ЦИФРОВОЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫЦКРМ УГНТУ
№ п/п | Тема | Видеолекции к теме | Тезисы к видеолекциям | Термины |
1. 1. | Рождение кино как искусства. «Кино и магия всегда имели очень много общего. Авторы самого первого фильма были волшебниками» Ф. Ф. Коппола. | 1. Рождение немого кино. О. и Л. Люмьеры. Ж. Мельес. Д. У. Гриффит. | - О. и Л. Люмьеры: рождение кинематографа. - Особенности немого кино. - Ж. Мельес – волшебник экранных иллюзий. - «Нетерпимость» - авторский фильм Д. У. Гриффита. | Немое кино Кадр Киносъемка Мизансцена Монтаж Стоп – кадр Трэвеллинг Крупный план |
2. Американская комическая. Б. Китон. Г.Ллойд. Ч. Чаплин. | - Мак Сеннет: искусство слепстика. - Эксцентрика и бурлеск. - Творчество Б. Китона и Г. Ллойда - Ч. Чаплин: искусство выдающегося мастера. | Гэг Эксцентрика Бурлеск Слепстик Маска в кино Комедия положений Кинотрюк Киноискусство | ||
3. Экспрессионизм и сюрреализм в кино. Ф. Мурнау. Ф. Ланг. Л. Бунюэль. | - Экспрессионизм как направление в кино. - Эстетика жанра «фильм ужасов». - Творчество Ф. Мурнау, Ф. Ланга. - Сюрреализм и первые фильмы Л. Бунюэля. | Фильм ужасов Экспрессионизм Сюрреализм Оператор в кино Антиутопия Анимадок Сновиденческое кино | ||
2. | Киноклассика. Становление языка кино. «Мне нравятся персонажи, у которых есть мужество решиться на то, о чём они мечтают». Люк Бессон. | 4. Звуковое кино. Поэтический реализм в кино Франции. Творчество режиссеров М. Карне и Ж. Ренуара. | - Рождение звукового кино. - Поэтический реализм в кино Франции. - Фильмы с участием Ж. Габена. - Режиссерская концепция фильмов «Правила игры» Ж. Ренуара и «Дети райка» М. Карне. | Звуковое кино Звукозрительный контрапункт Импрессионизм в кино Поэтический реализм Драма в кино |
5. Золотой век Голливуда. Система звезд. Новаторство и открытия фильма О. Уэллса «Гражданин Кейн» (1941). | - Золотой век классики Голливуда. - Система звезд. Стиль гламура. - Жанры: мюзикл, вестерн, гангстерское кино, мелодрама. - Орсон Уэллс: Открытия фильма «Гражданин Кейн». | Киноиндустрия Продюсер Большой стиль Кинозвезда Вестерн Гламур Флэшбек Мюзикл Цветное кино Ненадежный рассказчик | ||
6. Ф. Феллини. Кино Италии от неореализма к комедии по-итальянски. | - Эстетика неореализма и его открытия. - Ф. Феллини и Дж. Мазина. - Режиссерский стиль и открытия Ф. Феллини. - Фильмы режиссеров П. Джерми и Э. Скола. | Неореализм Мелодрама Трагикомедия Ирреальное действие Карнавализация Стиль в кино Комедия по-итальянски Фантасмагория Сатира | ||
3. | Эволюция киноязыка. Новая волна. «В жизни я мало гуляю, потому что делаю это в своих фильмах». Жан Люк Годар. | 7. Новая волна в кино Франции. Творчество режиссеров Ж.Л. Годара, Ф. Трюффо, Л. Маля. | - Новая волна и идеи А. Базена - Теория авторское кино. - Фильм «На последнем дыхании» Ж.Л. Годара. - Фильмы Ф. Трюффои Л.Маля. | Новая волна Авторское кино Импровизация Синематека Натурные съемки Фильм – нуар Внутрикадровый монтаж Кинорежиссура |
8. В творческой мастерской А. Хичкока. Фильмы «Психо» и «Головокружение». | - А. Хичкок: новое видение кино. - Атмосфера съемок и саспенс. - Жанр - триллер. - Фильмы «Психо» и «Головокружение»: сюжет, образы, открытия. | Саспенс Триллер Кинотеатры Хичкока Ракурс Макгаффин Съемка с точки зрения персонажа Твист | ||
