Таблица 2.1
Год (до 31.12) | Количество проектов | Количество владельцев | Проданные периоды | Объем продаж (млн. $) |
155 000 | 100 000 | |||
805 000 | 245 000 | |||
1800 000 | 405 000 | |||
2 363 000 | 500 000 | |||
3144 000 | 560 000 | |||
3 756 000 |
Из приведенной таблицы видно ежегодное увеличение количества владельцев отдыхом и увеличение объема продаж. Самый большой рост объема продаж приходился на 1980—1985гг.
На рисунке 2.3. можно увидеть, что с 1986 года рост числа новых курортов был меньше, чем в первые годы десятилетия, однако средний размер новых курортов увеличивался, и они развиваются более опытными и лучше финансируемыми компаниями.
Система владения отдыхом в настоящее время является одной из наиболее быстрорастущих областей туристского бизнеса, связанного с организацией отдыха. Последствия старения населения меняют отношение к проведению отдыха в сторону повторного посещения мест отдыха. На рис. 2.4 представлен рост числа владельцев отдыха, а на рис. 2.5 — рост количества проданных недель за тот же период времени (1980—1997гг.).
Рис. 2.3. Рост количества проектов, связанных с системой владения отдыхом (1980-1997гг.).
Рис. 2.4. Рост числа владельцев отдыха (1980-1997гг.).
Рис. 2.5. Рост количества проданных недель (1980-1997гг.)
В системе владения отдыхом владельцы часто приобретают несколько недель на одном или нескольких курортах.
Рост объема продаж в системе владения отдыхом представлен на рис. 2.6, а количество владельцев отдыха на 10.000 населения, в некоторых странах мира (по данным RCI) в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Страна | Количество владельцев на 10 000 населения |
США | |
Великобритания | |
Канада | |
Финляндия | 35,2 |
Бельгия | 11,7 |
Австрия | 7,6 |
|
По мнению экспертов RCI, имеется никакого существенного фактора в будущем, который бы угрожал росту продаж владения отдыхом.
В относительных величинах наиболее существенный рост числа курортов и владельцев произошел в начале 80-х, прежде всего благодаря произошедшему в Соединенных Штатах преобразованию сотен неприбыльных объектов, находящихся в полной собственности, в объекты, связанные с владением отдыхом. В течение следующих нескольких лет наблюдался более медленный рост индустрии вследствие медленного восстановления рынка недвижимости.
Рис. 2.6. Рост объема продаж в системе владения отдыхом с 1980-1997гг. (млрд. $ США)
С 1980г. ежегодные темпы роста обмена собственностью для отдыха равнялись в среднем 15%. Для сравнения можно сказать, что в секторе традиционного туризма эта цифра равнялась лишь 4%, а в гостиничном бизнесе — 2% за тот же период. Эксперты полагают, что сфера обмена отдыхом меньше подвержена краткосрочным изменениям спроса, чем более изменчивый традиционный сектор туризма; более чуткий к колебаниям доходов потенциальных потребителей и влиянию внешних факторов. По оценкам экспертов темпы роста сектора системы владения будут в дальнейшем примерно в 4 раза превосходить общие темпы роста туристского бизнеса, и в 7 раз — гостиничного.
В России рынок системы владения отдыхом практически отсутствует. На сегодняшний день база клиентов в Москве составляет 12.500 тысяч семей, из которых примерно 20% находятся в блоке в связи с неуплатой управленческих взносов. И в эту цифру входят семьи не только из Москвы, а также из благополучных регионов России. Таким образом, получается, что 12.500 тысяч семей это и есть весь рынок России. Это и есть результат бесконтрольности развития данного сегмента рынка — отсутствие законодательной базы.
|
Растущее количество жалоб и обращений в судебные инстанции по поводу недобросовестных действий продавцов таймшер-продукта заставило правоохранительные органы обратить внимание на эту проблему. Кроме того, необходимо было определить налогооблагаемую базу по продуктам таймшер-индустрии. Все эти причины нашли свое отражение в разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей операции на рынке отдыха в режиме разделенного времени. Цель принятого Государственной Думой закона об особенностях организации туристской деятельности в сфере клубного отдыха — создать в стране условия для развития отечественных индивидуальных и коллективных средств размещения, уменьшить дефицит платежного баланса по статье «туризм/поездки», а также защитить права отечественного потребителя услуг клубного отдыха.
Одной из основных задач, решаемых Законом, была максимальная защита прав потребителей в условиях массовых нарушений прав последних, особенно со стороны иностранных компаний. Данная задача была решена самым жестким образом. В закон введены:
a существенные условия договора;
a значительный период «охлаждения» (срок, в который покупатель может отказаться от договора без выплаты штрафов и указания причины) составляет 14 дней с даты подписания договора;
|
a обязательное ведение реестра членов клуба отдыха;
a деятельность клуба отдыха и продавца может осуществляться только на основании государственной лицензии на занятие туристской деятельностью и в соответствии с действующими в России стандартами;
a услуги, оказываемые клубом отдыха, подлежат обязательной сертификации.
Приходится констатировать, что в России репутация системы владения отдыхом сильно подмочена. Политика маркетинговых компаний, работающих на российском рынке, — это политика «рвачества». Маркетинговые фирмы на рынке системы владения отдыхом совершенно не задумываются о том, что политика агрессивного маркетинга приносит плоды только в данный момент. Устраиваются презентации, на которые клиенты заманиваются прямым обманом. Используются психологические методы воздействия на клиентов. Далеко не секрет, что покупаемые у маркетинговых компаний недели идут с большой «накруткой», что является одним из основных моментов в торможении развития системы владения отдыхом. Сейчас наблюдается тенденция покупки сертификатов системы на месте, непосредственно у курорта, минуя посредников, но и это оказывает незначительное влияние на работу вторичного рынка.
Таким образом, причина сложившейся вокруг системы владения отдыхом в России ситуации сводится к следующим трем моментам:
a отсутствие необходимой законодательной базы;
a агрессивность маркетинговых компаний;
a порочное ценообразование на услуги клубного отдыха.
Большинство таймшерных компаний, действующих в России, зарегистрированы как туристские фирмы, но часто не имеют лицензии на ведение туристской деятельности. Некоторые из них напрямую с клубными отелями не связаны. Вероятно, среди этих фирм есть и такие, которые планируют работать на российском рынке добросовестно и долго. Но, к сожалению, даже они на сегодняшний день прибегают к сомнительным методам работы, используя некорректные меры воздействия на клиентов. Более того, несмотря на небольшой срок деятельности компаний, торгующих таймшерами на российском рынке, уже известны печальные примеры: есть исчезнувшие фирмы, есть компании, к которым предъявлены судебные иски.