делают современные туристы.
Во время средневекового периода в основном совершались религиозные путешествия. Религиозные убеждения побуждали миллионы людей путешествовать к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим, других — в остальные места поклонения. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной узнаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников (и пожертвования). Странноприимные дома, как разновидность гостиницы, содержались религиозными орденами.
Можно сказать, что церковь создала первую гостиничную цепь (систему).
Крестовые походы, которые начались в 1095г. и длились последующие 200 лет, также привели к массовым движениям людей. Десятки тысяч европейцев породнились со Средним Востоком и его культурой. Крестовые походы стимулировали культурный обмен. Результатом стала великая социальная революция и возрождение торговли, которое привело к подъему среднего класса. Косвенно эти изменения так же возродили гостиничное дело и путешествия.
Северная Италия стала первой, кто ощутил эффект Возрождения, последовавший после крестовых походов. Контролируя торговлю между Европой и Востоком, северные итальянские города активно развивались. Содержание гостиниц стало там солидным процветающим бизнесом и «союз хозяев гостиниц» процветал, создавая правила для себя и своих гостей.
Во времена Возрождения появились престижные университеты и, соответственно, «путешествия для образования», которые стали особенно популярны в XVI веке. Молодая аристократия, так же как и представители поднимавшегося среднего класса, путешествовали с целью повысить свое образование и, возможно, немного погрешить.
Когда в 1539г. Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, остановил рост гостиничного дела. А именно там паломникам предоставлялось жилье и пища в соответствии с их положением. Когда церковные земли были отданы или проданы, функция церкви как хозяев гостиниц исчезла.
Один из существенных факторов, который способствовал развитию гостиниц, заключался в том, что задолго до установления национальной почтовой системы хозяева гостиниц были вынуждены держать конюшни и лошадей, чтобы удовлетворить потребности королевской почты. Английский закон провозгласил гостиницу общественным домом и сделал хозяев (владельцев) гостиниц ответственными за состояние путешественников.
В воображении большинства людей старые гостиницы выглядят, как каретные гостиницы, которые процветали в XVIII веке и начале XIX века. Каретная эра в Великобритании началась серьезно в 1784 году, когда Парламент уполномочил доставлять правительственную почту в экипажах.
Почтовые экипажи могли взять максимум 7 пассажиров: 4 внутри и 3 напротив извозчика; иногда даже ездила охрана. Состоятельные путешественники могли ехать без посторонних в почтовом фаэтоне. Национальная почтовая система была оснащена уже в ту пору множеством гостиниц.
Городские гостиницы очень сильно зависели от привычек путешествия их покупателей и большая часть их дохода шла при условии, что будут лошади для экипажей. Тем не менее, путешествия были медленными и, например, для преодоления расстояния в 400 миль требовалось 34 остановки и 42 часа.
В 1838 году Английский Парламент разрешил перевозить почту по железной дороге и каретная эра закончилась.
Следует обратить внимание, что места проживания весьма тесно связаны с путешествиями. Так, в конце 1820г. штат Пенсильвания начал разрабатывать нечто, что по возможной случайности превратилось в каналы протяженностью 1200 км. На их берегах тут же стали строиться таверны. Штат Нью-Йорк также разработал обширную систему каналов с тавернами, а позже и отелями вдоль них.
Многие новые американские деревни и города сегодня содержат таверны, которые сохранились с колониальных времен. Большинство этих старых таверн были построены как большие дома для использования хозяевами таверн, а также их семьями и гостями.
В 1829г. в Бостоне открылся «Тремонт-Хаус». Это была первая гостиница, полностью оформленная как отель, включая посыльного, ключи от комнат для гостей и в каждом номере ванна и туалет. Так был установлен стандартный дизайн для американских отелей на многие годы. Городские отели обычно располагались рядом с железнодорожными станциями, а железные дороги представляли собой часть курортного бизнеса и курортной собственности.
В конце ХIХ века стали формироваться гостиничные цепи. В Европе содержание роскошных отелей ассоциируется с Цезарем Ритсом, который с 1870—1907гг. сформировал цепь отелей Ритса, многие из которых были лицензированы для последующей работы под именем Рите.
Сталтер-отель стал первым американским отелем Эльворта Статлера. «Буффало статлер» обеспечивал клиентов «комнатой и ванной за 1,5$». Родилась новая современная гостиничная цепь.
В 30-х годах значительными именами в гостиничном деле стали Конрад Хилтон (Хилтон Отель) и Эрнест Эндерсон (Ше-ратон Отель).