9. Режиссерское видение мира И. Бергмана. Концепция и структура фильма «Персона». Открытия и творческий поиск М. Антониони. Трилогия «отчуждения». | - И. Бергман: концепция и режиссура фильма «Персона». - Открытия И. Бергмана. - М. Антониони. - Фильм «Приключение»: новая структура повествования. | Внутренний монолог Композиция в кино Психология кино Отчуждение Экзистенциальное кино Психоанализ Длинный план Движение камеры Драматургия кино Субъективная камера | ||
4. | Новый Голливуд и кино Латинской Америки. «Быть режиссером — это все равно, что проживать множество жизней. Думаю, что по этой же причине люди и ходят в кино». Стивен Спилберг | 10. Кризис студийной системы в кино США. Рождение Нового Голливуда. | - Кризис традиционных жанров. - Фильмы класса Б. - Как родился Новый Голливуд? - Актеры новой формации. - Рождение режиссуры Нового Голливуда. | Студийная система Пеплум Кино класса Б Формат в кино Блокбастер Новый Голливуд Продакшен Постпродакшен Киномузыка |
11. Голливуд и независимые. | - Контр - культура и кинематограф. - С. Люмет: критика американского общества. - Дж. Лукас: виртуальное кино. - Вуди Аллен – классик независимого кино. - Альтернативное кино К. Тарантино. | Цифровое кино Санденс Мамблкор Контр - культура Нарратив Инди– фильм Виртуальное кино Психоделика Мамблкор | ||
12. Культовые режиссеры Латинской Америки Г. дель Торо. А. Куарон. А. Иньяррриту. | - От сериала «Рабыня Изаура» к фильму «Город Бога». - Мексиканская новая волна. - Голливуд и режиссеры Латинской Америки. - Фильмы «Форма воды», «Гравитация», «Бердмен» | Культовый фильм Латиноамериканское кино Фильм - инсталляция Съемка одним планом Спецэффект | ||
5. | Кино Востока. «Путь в тысячу ли начинается с первого шага» Лао – Цзы. (Имеет прямое отношение к фильму ЧжанИмоу «Путь в тысячу миль»). | 13. Творчество и открытия А. Куросавы. | - А. Куросава – выдающийся мастер кино. - Фильм «Расемон»: новая структура повествования. - «Семь самураев» - великий шедевр мастера. Переосмысление традиций самурайского фильма. - Открытия Куросавы. - «Сны»: фильм - духовное завещание. | Художник кино Художественная среда Экранизация Самурайское кино Пространство в кино Кинообраз Дзидайгеки Экранизация |
14. Современное кино Японии и Кореи. | - Классика японского кино. - Режиссура К. Мидзагути, С. Имамуры. - Х. Миядзаки и японское аниме. - Особенности кино Кореи. - Творчество Ким Ки Дука, Пак ЧханУка, Х. Корээды. | Созерцательное кино Мифология Буддийское кино Созерцательное кино Аниме | ||
15. ЧжанИмоу. Пятое и шестое поколения в кино Китая. | - Культура Китая и кино. - Культурная революция в Китае и ее последствия. - Режиссеры пятого поколения. - ЧжанИмоу: фильмы о нравственных ценностях. - Режиссеры шестого поколения | Национальное кино Квота Коопродукция Дорама Кино кун-фу Китайская опера | ||
6. | Авторское и коммерческое кино. «Я живу в собственных фантазиях, из которых делаю короткие вылазки в реальность» Ингмар Бергман | 16. Тематика и язык фильмов Б.Бертолуччи. Постмодернизм. Кино Испании: фильмы ПедроАльмодовара. «Догма 95» в кино Дании. | - Кино Италии: Б. Бертоллуччи. - Постмодернизм в кино. - П. Альмодовар - режиссер фильма «Поговори со мной». - «Догма 95» - радикальное направление в кино. | Феномен Бертолуччи Постмодернизм Массовая культура Догма 95 Внежанровое кино Кино провокации |
