Часть 3. Контроль и Самоконтроль.




 

Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде:

Первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свойобъект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на все более ранние фазы деятельности, при этом он “везде совпадает с ней по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени”(Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.[8]). То есть в итоге контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное использование основного действия. В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяютнесколько видов самоконтроля:· Контроль по результату (или итоговый контроль). Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися(по сути - проверка). Таким образом проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат. Давыдов и Эльконин считают, что такая форма самоконтроля, как контроль по результату не затрагивает процессуальной стороны деятельности. Последовательность и полнота проделанных учащимися операций остаются вне этого контроля. “Контроль по результату не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебного действия.”(В.В.Давыдов)[6] Лично мне близка их точка зрения. Когда проверка происходит как бы «на автомате», получается что контролируется не процесс, а результат, хотя мы знаем, что верный результат можно получить неверными действиями. В этой ситуации лучше применять так называемый «пооперационный контроль». Его функция контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в литературе определяется как пошаговый. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.· Прогнозирующий контроль. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. “Антиципирующие действия, составляющие основу прогнозирующего контроля,способствуют выработке учащимися индивидуального стиля деятельности,оптимальному использованию ими своих возможностей и выступают как важнейшийитог и показатель сформированности учебной деятельности.”(В.В.Давыдов)[6] Различают так же констатирующий и корректирующий самоконтроль, непосредственный и опосредованный. Кроме того наиболее интересна классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся: он делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Анализируя литературу, я пришла к выводу, что чтобы грамотно организовать самоконтроль учащихся, преподавателю необходимо делать «упор» не на заучивание методов решения, а во-первых, на понимание этих методов, каждого шага, и во-вторых, на контроль развития навыков самоконтроля. В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки, применяемых при решении математических задач. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля. Чуканцов С.М. в своей книге «Где ошибка?» предлагает систематизировать работу следующим образом: “1.Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа. 2.Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки. 3.Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства, тождественного преобразования. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты. 4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение. 5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске. 6.В тех темах, в которых это, возможно, желательно проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности- другим способом), иногда и непосредственным измерением искомой величины. 7.Полезно иногда учащимся предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля. 8.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища.” Приучать учащихся к самопроверке следует уже на занятиях по арифметике, где это особенно просто, и продолжать в течение изучения всего курса математики. Итак, формирование самоконтроля- процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.), начинается этот процесс еще в младших классах. Формируется навык самоконтроля посредством использования специальных приемов его формирования. По словам Д.Б.Эльконина[6] “действию самоконтроля в процессе решения учебных задач следует придавать особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учащегося, сколько контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.”


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: