Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина
Математический факультет
Этюд курсовой работы по педагогике на тему:
«Контроль и Развитие Самоконтроля при изучении математики.»
Выполнила:
Студентка 2 курса 4 группы
Кузнецова В.Ю.
Проверил:
Доц. Хрусталева Р.Ю.
Москва
2009г.
Введение.
Политические и экономические изменения в современном обществе диктуют новые требования к системе российского образования. В настоящее время обществу и государству необходима личность, обладающая индивидуальностью, независимостью, способная активно и самостоятельно управлять собой и собственным развитием, принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Демократизация образования, начавшаяся в 1988-89гг., проходила на основе многих деклараций, но наиболее существенными из них были следующие:
· образование, прежде всего, должно обеспечить развитие личности человека;
· образование должно осуществляться на основе индивидуальной активности каждого учащегося и с учетом своеобразия его интересов;
· образование должно формировать у каждого учащегося все многообразие ценностей.
Педагогическая наука разработала и продолжает разрабатывать методы для реализации данных задач в современном обществе. Очевидна важность разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей.
|
Структура учебной деятельности включает в себя такую деятельность, как контроль. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. Но возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку контроль и оценка так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для развития всех аспектов предметных действий (по Л.Ф.Обуховой).
Поэтому значительная роль педагогики отводится формированию у детей умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. (Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.)
Возникает необходимость решения следующих проблем:
· ученики представляют учебную деятельность нерасчленённой, неосознанной, не самостоятельной, не планируемой;
· учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учащимися;
· допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
· отсутствуют или нечётко сформулированы критерии контроля над учебной деятельностью;
В последнее время в связи с распространением идей развивающего обучения заметно усилился интерес педагогов к той стороне самостоятельной работы, которая представлена самостоятельной деятельностью учащихся. Появилась и новая классификация работ, отражающая современные подходы к процессу обучения, в основу которой положены способы выполнения действий, уровень самостоятельности ученика (Рогинский В. М. “Азбука педагогического труда”, А.Г.Казакова “Организация самостоятельной работы ”, А.С.Границкая “Научить думать и действовать”)
|
Таким образом, контроль педагога должен быть направлен на развитие самоконтроля учащихся, чтобы дать толчок к дальнейшему развитию личности и позволить преобразовать процесс обучения в совместное творчество педагога и ученика. Важность этой проблемы давно обнаружена и изучаема как зарубежными педагогами (Д.Аткинсон, Д.Айзенк, Р.Кеттел, Д.Мид, Т.Шибутани),так и отечественными специалистами(Н.А.Шубин Ю.А.Конаржевский, Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Д.И.Румянцева, Ю.К.Бабанский).
К сожалению, существует затруднение в деятельности преподавателя: многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. Кроме того, самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразовательной школе (по данным А.К.Буряка) занимает, к сожалению, только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. То есть, не смотря на актуальность и изучаемость проблемы, до полного её разрешения еще далеко. Хотелось бы увидеть достижение такого уровня развития познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи, т.е. когда ученики овладевают всеми компонентами рационально организованной структуры познавательной деятельности, характерной для самообразования.
|
В своей работе я поставила задачу: изучить, как повлияет использование специальных заданий на развитие самоконтроля у детей.
Применяя методы:
1) Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2) Изучение опытно-экспериментальных работ по формированию навыков самоконтроля.
3) Проведение эксперимента в СОШ.
я провела исследование данной проблемы.
Глава 1. Контроль и Самоконтроль в теории.