17. Блокбакстер: структура и особенности создания. Артхаус и мейнстрим в современном кино. | - Блокбакстер: структура и особенности создания блокбастера. - Понятие артхауса - Характерные черты артхаусных фильмов. - Современный мейнстрим. | Малобюджетное кино Модное кино Мейнстрим Интертекст Артхаус Дистрибуция | ||
18. Интерактивное кино и анимация в мировойкиноиндустрии. Студия «Пиксар». Вселенная кинокомиксов. | - Интерактивное кино. - Основные направления развития интерактивного кино. - Анимация студии «Пиксар». - Киновселенная и супергерои кинокомиксов. | Интерактивное кино 3 D анимация Графика Супергерой Кинокомикс Кроссовер Аниматика Киновселенная Архетип | ||
7. | Нетрадиционные жанры в мировом кино. «Что может быть свободнее человеческой фантазии» Дэвид Юм. | 19. Необычный мир и странные герои фильмов Вернера Херцога. Фильм – путешествие в фильмографии Херцога. | - Херцог – режиссер новой волны. - Необычные герои фильмов В. Херцога. - Игровые и документальные фильмы Херцогао путешествияхи мировой культуре. | Фильм - путешествие Роуд – муви Мотивирующее кино Документальное кино Натурные съемки Знаковый пейзаж |
20. Особенности современной кинофантастики. Фэнтези и магический реализм. | Фэнтези как разновидность фантастики. Современные фильмы – фэнтези Магический реализм как жанр в кино Латиноамериканское кино жанра магический реализм. | Киберпанк Сай – фай Мифология Фэнтези Сеттинг Магический реализм Кроссовер Архетипы Готическая сказка Таймлайн | ||
Новые формы реализма. Социальное кино. | - Эволюция жанров. - Поджанр - Докудрама - Кино по реальным событиям. - Социальное кино | Документальная основа в игровом кино. Докудрама Кино по реальным событиям Социальное кино | ||
8. | Куда идет современное мировое кино? «История человека, который проживает лучший период жизни, счастлив и у него все идет хорошо, вряд ли заинтересует кинематограф». Даниэль Крейг | Взаимосвязь жизни общества и развития кино. Новая волна в кино Румынии. Иранский ренессанс. | - Событийность политического кино. - Румынская новая волна - Иранский ренессанс. | Политическое кино Идеология в кино Фильм – манифест Атмосфера в кино Дубль в кино Иранское кино Цензура в кино |
Фестивальное кино. Особенности эволюции премии «Оскар». Лауреаты премии «Оскар» последних лет. | - Фестивальное кино. - Парадоксы премии «Оскар». - Кинопресса о лауреатах премии «Оскар» последних лет. | Фестивальное кино Премия «Оскар» Киноакадемия Азиатский «Оскар» Рейтинг Кинопресса Бокс – офис Рейтинг | ||
Основные тенденции развития современного мирового кино. Мультимедиа и арт-кино в мировом кинопроцессе. Развитие кино стран третьего мира. | - Цифровая дистрибуция. - Глобализация и кинематограф. - Фильмы предвидения. - Болливуд и прогрессивное кино Индии. - Кино Африки: развитие с нуля? - Куда движется современное кино? | Мультимедиа Арт-кино Ремейк Локализация Болливуд Нолливуд Современное кино |
|
|
|
Автор цикла - киновед,
основатель и руководитель киноклуба «АРТ-кино»
В.Г. Жерехов