Мотивация путешествий
Почему люди путешествуют, несмотря на связанные с путешествием стрессы, затраты денег и энергии? Выбор мест, куда можно поехать, очень велик, и человек может выбрать место поездки из более чем нескольких десятков тысяч названий. Место поездки выбирается на основе таких факторов, как финансы, смысл поездки или его недостаток, — все это заставляет человека решить, где ему провести отпуск — в горах, на побережье или же за городом. Путешественники со стажем расширяют карту своих путешествий. Некоторые путешественники не являются сторонниками дорогих и опасных путешествий и снова и снова посещают Рим, Вену, Лондон и другие знаменитые города Европы.
Торговые сделки происходят в туристических агентствах, так же как они происходят и в продуктовых магазинах. Имеющиеся денежные средства у клиента играют очень важную роль. Цены на путешествия меняются так же быстро, как и цены на продукты в магазинах — некоторые направления путешествий становятся более дорогими, другие, наоборот, дешевеют. На изменение цен на путешествия влияют такие факторы, как изменения курса американского доллара по отношению к национальным валютам, а также такие факторы, как политическая ситуация в стране, состояние ее экономики etc. Так, например, революция в Португалии 1974—1976гг. была повинна в уменьшении числа поездок в эту страну.
В начале 80-х годов мексиканское правительство неожиданно девальвировало песо, что значительно снизило стоимость туристических путевок.
Неожиданное усиление позиций американского доллара в середине 80-х годов привело к тому, что американцы предпочли путешествия за границу, что усилило позиции международных туристических агентств. Туристы выбирают те туры, которые предлагают лучшее соотношение цена/услуги.
Ситуация на рынке туристских услуг постоянно меняется. Направления, не посещаемые ранее из-за высоких цен, становятся более дешевыми и популярными. Для тех, кто живет в странах с высоким уровнем жизни, путешествия в другие местности с низкой стоимостью проживания являются действительной экономией затрат. Для супружеских пар в Англии становится возможным сдавать свой дом в аренду на месяц приблизительно за 900 фунтов стерлингов, а самим переехать на жительство в Португалию или Испанию практически за сумму, составляющую величину арендной платы. Туристы всегда ищут те направления, которые дешевы, — они занимаются шоппингом не только в путешествиях, но и путешествуют для шоппинга.
Внутри самой страны цены также варьируются достаточно широко и те, кто занимается охотой за выгодными ценами, знают об этом. Гостиницы в Дублине так же дороги, как и в Нью-Йорке, но завтрак в таверне в Ирландии значительно дешевле. Тарифы на гостиницы в Пуэрто-Рико и на Багамах достаточно высоки; вместе с тем они значительно ниже в Коста-Рике и в Колумбии, Получение таких знаний является как бы частью игры и само по себе достаточно интересно.
Большое значение имеет величина тарифов на перевозку, особенно в тех случаях, когда перелеты продолжительны. 80 процентов пассажиров летают по специальным тарифам. Увеличение числа пассажиров подтверждает еще раз то, что стоимость перевозок имеет большое значение. После того, как стоимость перелета, например, в Лондон или Париж снизилась, большее число пассажиров приняли решение о полетах в эти города.
С течением времени мотивы путешествий становятся более очевидными: религиозные убеждения, экономические выгоды, войны, миграции. Кажется, путешествия ради удовольствия — просто непонятны. Это, однако, не так. Путешествия для удовольствия становятся все более популярными.
Свидетельством тому является секс-туризм.Так, европейцы и североамериканцы путешествуют с этой целью преимущественно в страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Таиланд, японцы — в Европу. Особняком стоят Нидерланды — Мекка искателей приключений со всего света.
По отчетам компании American Express самыми привлекательными для американцев являются Флорида, Калифорния, Мексика, Гавайи, Багамы, Ямайка, Пуэрто-Рико и Барбадос. Из них большинство являются людьми среднего возраста, высокообразованными. Многие из них — люди высокого достатка, часто путешествующие вне страны. Респонденты так прокомментировали привлекательность и важность путешествий:
a визуальная красота;
a дружелюбное отношение местных жителей;
a комфортность;
a благоприятные тарифы воздушного сообщения;
a исторический и культурный интерес;
a кухня;
a водный спорт;
a развлечения (включая ночные);
a шоппинг;
a спорт (гольф и теннис).
Четыре основных компонента оказывают решающее влияние на выбор направления для путешествий: развлечения, шоппинг, комфортность и стоимость.
