ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ВОЗРАСТ: 3-4 года
«Фотоаппараты»
Цель: развитие памяти и внимания.
Детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
«Опиши соседа»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно – на прогулке, в групповой комнате, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выберите знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
«Разложи карточки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т.д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
«Какой игрушки не хватает?»
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
– увеличить количество игрушек;
– ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
«Матрешки»
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
|
Правила игры: нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек.
Детям предлагается посмотреть на четыре предмета и сравнить их, найти различия. Вопросы к детям:
– Одинаковые ли волосы у матрешек?
– Одинаковые ли платки?
– Одинаковые ли ножки матрешек? И т.д.
При повторном проведении игры предлагается сравнить матрешек без вопросов.
«Где, чей домик?»
Цель: развивать устойчивости внимания.
Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.
Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите карандаш в сторону.
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.
Время демонстрации одной карточки – 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
«Экран»
Цель: развитие зрительной памяти.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
|
ВОЗРАСТ: 5 лет
«Сделай, как я!»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: спички, палочки.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
«День и ночь»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: предметные картинки.
На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
«Запомни картинки»
Материал: карточки с следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
«Радио»
Цель: развивать память, активизировать речь детей.
|
Игровые правила. По памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы.
Игровые действия. Отгадывание по описанию товарищей.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глазки и по памяти опишу ребенка нашей группы. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас»,— говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки.
«Гуляем по лесу».
Цель: развитие зрительной памяти;
Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.
Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь.
Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
ВОЗРАСТ: 6-7 лет
«Пуговица»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Материал: игровое поле, пуговицы
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
«Запомни точки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Вывешиваются плакаты и предлагается задание – внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.
«Художественный салон»
Цель: учить устно описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь-описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила. По памяти описать предмет, который игрок хочет «купить».
Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.
«Что изменилось?»
Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал: предметы разных промыслов.
Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
«Фотоаппараты»
Цель: развитие памяти и внимания.
1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
2 вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
3 вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось («Что изменилось?»).
4 вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ВОЗРАСТ: 3-4 года
«В магазине зеркал».
Цель: развитие наблюдательности, внимания, двигательной памяти.
Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть.
Я буду обезьянкой, а вы – зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль.
Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
«Съедобное – несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
Упражнение «Покажи»
Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.
Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.
Как ходит корова? Покажи.
Как бодается бык? Покажи.
Как кошка лежит на солнышке?
Как бегает по рельсам трамвай?
Как ты поднимаешься по лестнице?
Как тормозит машина у светофора?
Как милиционер своей палочкой останавливает машину?
Как бабушка поправляет очки?
Упражнение «Паровозик»
Несколько детей встают "паровозиком" друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.
ВОЗРАСТ: 5-7 лет
«Зеркало»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
«Кукловод »
Цель: развитие двигательной памяти.
1 вариант. Воспитатель – «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».
3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
«Молекула»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, саморегуляции.
Дети – атомы, свободно передвигаются по комнате.
При слове «молекула», которое произносит педагог, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
Игру можно усложнить. Педагог-ведущий хлопает в ладони, подаёт команду «молекула» и называет число (2, 3, 4 и т.д.). Дети должны быстро объединиться по столько человек, сколько назвал ведущий.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
ВОЗРАСТ: 3-4 года
«Я положил в мешок»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
«Прогулка в картинках»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.
По возвращении группу детского сада попросите детей нарисовать те знаки, которые он запомнил.
Упражнение «Запоминаем слова»
Цель: развитие слуховой механической памяти
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
«Что слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
«Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за ширмой. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки.
Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.
Упражнение «10 цифр»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5