Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.
Варианты рассказов для запоминания.
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
ВОЗРАСТ: 5 лет
«Соберем букет», «Соберем урожай фруктов»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т.д.
|
(Игра «Соберем урожай фруктов» проводится аналогично игре «Соберем букет»).
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Рассказываем сказку».
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
Игра «Загадки»
Цель: развитие слуховой памяти
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.
Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Задание № 1: Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание № 2: Вспомни и повтори загадку?
Игра «Пересказ по кругу»
Цель: развитие слухового запоминания
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
|
«Узнай по голосу».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом.
Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.
ВОЗРАСТ: 6-7 лет
«Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил...
Задания:
· Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
· Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых называл я.
· Найди на картинках животных, которых назвал ты.
· Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
«Каскад слов»
|
Цель: развитие слуховой памяти
Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»
Цель: развитие слуховой памяти
Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.
У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки – мышки: чур я – мышка, чур я – кот...»
Все так весело играют и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек – воз, а играть невесело!
(Е. Серов)
Вопросы:
Какие игрушки Рая отобрала у ребят?
Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?
Почему другим ребятам весело?
В какую игру стали играть дети?
В какие игры можно играть вместе?
«Да и нет, не говорить»
Задача детей отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».
Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь- это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?
Вариант 2:
Берлога медведя на ветке?
Яблоки созревают зимой?
Листья желтеют осенью?
Воробей это птица?
У машины 4 колеса?
Лиса живет в логове?
Понедельник- это часть суток?
Стихи поют?
Пирамидка – это школьная принадлежность?
Ты любишь читать?
Луна квадратная?
В неделе 5 дней?
Стол – это электроприбор?
Апельсин синий?
Снег тает весной?
Ёж впадает в спячку?
ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ВОЗРАСТ: 3-4 года
Упражнение «Фигуры»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: геометрические фигуры, вырезанные из твердой бумаги или картона.
Задания:
· Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.
В тех случаях, когда ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, ее вы совместными усилиям придумаете подходящие для этих фигур названия. Например, первая фигура похожа на солнышко, вторая – на домик, третья – на окно, четвертая на пряник, пятая – на шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.
· Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры и называет их.
ВОЗРАСТ: 5 лет