Конечно, даже внутри самих групп все эти факторы варьируются. Один индивидуум остановит свой выбор на том месте, где есть возможность играть в гольф или теннис, другой — из-за дружелюбности местного населения. Но вся группа в целом поддается влиянию одного фактора, например, стоимости перелета.
Ожидание и реальность, удовлетворенность или разочарование результатами путешествия зависят от того, с какой точки зрения оно рассматривается.
Потрясающие закаты и красивые горы могут показаться скучными туристу, путешествующему в одиночестве.
Самый лучший сервис и кухня в ресторане окажутся бесполезными для туриста, испытывающего в данныймомент отсутствие аппетита.
Один турист любит дождь, другой ненавидит его. Для одного горы являются удовольствием, для другого сплошное наказание. Все зависит от того, что человек ожидает от путешествия, от его вкусов и т.д.
Путешествие — это всегда эксперимент. Он вызывает усталость или незабываемые впечатления, радость или разочарование.
Путешествия дают людям возможность осуществить свои самые смелые мечты. Воспоминания, новые впечатления заставляют людей путешествовать все снова и снова. Сведения и видео материал о курортах очень часто искажают реальность до такой степени, что человек, побывавший там, понимает, что реальность не соответствует информации, полученной им из этих источников. Снимки, делающие бассейн длиннее, чем он есть на самом деле, краски природы, не существующие в реальности, потрясающий закат, снятый случайно, — все это, зачастую, приводит человека к разочарованию.
Рассматривая основные причины и факторы совершения путешествий, можно остановиться на следующих.
Финансовый. Маршрут путешествий зависит от средств, которыми располагает путешественник, и от размера желаемых трат на поездку.
Причиной многих поездок является долг посетить своих родственников или друзей.
Рекламный. Многие туристические агентства рекламируют дешевые и надежные маршруты путешествий.
Семейный статус. Чем больше людей в семье, тем более важно учитывать стоимость поездки и мнения детей.
Желание отдохнуть.
Престиж.
Вызов самому себе.
Желание приключений.
Красота видов.
Интерес с исторической точки зрения.
Интерес к культурным мероприятиям.
Интерес к спортивным событиям.
Бизнес-поездки. Аналитики авиакомпании Пан Америкой заявляют, что число бизнес-туров изменяется в зависимости от маршрута. Около 60—70% гостей, проживающих в отелях Шератон по всему миру, приехали с целью деловых контактов. Однако деловые поездки всегда связаны с определенной долей отдыха. Невозможно увидеть границу между отдыхом и бизнесом: заключение сделки в Европе может закончиться осматриванием Елисейских полей или ужином в ресторане «Максим».
Путешествия ради удовольствия. Удовольствие, полученное от посещения новых мест, зависит от условий, в которых до этого жил человек, от его жизненных потребностей. Люди могут получать удовольствие от хорошего самочувствия, избавления от скуки и побега от рутинной работы. Перемена места уже несет в себе радость.
Меняющиеся представления об удовольствии. Старшее поколение убеждено, что сама работа приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Нынешнее поколение проповедует идею о том, что жизнь — это развлечение и работа всего лишь средство для его получения. Путешествие ради удовольствия поменяло свои критерии и будет продолжать меняться.
До 1940 года люди путешествовали за границу преимущественно водным транспортом. Во время пяти-шестидневных вояжей на корабле в Нью-Йорк или в Англию любитель морских путешествий имел возможность стать гурманом или принять участие в развлекательных программах. Даже морская болезнь не могла испортить вояж.
Сегодня люди летят самолетом в Лас-Вегас ради азартных игр, на Гавайи ради серфинга, в Италию для осмотра Венеции и других достопримечательностей.
Путешествия как потакание своим желаниям. Многое путешествуют, чтобы возвыситься в своих собственных глазах. Путешествие в бедную страну дает человеку чувство превосходства.
Путешествия ради посещения спортивных зрелищ. Миллионы туристов посещают разнообразные спортивные мероприятия — баскетбол, футбол, бейсбол. Интерес к спорту, как в роли участника, так и в роли зрителя, затрагивает все слои общества.
Путешествия ради покупок. Как это ни странно, но для многих людей поездки ради того, чтобы провести целый отпуск в магазинах, являются частым явлением. Покупки являются свидетельством визита в ту или иную страну, они заставляют человека вспомнить о былых переживаниях. Каждая страна отличается производством той или иной вещицы: Шотландия — свитерами, Мексика — сомбреро, Ирландия — одеялами, Франция — духами и т.д. Рынки, магазины, бутики имеют свою культуру, свои запахи, свои традиции.
