Цель: развитие смыслового соотнесения.
Детям предъявляются 6 картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.
Упражнение «Найди нужную картинку»
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Детям предлагается из предложенных картинок найти такую, которая помогла бы запомнить данное слово.
«Топ-хлоп».
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.
Задача детей хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное.
Примеры:
Летом всегда идет снег.
Картошку едят сырую.
Ворона - перелетная птица.
ВОЗРАСТ: 5 лет
Игра «Видеоскоп».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1-2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то, что кто-то забыл.
Игра «Опиши предмет»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал).
«Бывает – не бывает».
|
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно. Ситуации можно предложить разные:
1. Папа ушел на работу.
2. Поезд летает по небу.
3. Кошка хочет есть.
4. Человек вьет гнездо.
5. Почтальон принес письмо.
6. Зайчик пошел в школу.
7. Яблоко соленое.
8. Бегемот залез на дерево.
9. Шапочка резиновая.
10. Дом пошел гулять.
11. Туфли стеклянные.
12. На березе выросли шишки.
13. Волк бродит по лесу.
14. Волк сидит на дереве.
15. В кастрюле варится чашка.
16. Кошка гуляет по крыше.
«Зеваки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения
Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить движение.
Совершивший ошибку – «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные – они победители».
«Слушай хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
|
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды.
Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».
ВОЗРАСТ: 6-7 лет
Упражнение «Слова»
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова, связанными с ними по смыслу:
Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (Огород) Лодка (речка) Мех (шуба)
Упражнение «Пары слов»
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Детям предлагается запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка). Для этого нужно объединить близкие по каким-нибудь признакам или ситуациям слова (лес — гриб; стол — чашка; вода —... и т.д.). Вначале этот прием отрабатывали на картинном материале, затем на словесном.
Упражнение «Вспомни слово»
Цель: развитие смыслового соотнесения.
Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
окно – цветок лыжи – холод
чашка – молоко книга – учитель
нога – палец дорога – машина
После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
Игра «Запомни слова»
Цель: развитие умения классифицировать.
Детям предлагается запомнить несколько слов. Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива.
|
Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку
Упражнение с обручем
Цель: развитие умения классифицировать.
Расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча.
Упражнение с двумя обручами
Разложить карточки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные.
Упражнение «Прилетели»
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, лебеди, куницы,
Галки и стрижи, Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Палки и стрижи,
Бабочки, чижи, Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки, лебеди и утки
– и спасибо шутке