Цель занятия. Рассмотреть основные механизмы поддержания гомеостаза, формулы групп крови правила ее переливания. Научиться определять групповую принадлежность крови в системе агглютиногенов АВО и резус - принадлежность.
Примерные вопросы по теме
1. Физико-химические свойства крови: вязкость, удельный вес, осмотическое и онкотическое давление.
2. Определение осмотической резистентности эритроцитов.
3. Состав плазмы крови. Белки плазмы крови: альбумины, глобулины, фибриноген. СОЭ и ее определение.
4. Минеральный состав плазмы и кровезаменяющие растворы.
5. Реакция крови и поддержание ее постоянства. Буферные системы крови.
6. Группы крови и реакция агглютинации. Значение переливания крови. Система агглютиногенов АВО. Определение группы крови.
7. Классические и современные правила переливания крови.
8. Резус - фактор и резус - несовместимость. Другие системы агглютиногенов. Пересадка органов и тканей.
Самостоятельная работа студентов
1. Определение осмотической резистентности эритроцитов.
2. Скорость оседания эритроцитов
3. Виды гемолиза.
4. Определение группы крови.
5. Определение резус – агглютиногена.
Занятие 17
СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ
Цель занятия. Проанализировать механизмы свертывания крови и фибринолиза. Познакомиться с основными экспресс - методами их исследования.
Примерные вопросы по теме
1. Свертывание крови, роль этого процесса в норме и патологии. Теория геморегуляции Шмидта - Моравица. Современные представления о механизмах гемостаза.
2. Плазменные факторы свертывания.
3. Тромбоциты, их количество и основные функции, регуляция их образования. Факторы свертывания крови тромбоцитов.
|
4. Факторы свертывания крови эритроцитов, лейкоцитов и тканей.
5. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз и динамические превращения тромбоцитов.
6. Гемокоагуляционный гемостаз, его фазы. Первая фаза свертывания крови.
7. Вторая и третья фазы свертывания крови.
8. Фибринолиз, его значение и механизмы. Ретракция кровяного сгустка.
9. Противосвертывающие механизмы.
10. Причины несвертываемости крови в сосудистом русле.
11. Латентное микросвертывание и внутрисосудистое тромбообразование (триада Вирхова).
12. Регуляция свертывания крови и фибринолиза. Контуры регуляции, ведущие причины гиперкоагуляции. Механизмы стимуляции фибринолиза.
Самостоятельная работа студентов
1. Определение времени спонтанного свертывания крови по Ли - Уайту.
2. Определение времени рекальцификации плазмы.
3. Определение протромбинового времени плазмы.
4. Определение содержания фибриногена.
5. Этаноловый и бета - нафтоловый тесты.
6. Влияние ионов Са и оксалата Na на свертывание крови.
7. Определение ретракции по Матиссу.
8. Определение фибринолиза и ретракции по способу Кузника.
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Занятие 18
ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ
Цель занятия. Проанализировать механизм внешнего дыхания, познакомиться с основными физиологическими показателями легочной вентиляции.
Примерные вопросы по теме
1. Система дыхания, ее функции. Основные этапы снабжения организма кислородом. Система кислородного обеспечения организма.
2. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха при спокойном и глубоком дыхании.
3. Причины изменения объема легких при вдохе и выдохе.
|
4.Отрицательное давление в плевральной щели, его происхождение и изменения при дыхании. Схема Дондерса. Пневмоторакс.
5. Эластическое (статическое) и неэластическое (динамическое) сопротивления дыхания, взаимоотношения между ними.
6. Легочные объемы и емкости.
7. Функциональные показатели дыхания. Альвеолярная и легочная вентиляции.
8. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
Парциальное давление газов в атмосферном и альвеолярном воздухе.
9. Парциальное давление и напряжение газов. Способы связывания газов кровью. Содержание газов в крови.
Самостоятельная работа студентов
1. Измерение жизненной емкости легких с помощью спирометра.
2. Спирография и анализ спирограмы (записывают спирограмму
определяют следующие показатели: ДО, ЖЕЛ, РОВд, РОВых, МОД, ДМОД, задержку дыхания на вдохе и выдохе, АВЛ).
3. Определение максимальной вентиляции легких и резерва дыхания (записывают спирограмму в течении 1 мин спокойного дыхания. Затем, добавив в правый колокол спирографа 1200 мл в течении 15с записывают МВЛ - при максимально глубоком частим дыхании).
4. Расчет легочных емкостей и функциональных показателей вентиляции
легких по таблицам, формулам и номограммам.
ДЖЕЛ (муж.) == (27,63 - (0.112 х возраст,г.)) х рост,см ДЖЕЛ (жен.) == (21,78 - (0,101 х возраст,г.)) х рост,см. ДМОД (муж.) = 3,2 х поверхность тела, м2
ДМОД (жен.) = 3,7 х поверхность тела, м2
АВЛ = (ДО - ОМП) х ЧД,
Где ОМП — объем мертвого пространства, равный 30% дыхательного
объема; ЧД - частота дыхания в 1 мин.
ДМВЛ = 35 х ЖЕЛ, л (ЖЕЛ определяют по номограмме роста, массы тела,
возраста и пола). РД=МВЛ-МОД.
Занятие 19