«Бродяжничество». В данном случае это — желание приключений.
Заложенные в человеке инстинкты заставляют его не сидеть на одном месте, искать что-то новое. В прошлом частые переезды не поощрялись обществом. Однако европейские народы являются исключением. Западные немцы составляют 80% туристов, посещающих Австрию, они частые гости в Югославии, Италии и Испании. Американцы тоже любят путешествовать, в основном по образовательным программам. Их излюбленные маршруты — Рим, Амстердам, Париж. Замечается увеличение числа туристов из Японии.
Путешествия для поправки здоровья. Поиск маршрутов для улучшения здоровья и продления жизни стимулируют людей ехать на курорты с минеральными водами, на берег моря. Минеральные воды всегда пользовались большой популярностью и многие отели включили в свои услуги грязевые и минеральные ванны. Многие люди ездят на курорты ради престижа.
Путешествия ради просвещения. Путешествия предоставляют человеку возможность реализовать свое желание познать новое. Школьные учителя составляют значительную часть отдыхающих в Европе американцев. Студенты также много путешествуют по Европе как отдельно, так и в группах, спонсируемых университетами. Многие американские университеты имеют обширные связи с европейскими коллегами и предоставляют своим студентам возможность участвовать в обменных программах.
Европа всегда притягивала американцев — каждый из них думает, что его предок когда-то пересек океан в поисках новой земли и свободы вероисповедания. В Испании туристы участвуют в корриде, во Франции проигрывают деньги на ипподромах.
Путешествие ради азарта. Пристрастие к азартным играм, стремление рискнуть можно найти практически в любой культуре, включая и самую простую и самую сложную. Риск может обеспечить то развлечение, которое невозможно найти в безопасных границах пригорода, предлагает шанс получить много, потратив мало. Для некоторых он превращается в страсть, столь же сильную, как страсть к наркотикам.
Такие места, как Атлантик-Сити, Лас-Вегас предлагают перерыв в жизненном однообразии, место, где азартные игроки могут насладиться небольшим риском, буфетом с недорогой закуской, может быть, даже и сомнительным шоу. Тысячи автобусов приезжают каждый месяц, привозя пассажиров, которые затем, точно приклеившись к сотням игровых автоматов, ожидают, когда выпадут три вишенки и река монет с веселым звяканьем польется в поднос победителя. Наблюдать то, как великосветские толстосумы выигрывают (и проигрывают) тысячи долларов тоже может служить для них развлечением.
Лас-Вегас привлекает 14 миллионов посетителей в год. В течение нескольких дней посетитель откалывается от своей группы. На больших шоу уровень адреналина повышается скачкообразно по мере появления в программе скользких шуток, полуобнаженных длинноногих красавиц, усиленного звука, который сотрясает нервы. Можно получить кое-что за бесплатно: игра в кости для искушенных людей, игровые автоматы для лентяев, американское лото для поклонников бинго. Питание вкусное и недорогое.
Но, как представляет один писатель, дело обстоит таким образом «…только три дня. На утро четвертого напуганный, сведенный с ума Вегасом человек обычно обвыкается. Слишком много больших событий, слишком мало всех остальных. Центральная нервная система превышает точку критической нагрузки, мозг оседает и топорщится, как спагетти, целую неделю лежавшие в глубине холодильника. Жертва, охромевшая и благополучно просадившая деньги, начинает тосковать по дому. Вегас сделал свое дело и с тобой».
Каждый выигрывает? Не каждый, особенно азартный игрок, который не может перестать играть. В конечном итоге все равно всегда выигрывает игорный дом.
Снобизм путешественника. Он может быть столь же плодотворным, как денежный снобизм, снобизм в вопросах образования и семейный снобизм. Требуется определенное количество денег, изобретательности и энергии для того, чтобы путешествовать на широкую ногу.
Снобам-путешественникам нравится, когда они могут рассказать о местах, которые они увидели, об отелях, в которых они останавливались, о ресторанах, которые они постоянно посещают — в общем, о местах, где, как они надеются, никогда не был их собеседник.
Снобизм путешественника имеет свои преимущества. Среди обширных групп людей главной причиной, по которой люди отправляются в поездку, является стремление по возвращении домой рассказать всем о ней. Кроме того, побывать во многих местах считается столь же престижным, как быть хорошо образованным. Последняя поездка на Юкатан обогащает путешественника и добавляет шик его личности. Рассказ о путешествии пользуется успехом, особенно если он касается поездки в какое-нибудь необычное место отдыха.